
Кольцова Татьяна Геннадьевна
воспитатель
МБДОУ №5 «Теремок»
г. Набережные Челны
Aктуальность темы:
Дети 2-3 лет уже склонны к творческой деятельности, через которую они познают окружающую действительность, попадают в мир сказки, учатся понимать, что такое добро и зло, по-доброму относиться к друзьям, к маме, к взрослым, к животным. Один из самых любимых видов детского творчества – это театрализованная деятельность. Принимая участие в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. Театрализованные игры помогают выстраивать отношения со сверстниками, учат сопереживать.
С помощью театрализованных игр малыши учатся внимательно слушать, понимать, запоминать, проговаривать слова, действовать с предметами-игрушками, узнавать их свойства, осваивают мимику, учатся сочувствовать, уступать друг другу.
С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано с помощью потешек, хороводов, при прослушивании выразительного чтения произведений взрослыми.
Существует классификация театрализованных игр – это режиссерские игры. К ним относятся:
– театр масок
– настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, театр на кружках, магнитный, конусный, театр игрушки)
– театр на фланелеграфе
– театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней)
– верховые куклы (марионетки, конусный театр)
И игры -драматизации, к ним относятся:
– инсценировка небольших сказок, потешек, песни, творчество детей
Из всех видов кукольного театра в группе раннего возраста наибольшей популярностью пользуются театр настольный (резиновый, народной игрушки, конусный, вязаной игрушки, деревянный, театр топотушек); театр на руке, пальчиковый, варежковый, ложковый, театр на фланелеграфе.
Малыши 2-3 лет с помощью взрослого разыгрывают народные песенки, потешки, небольшие сценки, сюжеты сказок.
Основные требования к организации театрализованных игр в раннем возрасте:
– соответствие содержания возрасту детей;
– ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса;
– формирование интереса к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт,
– взаимодействие детей с взрослыми и со сверстниками.
В нашей группе в уголке театрализованной деятельности имеются разные виды театров: настольный, пальчиковый, театр на руке, на фланелеграфе, наборы кукол, элементы костюмов, маски, карандаши, краски, клей, бумага, атрибуты. Содержание уголка постоянно обновляется. Так же в уголке находится ширма, которая позволяет сделать кукольный спектакль более интересным, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки.
Формы организации театрализованной деятельности
Театрализованные игры используются в разных видах деятельности:
• В режимных моментах
• Во время организованной образовательной деятельности
(как сюрпризный момент)
• В свободной совместной деятельности детей и взрослого
(Обыгрывание потешек, сказок, игры)
Во время режимных моментов, например, в воспитании культурно-гигиенических навыков персонаж-котёнок показывает, как правильно мыть руки, пользоваться полотенцем; во время еды в гости приходит девочка Алёнка из сказки и показывает, как правильно держать ложку, пользоваться салфеткой.
Во время организованной образовательной деятельности используем куклы-персонажи в сюрпризных моментах, для создания мотивации, поддержания интереса в процессе образовательной деятельности; для организации сюжетно-отобразительных, подвижных игр.
В своей работе с детьми раннего возраста используем следующие виды театров:
– Магнитный театр – дети с удовольствием выкладывают на магнитной доске персонажей любимых сказок («Репка», «Колобок»). При этом идёт запоминание текста сказки, проговаривание слов персонажей, развивается зрительный контроль, мелкая моторика.
– Театр-топотушек – дети с большим интересом надевают на пальчики картинки героев сказок и действуют с ними по сюжету. При этом развивается координация «глаз-рука», дети учатся взаимодействовать друг с другом.
– Настольный плоскостной театр – доступен и одновременно очень интересен для малышей. Настольный театр помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи. Герои сказок учат детей взаимодействовать друг с другом.
– Театр на ширме – малыши с увлечением надевают на руку куклы бибабо, совершенствуют моторные навыки, инсценируют сюжеты знакомых сказок, перевоплощаются.
– «Пирамидка сказок» – в этой игре используется обычная пирамидка, где на каждом кольце приклеена картинка с изображением героя сказки («Теремок»). Этот вид театрализованной игры доступен и прост в применении.
– Ложковый театр – прост в изготовлении и интересен для малышей.
При постановке сказки, дети с интересом смотрят на необычно выполненных героев. Данные виды театров помогают в развитии речи детей, развивают воображение, раскрепощают их творческий потенциал.
Разыгрывая небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в соответствии с персонажем, дети запоминают любимые сказки, становятся более раскрепощёнными, эмоционально отзывчивыми. С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому мы стараемся создать в группе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей.
Привлекаем детей к участию в инсценировках, обсуждаем с ними увиденное. Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают отдельные фразы, сопровождая жестами действия персонажей. Театрализованные игры является источником развития чувств и эмоций, учат распознавать эмоциональное состояние по мимике, жесту, интонации. Вместе с этим обогащается речь ребёнка.
К 3 годам наши воспитанники узнают персонажей сказок, знают их содержание («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят»), с удовольствием разыгрывают сюжеты знакомых произведений.
Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших малышей интересной, насыщенной и увлекательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театрализованные игры в детском саду научат ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, стать более раскрепощёнными, открытыми, чуткими по отношению друг к другу.
Источники:
1.Бородич А. М. Методика формирования речи детей. – М.:Экспресс, 2010.
2.Ботнарь В. Д., Суслова Э. К. Игры-драматизации – основа знакомства с культурой других народов // Дошкольное воспитание. – 1994. – № 3.
3.Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
4.Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2012.
5. Махнева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений. – М.:Сфера, 2011.
Электронная литература:
6. Ильясова Е. Ю. Развитие коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста. https://festival.1september.ru.


