Салямова Лилия Ахатовна
воспитатель (по обучению русскому, татарскому языкам)
МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №83» НМР
г. Нижнекамск, Республики Татарстан
Конспект образовательной деятельности с использованием кейс технологии на тему «По страницам фольклора» по развитию речи, организованной с детьми подготовительной к школе группе
Возрастные особенности: |
Подготовительная к школе группа |
Тема: |
«По страницам фольклора» |
Вид деятельности: |
Организованная образовательная деятельность |
Образовательные области, включенные в деятельность |
Познавательная, речевая, художественная, социально – коммуникативная |
Цель: |
Углубленное знакомство детей с жанрами устного народного творчества |
Задачи: |
-знакомство с образцами устного народного творчества; -создание представления о нашем литературном и культурном богатстве; -привитие интереса и уважения к народному творчеству |
Методические приемы: |
Ответы на вопросы, показ, беседа, объяснение, игры |
Оснащение: |
Экран, магнитофон,ноутбук, карточки, сундук, картинки |
Предварительная работа: |
Разучивание чистоговорок,скороговорок, пословиц, чтение и пересказ сказок |
Структура ООД: |
I.Вступительная часть ( 2 мин.)): сюрпризный момент II.Основная часть ( 25 мин.): 1. Чистоговорки; 2.Прослушивание стихотворения; 3.Кто больше всех знает скороговорки?; 4.Малоподвижная игра «Тимербай»; 5.Отгадывание и объяснение пословиц; 6. Отгадывание загадок; 7.Игра «Продаем горшки» ; 8. Волшебные слова; 9. Пазлы по сказкам; III.Заключительная часть ( 3 мин.) |
Дальнейшая работа: |
Применение знаний, полученных детьми в образовательной деятельности, на повседневных занятиях |
Ход образовательной деятельности
Этапы |
Содержание |
Промежуточный результат |
Вступительная часть |
Дети заходят в кабинет под народную музыку. -Добрый день, ребята.Мы сегодня с вами окажемся в волшебной стране – стране сказок, пословиц,загадок. Для начала внимательно послушайте загадки, кто быстрее их отгадает: 1.Щеголяет красками, Набита сказками. Если разлохматится, Чини клеем платьице (Книга) 2.У бумажных птиц Сто крылышек – страниц. (Книги) 3.Знает все и учит всех, Кто с ней знаком — тех ждет успех! Но чтобы с нею подружиться, Нужно грамоте учиться. (Книга) 4.Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. (Книга) -Правильно, ребята. У всех загадок ответ один – книга. А зачем человеку нужна книга? -Мы читаем сказки и узнаем много интересного. -Правильно. Ведь книга это самый старинный источник знаний. За период своей истории книги прошли длинный путь развития: от глиняных табличек да египетских папирусов, через пергаментные книги средних веков и такие привычные нам книги из бумаги до современных электронных книг. Много интересного мы узнаем из книг. Сегодня мы с вами сделаем собственную книгу, и у нас будет своя книга, Вот она – наша будущая книга. Она пока пустая, на ней ничего нет. Я думаю, у нас к концу образовательной деятельности получится увлекательная и занимательная книга загадок, пословиц и сказок. |
Сюрпризный момент. Показ пустой книги |
Основная часть Кейс.1 часть. Кейс.2 часть. Кейс.3 часть Кейс.4 часть Кейс.5 часть Кейс.6 часть Кейс.7 часть |
-Предлагаю для начала повторить чистоговорки Ар-ар-ар — кипит наш самовар. Арь-арь-арь — на стене висит фонарь. Ра-ра-ра — у мышонка есть нора. Ре-ре-ре — носим воду мы в ведре. Зу-зу-зу — мы поймали стрекозу. Со-со-со — нам сменили колесо. Цо-цо-цо — снесла курица яйцо. – Молодцы, сейчас послушайте стихотворение: Вечно следом друг за другом Ходят месяцы по кругу: В январе и феврале Снег лежит по всей земле. В марте и в апреле Слышен звон капели. Как растают снег и лёд, Май с цветами к нам придёт, Но в июне и в июле Станет жарко, как в кастрюле. А за август с сентябрем Урожай мы соберём. В октябре и ноябре Зверь лесной уснет в норе, А когда декабрь придёт Будет праздник — Новый год! Купим новый календарь И наступит вновь январь. -О чем это стихотворение? – О месяцах. -Всего сколько месяцев в году? – 12. -Что больше 12 месяцев или 1 год? -Равно. -Правильно. Стук в дверь. Курьер приносит письмо. -Сейчас узнаем от кого это письмо. -Дорогие ребята, – пишет вам тетушка Загадка. Вам на пути встретятся препятствия. Только найдя ответы на вопросы, вы достигнете цели.Хотите поиграть в игру “Какие скороговорки вы знаете? -Да, мы хотим поиграть в эту игру. На дворе трава, на траве дрова Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет. Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали. Расскажите про покупки, Выдра в ведро от выдры нырнула. В недрах тундры Выдрав с выдры Ехал Грека через реку, –Молодцы, ребята. Вы справились с этим заданием. Предлагаю отдохнуть и поиграть в татарскую народную игру «Тимербай». С помощью считалки нам нужно выбрать ведущего. Считалка: Мальчик с пальчик Нашел стаканчик. Стакан разбился, Лимон покатился. Стакан, лимон – Выйди вон. Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего — Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит: Пять детей у Тимербая Дружно, весело играют. В речке быстрой искупались, Нашалились, наплескались. Хорошенечко отмылись И красиво нарядились. И ни есть, ни пить не стали, В лес под вечер прибежали. Друг на друга поглядели, Сделали вот так! С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя. Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.). –Молодцы,вы поиграли, отдохнули.Следующее задание от тетушки Загадки. Посмотрите на экран, на нем зашифрованы пословицы. Вам нужно отгадать их по рисункам. – Молодцы, ребята. Вы отгадали пословицы. Продолжаем наш путь. Но перед нами речка.Как же через нее пройти? Может в письме тетушки Загадки что – то написано.Давай Мне известно, что на вашем пути оказалась речка. Даю вам подсказку,чтобы через нее пройти вам нужно отгадать загадки. Ребята, отгадаем загадки тетушки Загадочницы? 1.Она прыгать мастерица, Она прыгать не боится. Небольшой у неё рост, Но зато пушистый хвост. 2.Хоть и бархатные лапки, Но зовут меня «царапкой», Мышек ловко я ловлю, Молоко из блюдца пью. 3.Я хозяину служу — Дом хозяйский сторожу. Я рычу и громко лаю, И чужих я прогоняю. 4.Есть педали, руль и спицы, Он летит вперед, как птица. 5.Мы идем за шагом шаг И твердим: «Тик-так, тик-так!» Если нас не завести, Перестанем мы идти. -Молодцы, ребята. Мы справились с заданием тетушки Загадочницы. И мы очутились на чудесной поляне.Можно поиграть в татарскую народную игру «Продаем горшки» («Чүлмәк сатам» ) Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок — хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор: — Эй, дружок продай горшок! — Покупай — Сколько дать тебе рублей? — Три отдай Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим. Правила игры. Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо. –Посмотрите,ребята. У меня в руках сундучок. Как вы думаете, что там внутри? -Сказки. -Посмотрим, как же открыть его? Посмотрим письмо тетушки Загадки: -Ребята, чтобы открыть сундук, вам нужно сказать волшебные слова. – Какие волшебные слова мы знаем? –Спасибо, доброе утро,добро пожаловать, пожалуйста, простите, до свидания, доброй ночи, сладких снов, доброго пути, добрый день. -Наш сундучок сказок открывается. А там внутри пазлы с картинками. Задание такое: нужно собрать пазлы, отгадать название сказки. Для начала предлагаю разделиться на две команды. – Картинку к какой сказке вы собрали? – Это сказка « Лиса и волк». -Расскажите конец этой сказки. – Волк всю ночь просидел у проруби, утром его побили жители деревни,. -Какие слова говорила лиса, когда ехала на волке? -Битый не битого везет. -А у вас какая сказка получилась? – Сказка «Теремок» -Назовите героев этой сказки. – Муха – горюха, Мышка-норушка, Лягушка – квакушка, Зайчик – побегайчик, Петушок – золотой гребешок, Медведь – косолапый. -Кто сломал теремок? – Медведь. |
На экране показываются существительные чистоговорок Один ребенок приклеивает картинки существительных Чтение стихотворения. На экране выходят картинки с названием месяцев Два ребенка клеят картинки с месяцами по временам года Игра “ Какие скороговорки вы знаете?” .
Двое детей выбирают картинки из скороговорок и клеют на листы книги С помощью считалки выбирается ведущий игры Игра “Тимербай” Пословицы на экране и на бумаге 1.Любишь кататься — люби и саночки возить. 2. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. 3.Один в поле не воин. 4.Семь раз отмерь, один раз отрежь. 5.За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Двое детей клеят картинки на страницы будущей книги. На экране – картина речки 1.Белка 2. Кошка 3. Собака 4. Велосипед 5. Часы Один ребенок клеит картинки к загадкам. Игра «Продаем горшки» Снаружи сундука приклеены картины к сказкам. Дети делятся на две команды, собирают пазлы, называют сказки, отвечают на вопросы. Двое детей приклеивают картинки по этим сказкам. |
Заключительная часть |
-Ребята, мы сегодня сами сделали книгу. Там и картинки к скороговоркам, загадкам, пословицам, сказкам. Каждая книга имеет название. Как мы назовем нашу книгу? Какое название вы предлагаете? – Ответы детей. – Кто сегодня нам помогал своими подсказками? -Тетушка Загадка. – Да, тетушка Загадка. Скажем ей спасибо. -Эту книгу я оставлю в приемной. Вечером, когда родители придут за вами, вы покажете эту книгу, расскажете чем мы сегодня занимались, еще раз вспомните образцы фольклора- сказки, пословицы, загадки. |
Просмотр получившейся книги с детьми, обсуждение. |