Фарваева Альбина Михайловна,
Муслахова Гульнара Раязовна
воспитатели МАДОУ «Детский сад №113 «Непоседы»
г. Набережные Челны
Цель: знакомство педагогов с опытом работы по применению технологии развития критического мышления в работе с дошкольниками при обучении иностранному языку.
Задачи:
-актуализировать знания педагогов об интерактивных методах и приемах подачи материала;
-организовать совместную отработку технологии развития критического мышления;
-мотивировать педагогов к созданию атмосферы инициативности, творчества;
-активизировать самостоятельную работу педагогов, дать возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
Демонстрационный материал и оборудование: экран, ноутбук, 2 флипчарта, 3 стола, стулья (по количеству участников), демонстрационный материал с изображением: «Дом», «Мама», напольное рабочее поле «синквейн».
Раздаточный материал: бумага формата А1 (по количеству пар), цветные маркеры разных цветов (по количеству пар), карточки: «lovely», «fine», «wash», «cook», «clean», «I love mummy» (по количеству участников), правила по составлению, скрайбинга, друдла, синквейна, памятки по составлению синквейна; образцы стихотворений Н.Нищева «Елочка», Р.Миннуллина «Чыршы әйләнәсендә» (по количеству пар); образцы фонетической зарядки «Together» (по количеству участников).
- Теоретическая часть
Доброе утро! Хәерле иртә! Good morning! Помашем друг другу рукой и скажем Good morning!
Уважаемые коллеги! Мы рады видеть вас на мастер-классе. Надеюсь, что наше мероприятие будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций.
Не секрет, что проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Рассказы детей бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют распространенные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только что услышанное.
В соответствии Законом Республики Татарстан воспитание и обучение детей в ДОУ ведется на двух государственных языках. Перед педагогами стоит задача: научить детей понимать и говорить на русском и татарском языках, подготовить к успешной адаптации в языковой среде. Перед нами, как педагогов по обучению детей английскому языку, поставлена задача: научить детей третьему языку – английскому.
Мы с вами живем в стремительно меняющемся мире. Изучение иностранного языка – это не дань моде, а процесс получения знания, который является одним из важных составляющих моментов современного успешного человека. Свои занятия мы стараемся организовывать так, чтобы была билингвальная основа, т.е. с опорой на русский и татарский языки.
По мнению американского ученого Глена Домана, занятия по иностранному языку наиболее благоприятно начинать в промежуток от 5 до 7 лет, когда система родного языка уже достаточно хорошо усвоена ребенком, а к новому языку он может относиться сознательно. Изучение нескольких языков это прекрасный способ для тренировки мозга, памяти, внимания – это все необходимо.
Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – ежедневная, необходимая работа. ФГОС ДО требует от педагога постоянный поиск новых подходов в образовании. Роль педагога является направляющей, развивающей. Здесь нам на помощь приходят технологии критического мышления и интерактивные методы обучения.
«Кто ясно мыслит – тот ясно излагает» еще в античные времена сказал французский поэт и критик Никола Буало-Депрео.
Сегодня очень важно научить воспитанников не только правильно говорить, но и мыслить.
Мыслящий ребенок всегда хочет узнать больше.
Наш мастер-класс называется «Технологии развития критического мышления».
Термин «критическое мышление» известен очень давно из работ таких известных психологов, как Жан Пиаже, Джером Брунер, Лев Семонович Выготский.
Технология развития критического мышления – это совокупность разнообразных приемов, которые направлены сначала заинтересовать ребенка, затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь обобщить приобретенные знания.
Цель данной технологии: развитие мыслительных навыков детей.
В основе технологии лежат методы интерактивного обучения, где все участники находятся во взаимодействии. Они все активно вовлечены в учебный процесс. Педагог выполняет функцию помощника: регулирует процесс и занимается его общей организацией.
В своей деятельности мы используем такие интерактивные формы работы как энергизаторы, интервью, работа в парах, карусель, работа в группах, цепочка.
«Энергизаторы» – это короткие игры и упражнения, которые улучшают общий эмоциональный настрой, активизируют внимание.
Благодаря использованию метода «Интервью» у детей активно развивается диалогическая речь.
Дети учатся взаимодействовать друг с другом, «работая в парах» (по желанию).
Метод «Карусель» формирует у детей такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь.
Дети «работая в группах» учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу.
Основу метода «Цепочка» составляет последовательное решение каждым участником одной задачи.
Также мы используем инновационные технологии критического мышления: «Скрайбинг», «Друдлы», «Синквейн», «Шесть шляп мышления». Использование метода наглядного моделирования позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия: слово, текст. Материалы с трансформируемыми картинками привлекают внимание.
Приступим к составлению совместного «Скрайбинга» и «Друдлов». Приглашаем 4 помощников.
II. Практическая часть
(Приглашается 4 человека)
Уважаемые коллеги, попросим вас поделиться на пары и занять места за столом. Присаживайтесь.
