Хасбиуллина Л.В., Осипова Т.А., Мустафина Ф.М., Гарифуллина А.Р., Бабак В.П., Вафина Г.Ф., Мифтахова Ю.Г., Ахметова Г.И., Мусина А.Х., Габдрахманова А.К.
педагоги
МБДОУ “Высокогорский детский сад “Подсолнушек” Высокогорский район
Современный мир стремительно меняется: запросы образования и общества таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой
объем информации и ориентироваться в нем.
Система дошкольного образования на современном этапе ищет пути достижения высоких и стабильных результатов в работе с детьми. При организации образовательной деятельности педагоги в первую очередь обращают внимание на выбор методов, методик и технологий, а также опираются на их эффективность в практической деятельности.
Любая педагогическая находка должна исходить из интересов и потребностей ребенка, чтобы он ощущал радость жизни и результатом такого поиска стал ковробук.
Ковробук – самодельное очень удобное пособие-игра для проведения разнообразных занятий с детьми и развивающих игр, которые подбираются в зависимости от возраста малыша. С его помощью развиваются творческие способности, фантазия, логическое мышление, накапливаются знания об окружающем мире, развивается мелкая моторика, формируются элементарные математические представления.
Ковробук – это папка, изготовленная из фетра и картона, можно использовать однотонный ковролин. Крепятся элементы наполнения при помощи липучек, которое можно удобно разложить на столе или на полу, просмотреть её содержимое и играть, как индивидуально, так и парами или в подгруппах.
«Работать в подгруппе» или парами – значит взаимодействовать и сотрудничать. Главное учить их распределять обязанности, договариваться друг с другом, поддерживать взаимный обмен мыслями, действовать вместе, стараться понимать других детей, уметь оценивать свои и чужие действия, переживать друг за друга и помогать друг другу.
Актуальность состоит в том, что значительно повышается интерес детей к образовательной деятельности; способствует более эффективному усвоению знаний, развитию творческих способности детей выработки речевых умений и навыков; позволяет многократно возвращаться к изучаемому материалу, усложняя и изменяя задачи, добавляя задания.
Цель: развитие игровой и познавательной активности дошкольников.
Задачи:
– расширять словарный запас, развивать связную речь, умение составлять рассказ и выстраивать диалог;
– развивать речь, творческие способности , воображение, фантазию, память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук и сенсорное восприятие;
– воспитывать чувство взаимопомощи и доброжелательного отношения друг другу.
Ковробук можно использовать, как самостоятельное средство для донесения знании ребенку, при активном и регулярном использовании, а так же как дополнительное пособие для размещения дидактического материала и его закреплении свободной деятельности. Содержание можно пополнять и усложнять в соответствии с темой занятия.
Организация воспитательно-образовательного процесса на основе использования ковробука позволяет на более высоком уровне решать задачи образовательной программы детского сада, интенсифицировать все уровни воспитательного процесса.
Этапы создания тематического «ковробука»:
1. Определение темы и составление плана.
Этот этап обсуждается совместно педагогом с детьми и, исходя из интересов сторон определяется тема и намечается план по созданию «ковробука».
2. Сбор информации.
На данном этапе происходит изучение литературы и осуществляется подбор информации для наполнения «ковробука». На данном этапе могут привлекаться как воспитанники, так и их родители.
3. Распечатка иллюстраций и другой информации.
Данный этап подготавливается самим педагогом с привлечением заинтересованных родителей.
4. Оформление и сборка «ковробука».
На этом этапе создается макет будущей папки. Формы представления могут быть любыми – от простого (счётного материала) до игр и развивающих заданий.
Работая индивидуально или в подгруппах с «ковробуком», составляется методический паспорт по алгоритму:
1. Название «ковробука».
2. Адресованность.
3. Описание.
4. Цель и назначение использования.
5. Виды работ.
Ковробук используется в любом занятии всех пяти образовательных областей, как демонстрационная доска, на которой очень удобно располагать декорации, сказочных персонажей и любой другой дидактический материал. Детям интересно каждый раз знакомиться с новым сюжетом и решать проблемную ситуацию.
Во время образовательной деятельности по речевому развитию используется коврабук в сюжете совместно придуманных сказок. В результате чего улучшается и развивается речь, активизируется словарь, развивается воображение, мышление.
Во время образовательной деятельности художествено-эстетического, познавательного, социально-коммуникативного развития используется для наглядного объяснения материала. Во время аппликации и рисования дети самостоятельно могут составить рисунок, а потом перенести на бумагу, картон. Игра «Украсим коврик», «Составь узор» и т.д.
Для формирования элементарных математических представлений у детей используется «Геометрические фигуры», «Цифры». Предлагаю детям на ковробуке собрать ряд геометрических фигур по образцу, то есть красный круг, а за ним 2 синих и один зеленый квадрат; ставить цифры по порядку и т.д.
Игра «Дорожка к домику». У каждого персонажа своя дорожка к дому. Необходимо узнать, чья дорожка длиннее, чья короче, надо измерить путь веревочкой. Детям предлагается назвать самый короткий и самый длинный путь.
Для формирования основ безопасности используется игру «Правила дорожного движения», приобщение к труду игра «Профессии».
Во время образовательной деятельности физического развития используется элементы ковробука. Например, в эстафете «Кто быстрее соберёт фигуры».
Так же играя с ковробуком дети знакомятся с овощами и фруктами, домашними животными, транспортом, временами года, одеждой, в игровой форме освоили цвета, пространственное расположение, понятиями «много», «мало», «поровну», «высокий», «низкий», решают интеллектуальные задачи и выполняют творческие задания, придумывают правила игры, применяют творческое воображение.
Кто может изготовить «Ковробук»:
– Педагоги;
– Педагоги и дети;
– Педагоги, дети и родители;
– Родители.
Совместное изготовление такого дидактического пособия позволяет привлекать в работу родителей, помогает раскрыть их творческий потенциал и привлечь к совместному с ребенком поиску решений по его созданию.
В группах создана развивающая среда в виде уголка, где дети знакомятся с дидактическими играми в технологии ковробук, развивают и закрепляют приобретённые умения и навыки в самостоятельной деятельности.
Благодаря разнообразию игр в виде технологии ковробук у детей появляется осознанная заинтересованность, любознательность и, наконец, познавательный и творческий интерес к занятиям.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что «Ковробук» это не только увлекательная игра, но и средство познания и исследования нового, развития творческого потенциала каждого ребенка.
«Ковробук» отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
- обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;
- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
- его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:
- включенность воспитателя наравне с детьми;
- добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).