
Искандарова Тарана Вагиф кызы
воспитатель группы для детей
с расстройством аутистического спектра МБДОУ «Детский сад №189
комбинированного вида» Советского района г. Казани, Республика Татарстан
Сортер – несомненно, полезная игра, направленная на разностороннее развитие ребенка. Универсальная игрушка для раннего развития детей, которая имеет в своей основе принцип сортировки предметов по размерам, по форме и по цвету и развивает у детей множество полезных навыков. Она активизирует мышление, внимание, память.
Цель дидактической игры заключается в развитии когнитивных функций, моторики рук и социальной адаптации ребенка посредством систематизации зрительно воспринимаемых объектов и стимулирования познавательной активности. Конкретнее игра направлена на достижение следующих задач:
Основные задачи игры:
– Развитие внимания и концентрации путем фиксации взгляда на объектах разного цвета.
– Формирование сенсорного восприятия, улучшение цветовосприятия и дифференцировки оттенков.
– Стимулирование мелкой моторики: упражнения пальцами способствуют развитию координации движений, улучшению ловкости пальцев и кистей рук.
– Повышение коммуникативных способностей путем вербального сопровождения процесса («Покажи красный кружочек») и поощрения взаимодействия с педагогом или сверстниками.
– Обучение классификации предметов согласно заданному признаку (цвет).
– Создание положительного эмоционального фона, способствующего снижению тревожности и повышению мотивации к обучению.
Ход дидактической игры.
Подготовительный этап:
- Подготовка игрового материала:
– Набор пластиковых кругов разных цветов (например, красного, синего, зеленого, желтого).
– Несколько непрозрачных пластиковых баночек, каждая с прорезью сверху и наклейкой соответствующего цвета.
- Организация пространства:
– Выбираем удобное пространство, достаточно просторное, чтобы ребенок мог свободно двигаться и брать элементы.
– Размещаем банки на столе перед ребенком так, чтобы было удобно брать любую банку.
Основной этап:
– Педагог привлекает внимание ребенка и объясняет правила игры простым языком:
– Показываем ребенку банку и называем ее цвет («Это красная банка для красных кругов»).
– Берем соответствующий цветной кружочек и показываем ребенку правильный процесс сортировки («Красный кружочек кладем сюда, в красную банку»). Повторяем действие еще раз вместе с ребенком.
Демонстрационный период:
– Взрослый показывает игру сначала сам, аккуратно помещая каждый кружочек в соответствующую банку, комментируя каждое свое действие («Красный кружочек ложится в красную банку, синий кружочек — в синюю банку…»).
– Постепенно вовлекаем ребенка, предлагая самостоятельно попробовать повторить действия взрослого.
Самостоятельная работа ребенка:
– Ребенок берет разноцветные кружочки и пытается поместить их в соответствующие банки.
– Если возникают трудности, взрослый мягко направляет руку ребенка, помогая правильно подобрать нужный цвет и вставить элемент в отверстие.
Поддержка интереса и развитие мотиваций:
– После каждого правильного действия похвала и позитивная реакция («Молодец, отлично справился!»), создающая положительную атмосферу.
– Можно ввести небольшие игровые моменты (например, предложить соревнование, делая вид, что учитель быстрее поместит кружочек в правильную банку).
Заключительный этап:
- Обобщение результатов:
– Вместе проверяют правильность распределения кружочков по банкам.
– Подводят итог игры словами одобрения и поддержки («Сегодня мы хорошо потрудились, научились различать цвета и класть предметы туда, куда надо»).
- Завершающее упражнение:
– Возможно повторение действий в упрощенном варианте, либо предоставление возможности поиграть свободно, давая ребенку выбрать понравившийся цвет или порядок размещения кружочков.
Эта методика способствует тренировке визуальной памяти, развивает мелкую моторику, улучшает восприятие цвета и стимулирует желание взаимодействовать с окружающими предметами.