Скрайбинг – это процесс визуализации сложного смысла простым и доступным для детей способом.
Особенность его в том, что он задействует одновременно слух, зрение и воображение детей. Когда отрисовка простых образов происходит в процессе донесения информации, ребенок ее не только лучше понимает, но и запоминает. Здесь не обязательно быть художником, скетч может нарисовать каждый из нас.
Друдл – это минималистичная картинка в квадратной рамке, на которой нарисованы абстрактные геометрические фигуры. Это не законченная картинка, которую нужно додумать или дорисовать. Друдлы желательно рисовать черным карандашом или черным маркером на белой бумаге. Этот фон наиболее благоприятный для развития воображения.
Уважаемые коллеги, представьте, вашему ребенку задали дома выучить стихотворение. И да, оно написано буквами. Как помочь ребенку запомнить стихотворение? Попробуйте применить приемы «Скрайбинг» и «Друдлы». (Каждой паре необходимо составить стихотворение с использованием приемов «скрайбинг» и «друдлы», стихотворения не повторяются: Н.Нищев «Елочка», Р.Миннулин «Чыршы әйләнәсендә»)
Первая пара, перед вами на столе лежит все необходимое для составления скрайбинга к предложенному стихотворению. Ваша команда составляет стихотворение с применением приема «Скрайбинг». Задание вам понятно? Отлично! Fine! Приступайте к выполнению задания. (Работа 1 пары)
Вторая пара, перед вами на столе лежит все необходимое для составления друдлов к предложенному стихотворению. Вам нужно в квадратных рамках с геометрическими фигурами додумать и дорисовать картинки, составить стихотворение с применением приема «Друдлы». Задание вам понятно? Отлично! Fine! Приступайте к выполнению задания. (Работа 2 пары)
Лучший ответ – тот, который сразу мало кому приходит в голову, но стоит его услышать – и решение кажется очевидным.
«Скрайбинг» и «Друдлы» можно применить во всех образовательных областях ФГОС ДО. Например, на занятиях по ФЭМП – для закрепления геометрических фигур; на занятиях по рисованию в старшем дошкольном возрасте мы столкнулись с тем, что у детей имеются проблемы с образным мышлением и воображением. Когда перед детьми стоит задача придумать самим или зарисовать какой-то сюжет из жизни или из игры они встают в тупиковую ситуацию. Так решая задачу помочь детям в решении данной проблемы, мы пришли к игровым приемам «Скрайбинг», «Друдлы».
Пока наши пары работают над составлением скрайбинга и дорисовывают друдлы, предлагаем прочитать стихотворение на английском языке, которое скрыто на экране:
(Составлен «Скрайбинг» к данному стихотворению)
One, two, three,
It is a Christmas tree!
Three, two, one,
Christmas is fun!
(Работа со слушателями.)
Думаю, наши пары готовы представить свои работы. Прикрепите, пожалуйста, на флипчарт и прочитайте их (Пары демонстрируют свои работы)
Thank you! Спасибо, нашим парам за увлекательные картинки. Присаживайтесь за стол.
Ребенок сам придумает, какими образами передать смысл. В итоге он не только быстро выучит стихотворение, но и заинтересуется самим процессом. Данные приемы помогают нам в работе при заучивании с детьми стихотворений на английском языке.
Обратите внимание на экран, составлен синквейн о синквейне:
«СИНКВЕЙН»
Точный, образный
Обучает, развивает, обобщает
Выразить многое в немногих словах
Методический прием
Синквейн можно использовать: как прием постановки темы занятия и как закрепление вновь изученной лексики.
На слайде:
Актуальность и целесообразность синквейна:
– способствует речевому развитию: активизация и обогащение словаря детей, учит краткому пересказу, учит подбирать синонимы;
– способствует развитию творческой активности;
– развивает психические процессы: память, внимание, мышление;
– используется для закрепления изученной темы;
– является игровым приёмом.
Данный метод также мы активно используем при обучении детей английскому языку.
Синквейн происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк». Это – нерифмованная стихотворная форма. Родина синквейна – Америка. В XX веке американская поэтесса Аделаида Крепси разработала форму синквейна.
Инновационность синквейна заключается: исключать лишнее и выделять главное. А это очень важно!
Рассмотрим правила составления синквейна. Синквейн состоит из пяти строк, в которых излагается материал на определенную тему.
1 строка: 1 слово – слово-предмет или тема синквейна (существительное);
2 строка: 2 слова – слова-признаки (прилагательные);
3 строка: 3 слова – слова-действия (глаголы);
4 строка: предложение, в котором высказывается отношение к предмету.
5 строка: 1 слово – слово (существительное), обобщающее смысл темы.
Уважаемые коллеги, помогите, пожалуйста, расстелить рабочее поле «синквейн». (Приглашается 4 человека)
Уважаемые коллеги, что является основной формой работы с детьми дошкольного возраста? (Ответы слушателей)
Конечно же – это игра. Главное – составить синквейн получается у всех!
