Фахрутдинова Рафися Галимзяновна
заместитель директора по УР, учитель родного языка и литературы
МБОУ ” Новошешминская начальная школа-детский сад” НМР РТ с. Новошешминск
«Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы, которые надо решить». Роджер Левин.
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени. Новые образовательные технологии приходят на помощь учителю, который должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности ребенка к обучению в современной школе. Наверное, каждый педагог в своей практике сталкивался с ситуациями, когда учащийся получает задание, но прочитав его, не может понять в чём его суть. Или, например, не может применить определённый набор знаний на практике, теряется в нестандартной ситуации, а при выполнении коллективного задания не может согласовать свои действия с действиями других ребят. Работая учителями начальных классов, мы понимаем, что приоритеты начального образования остаются прежними – формирование общеучебных умений и навыков, но крайне необходимо формировать у детей и ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности. Целью нашей педагогической деятельности считаю создание условий для формирования и развития ключевых и предметных компетентностей младших школьников. Для этого мы осваиваем и применяем современные образовательные технологии. Стандарт устанавливает определённые требования к результатам обучающихся, закончивших начальную школу:
1. Предметные (умение решать предметные задачи, учебно-познавательные компетенции).
2. Личностные (формирование мотивации к обучению, способность к саморазвитию, социальные компетенции).
3. Метапредметные (освоение универсальных учебных действий, в том числе коммуникативных, формирование информационной компетенции).
Начальная школа является составной частью системы непрерывного образования. Учителя начальной школы призваны приобщать детей к творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющую находить эффективные способы решения проблем, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.
Что же за понятие «компетенция», особенно для учащихся? Компетенция – заранее заданная социальная норма к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Для учащегося – это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные составляющие компетенций. Чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов.
Чтобы универсальные учебные действия смогли в полной мере проявиться, необходимо применять различные инновационные образовательные технологии. Например, проблемное обучение, проектное обучение, обучение с использованием ИКТ, обучение с применением интегрированных уроков, технология коллективного способа обучения, личностно-ориентированные технологии, технология критического мышления. Проблемное обучение — способ организации деятельности учащихся, который основан на получении информации путем решения теоретических и практических проблем в создающихся в силу этого проблемных ситуациях.
Проектная деятельность обучающихся – учебно-познавательная, творческая деятельность, имеющая цель, методы, способы деятельности, направленные на достижение конкретного результата в виде продукта. Проект содержит предварительное описание и детализацию конечного продукта, обладающего определенными свойствами, и который необходим для конкретного использования. В основе работы над проектом условно лежит пять этапов: проблема, проектирование (планирование), поиск информации, продукт, презентация.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.
Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. Содержание уроков, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам. Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой.
Внедрение технологии коллективного способа обучения предполагает исключение методов принуждения к учению и использованию лишь тех методов, которые вовлекают детей в общий труд учения, вызывая чувства успеха, движения вперед, развития. Коллективный способ обучения включает четыре формы общения учащихся: коллективную, групповую, парную и индивидуальную. Коллективная и групповая формы хорошо использовать при игровых способах обучения.Важным является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. В организации работы учащихся на уроках с использованием технологии коллективного способа обучения должна прослеживаться систематичность и последовательность, в основе которой усложнение деятельности учащихся.
Личностно-ориентированный подход ставит в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Личностно ориентированный образовательный процесс полагает особое конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, который реализует принцип субъектности образования можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса.
Технология критического мышления – данная технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию. Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение». При её использовании у учеников развивается умение анализировать информацию, выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать продуманные решения, то есть формируется учебно-познавательная компетенция.
Хотелось бы отметить, что это не все инновационные образовательные технологии, которые применяются в школах для развития универсальных учебных действий учеников. Учитель сам выбирает ту технологию, которая лучше всего поможет создать из каждого ребёнка всесторонне развитую личность.