Минеева Диля Гильмутдиновна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Дюймовочка»
г. Заинск, Республика Татарстан
Адвент – календарь «Мы живем в Поволжье»
Для детей старшей группы
Цель: Закрепить с детьми знания о культуре и традициях народов Поволжья.
Задачи:
Образовательные:
закрепить с детьми символы, игры народов, проживающих в Поволжье (русские, кряшен, татары); формировать у детей умение определять народы по внешнему виду, костюму и называть их, классифицировать элементы народного костюма.
Воспитательные:
формировать у детей нравственные качества через народные подвижные игры, народный фольклор и традиции; воспитывать чувство дружбы, сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательного отношения друг к другу; закрепить у детей умение работать в группах, договариваться между собой, приходить к общему выводу.
Оборудование: конверты с заданиями, Адвент – календарь, карточки с изображением флагов, гербов, национальных костюмов, атрибуты для проведения подвижных игр, раздаточный материал.
Ход игры
Вводная часть:
Воспитатель: Дорогие ребята перед вами Адвент – календарь «Мы живем в Поволжье». Он представлен в виде карты Поволжья с кармашками и заданиями. Приглашаю вас поучаствовать в игре-путешествии по республике Татарстан.
Народы Поволжья живут дружно. Дети разных национальностей вместе учатся в школе, ходят в детский сад. Вот и наш детский сад – одна большая многонациональная семь. Народы Поволжья гостеприимные, трудолюбивые люди. Как у каждой птицы – своя песня, так и у каждого народа есть свои традиции и обычаи, своя культура – народные песни, музыка и танцы.
Поволжский край, моя земля
Родимые просторы
У нас и реки и поля
Холмы, леса и горы
Народы, как одна семья
Хотя язык их разный.
Дружбой мы своей сильны,
И все живём прекрасно!
Основная часть:
И так, наше путешествие начинается здесь и сейчас. Проверим ваши знания. Достаем из кармашка листочек с 1 заданием. Назовите те народы, которые проживают в Татарстане.
Заканчиваем выполнение заданий по звуку колокольчика. Для начала, разминка. Разделимся на 2 команды.
Задание:2 Каждая команда получает карточки с изображением народов в национальных костюмах, пожалуйста, выделите и назовите те народы, которые проживают в Татарстане . Не забудьте, что работая в группах, вам необходимо будет договориться, кто из вас будет отвечать на вопрос.
Время пошло.
( дети выполняют задание на столах)
Воспитатель: Время вышло. Какая группа готова ответить первой?
(картинки выставляются на доске)
Воспитатель: Как вы определили принадлежность человека к той или иной национальности? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Как я уже говорила, что у каждого народа есть свои традиции, конечно, свои праздники.
Задание 3 Я их буду называть, а вы быстро отвечайте, чей это праздник. Будьте внимательны.
Сабантуй. (ответы детей)
Верно – это главный татарский национальный праздник, посвященный труду на земле, отмечает окончание весенних полевых работ.
Питрау (ответы детей)
Конечно, это народный праздник кряшен посвященный любви и добра.
Масленица. (ответы детей)
Верно. Это старинный русский праздник проводы зимы, встреча весны.
Молодцы. В конце февраля люди прощаются с зимой, пекут жаворонков и закликают приход весны пением призывных песен.
Задание 4.
Посмотрите на картинку. Как называется эмблема страны?
(ответы детей – герб)
У меня конверты с гербом Татарстана. Я раздаю каждой команде по конверту. Вам надо из частей собрать герб. Работайте дружно, в команде. (дети выполняют задание на столах)
Воспитатель: Внимание! Заканчиваем работу. Проверяем, все команды справились с заданием.
(команды проверяют правильность сборки герба друг у друга)
Задание 5. Воспитатель: Назовите главный город республики Татарстан.
(город Казань).
Воспитатель: Предлагаю размяться и сыграть в татарскую игру «Тимербай».