Thank you! Спасибо! Помощники, подойдите, пожалуйста, ко мне.
Изучение дополнительного языка воспринимается детьми как игра, в непринужденной обстановке – ведь сочинять весело, полезно и легко!
Послушайте, пожалуйста, загадку. Ответ и будет темой нашего синквейна:
Кто открыл мне этот мир,
Не жалея своих сил?
И всегда оберегала?
Лучшая на свете…. (Ответ слушателей)
Конечно же, щелчок – «МАМА». Слово «Мама – Mummy» – это тема синквейна. Это имя существительное. Занимает первую строку на рабочем поле (На напольном рабочем поле «синквейн» ставится надпись «МАМА»).
Какое обобщающее слово послужит к слову мама?
Уважаемые коллеги, предлагаю вам отгадать следующую загадку:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная… (Ответы слушателей, «семья»)
щелчок «Семья – family» (Вводятся новая лексическая единица «Family»).
При знакомстве со скрайбингом и друдлами мы вспомнили, что совсем скоро замечательный праздник новый год, который принято отмечать в кругу семьи.
С чем в первую очередь ассоциируется у вас понятие семья? (Ответы слушателей, «дом»)
щелчок «ДОМ».
(щелчок) Мама – это семья (щелчок), отношения, связи, дом (щелчок).
Слово «Семья – family» – это обобщающее слово к слову мама. Это имя существительное. Занимает пятую строку на рабочем поле (ставится демонстрационный материал «ДОМ»)
При введении «синквейна» для детей важно на начальных стадиях работать в парах, в малых группах и только затем – индивидуально.
Попробуем поиграть группой.
Вы, уважаемые слушатели находитесь на первой строке рабочего поля. У вас карточка со словом «Mummy». Вы, уважаемые помощники, выбираете себе по одной карточке, вспоминаете правила составления синквейна и занимаете свое место на поле. (Помощники занимают места на напольном рабочем поле «синквейн»).
Составление синквейна целесообразно начинать с детьми старшего дошкольного возраста. Их мыслительные, коммуникативные, речевые навыки и умения позволят им быстро освоить правила игры и почувствовать себя успешными.
Что у нас получилось? Прочитаем стихотворение друг за другом на английском языке по интерактивному методу «Карусель».
Mummy – lovely – fine – washes – cooks – cleans – I love mummy – family.
Мы с Вами подготовили краткий пересказ о маме на английском языке:
Mummy – lovely – fine – washes – cooks – cleans – I love mummy – family.
Thank you! Спасибо, помощники, помогите убрать рабочее поле «синквейн».
Синквейн можно составить и на татарском языке:
Әни – сөекле – бәхетле – юа – пешерә – җыештыра – Мин әнине яратам – Гаилә.
III. Подведение итогов.
Завершим мы мастер-класс по методу американского психолога Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления».
Метод позволяет разделить мышление на режимы, каждому из которых отвечает метафорическая цветная «шляпа».
Уважаемые помощники, подойдите ко мне. Выберете себе цветной шарф, а к нему и карточку.
(Помощникам, предлагается надеть шарфики, выбрать карточки).
– У меня синий шарф – обобщения.
– У вас красный шарф – эмоций. Больше всего мне понравилось … (Красный шарфик)
– У вас желтый шарф – оптимизма. Новым для меня стало … Где мне было легко? (Желтый шарфик)
– У вас черный шарф – пессимизма. Что давалось с трудом? (Черный шарфик)
– У вас зеленый шарф – творчества. Реально ли применить вам рассмотренные приемы на своих занятиях? (Зеленый шарфик).
Вам нужно будет дополнить свои фразы и поделиться со слушателями своими впечатлениями о мастер-классе.
Я благодарю Вас за нашу совместную работу. Хочется завершить совместной песней (Раздаются образцы фонетической зарядки «Together» (по количеству участников). Попрошу слушателей помочь нам аплодисментами. Это будет музыкой для нас. Нам нужны ваши аплодисменты. (Задается ритм. Выполняется фонетическая зарядка)
Thank you! Спасибо, помощники. Можете занять места в зале.
«Звуковая гимнастика» (Укрепление духа и тела. Проводится с залом)
Уважаемые участники мастер-класса, я попрошу вас выпрямить спину, сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим следующие звуки: щелчок А; щелчок И; щелчок О. (На слайде появляются звуки «А», «И», «О»)
Упражнение со звуком «А» – воздействует на весь организм;
Упражнение со звуком «И» – воздействует на мозг, глаза, нос, уши
Упражнение со звуком «О» – воздействует на сердце, легкие.
(На слайде появляется слово «СПАСИБО»)
щелчок Мы желаем Вам всем крепкого здоровья. Спасибо за внимание!
(Раздаются памятки участникам мастер-класса)