Ход игры. Дети делают круг.
Воспитатель с помощью татарской считалки выбирает водящего — Тимербая.
Бер тай, ике тай, оч тай, дурт тай, биш тай,— чыгып тай!
(Один жеребенок, два жеребёнка, три жеребёнка, четыре жеребёнка, пять жеребят — вылетай). Он становится в центре круга.
Водящий говорит:
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались.
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали.
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.).
Молодцы.
Двигаемся дальше.
Задание 6. У каждого народа есть свои пословицы и поговорки. Есть они и у русского народа. Вспомните их.
Не бери себе в спутники дурного человека.
Надежный друг цены не имеет.
Разрушить легко, а построить труднее.
Воспитатель: Во время праздников все народы устраивают спортивные и шуточные состязания.
Во время масленицы также устраивают всевозможные шуточные состязания в силе и ловкости, такие как бег в мешке, разбивание горшка и другие.
И сейчас у нас игра-
Веселится нам пора.
Кто в мешке под громкий смех
Пробежит быстрее всех.
(Проводится игра «Бег в мешках»)
Воспитатель: Поиграли, свою ловкость показали. Молодцы!
Отправляемся дальше.
Воспитатель: Ребята посмотрите на нашу карту Поволжья. Здесь проживают народы, о которых мы с вами говорили. Как вы думаете, почему мы говорим народы Поволжья, карта Поволжья. (ответы детей)
Заключительная часть:
Воспитатель: Все народы, о которых мы сегодня говорили, объединяет великая русская река Волга. Поэтому мы и говорим народы Поволжья, т,е. живут на берегах Волги. Живут они в дружбе и согласии.
Подведение итогов (рефлексия)
Давайте встанем в круг и поиграем в игру дружбы.
(проводится игра «Давайте дружить»)
Дети встают в круг.
«Давайте дружить друг с другом, как птицы в небе,
как трава с лугом, как поля с дождями, как дружит солнце со всеми нами».
Вот так народы подружились (поздороваться за руки).
Вот так народы соединились (взяться за руки).
Вот так народы объединились (обняли друг друга за плечи)
С тех пор наши народы живут в мире и согласии» (поднять вверх сцепленные руки).
Воспитатель: Ребята, ну вот наше путешествие подошло к концу.
Вам понравилось? (ответы детей). Всем спасибо.
Список литературы:
1. Алямкина В.И. Формирование когнитивных способностей детей дошкольного возраста на основе национальных и культурных традиций мордовского народа // Приобщение дошкольников к национальной культуре в контексте единства образовательного пространства России: колл. научный метод. – Саранск, 2010г.
2. Антонова Л.И. Обычаи и традиции татарского и мордовского народов // Ребенок в детском саду. – 2005. – № 1. – С. 56
3. Беляева Ю.В. Формирование у детей 5-6 лет представлений о культуре татарского народа средствами устного народного творчества. Бакалаврская работа / Ю.В. Беляева. – Тольятти: ТГУ, 2017. – 74 с.
4. Журнал «Куклы в народных костюмах», выпуск №27, 2013г.
5. Крупка Т.И. Ознакомление дошкольников с малой родиной// Воспитатель ДОУ. –2009. –№3. –С. 56-66.
6. Михайлова З.П. и др. Народные обряды – устои жизни. Чебоксары. 2003г.
7. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2013г.
8. Я живу в Самаре: сборник методических материалов по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста / под ред. И. А. Сыровой, О. Г. Чеховских. – Самара: Центр развития образования, 2015г.
Интернет-ресурс:
https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-na-temu-tradici-i-obychai-narodov-samarskoi-oblasti-dlja-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
https://infourok.ru/?utm_source=infourok&utm_medium=banner&utm_campaign=global&utm_content=23-february\
http://fb.ru/article/278146/narodyi-samarskoy-oblasti-nazvaniya-traditsii-kostyumyi