Филиппова Алевтина Юрьевна
воспитатель
МБДОУ «Центр развития ребенка- детский сад №51 «Торнакай»
г.Набережные Челны
Цель: познакомить родителей с опытом работы по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Задачи:
1. Актуализировать знания родителей о значении и различных способах развития мелкой моторики.
2. Познакомить с практическими упражнениями на развитие мелкой моторики рук.
3. Содействовать появлению у участников мастер-класса применять полученные знания в семейном воспитании.
Оборудование: шнуровки, контуры фигур для упражнений с прищепками, прищепки, цветные пробки, стаканчики с фасолью красной и белой, листы бумаги с нарисованными контурами посуды (банка, кастрюля) для выкладывания фасоли, стаканчики с большими и мелкими пуговицами, подносы с песком, мелкие игрушки, бросовый материал, наборы карточек для развития мелкой моторики.
Ход мастер-класса:
Активизация участников:
– Скажите громко и хором, друзья, деток вы любите? Нет или да? Пришли на собрание, сил совсем нет, вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.) Я вас понимаю. Как быть нам тогда? Проблемы детей решать нужно нам? (Да.) Дайте мне тогда ответ: Помочь откажетесь мне? (Нет.) Последнее спрошу вас я. Активными все будем? (Да.) Спасибо!
Здравствуйте уважаемые родители, я рада видеть вас на нашем мастер-классе. Сегодня мы с вами поговорим о важности развития мелкой моторики рук.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить. Важно начинать работу по развитию мелкой моторики с рождения. Родителей всегда волнует вопрос, как правильно подготовить ребёнка к школе. Очень важным является развитие мелкой моторики для дальнейшего овладения ребенком письмом. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Развивая руку, мы должны помнить о том, что ум находится на кончиках пальцев.
Уважаемые родители, а сейчас я попрошу вас побыть в роли детей дошкольного возраста и выполнить вместе со мной некоторые упражнения. Для начала давайте разогреем ручки.
1. «Ручки греем» – упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,
Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
2. «Колобок» – имитируем скатывание колобков.
Раскатаем колобок,
Колобок – румяный бок.
Будем сильно тесто мять,
Будем маме помогать.
3. «Пила» – ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки.
Пилим, пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Надо сильно постараться,
И терпения набраться.
Теперь разогреем пальчики.
«Заготавливаем капусту»
Мы капусту рубим, рубим!
(прямыми напряженными ладонями имитируем движение топора – вверх и вниз)
Мы капусту режем, режем!
(энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад)
Мы капусту солим, солим!
(пальцы собрали «щепотью» и «солим»)
Мы капусту жмем, жмем!
(энергично сжимаем пальцы в кулаки – одновременно на двух руках или поочередно)
Мы морковку трем, трем!
(рука в кулаке – «морковка» ритмично движется вверх и вниз по ладони другой руки.
Кинезиологические упражнения: «Оладушки», «Кулак, ребро, ладонь», «Лезгинка», «Рисование в воздухе одновременно правой и левой руками».
Кинезиологические упражнения помогают равномерно развивать левое и правое полушария головного мозга.
Упражнение «Шнуровки». Предлагается продеть шнурки в отверстия в предложенных формах.
Упражнение с прищепками. Украсить изображения предметов, животных, птиц, рыб при помощи разноцветных прищепок разного размера и формы.
Цветы из пробок. Скрепляя цветные пробки, изготовить цветы с шестью лепестками.
«Золушка». Предлагается разобрать большие и маленькие пуговицы, разложив их по стаканчикам. Затем разобрать красную и белую фасоль, «заполнив» банку и кастрюлю, нарисованные на листах бумаги.
Картина на песке. А сейчас мы с вами порисуем. Обычный песок скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики. Широко известны такие приемы, как рисование на подносе и изготовление панно. Песок можно использовать для пальчикового рисования. С тем же успехом можно использовать и манную крупу.
Давайте и мы попробуем: «Рисуем щепотками снежинки», «Рисуем кулачком узоры», «Собираем фасолинки». При рисовании и письме на подносе с песком можно использовать тонкие палочки, либо рисовать разными пальцами. Рисовать можно все, что угодно: линии, домики, круги, заборы, облака. Можно изучать форму, буквы и цифры. После выполнения каждого задания поднос можно аккуратно встряхнуть, чтобы поверхность опять стала ровной.
Предложить при помощи мелких игрушек и бросового материала выложить картину на песке.
Рефлексия. Родителям предоставляется возможность высказаться, поделиться своим опытом: что было интересным, какие упражнения на развитие мелкой моторики рук они выполняют дома с детьми, что им особенно нравится.
Я благодарю вас за внимание и вашу активность! Некоторые приемы развития мелкой моторики рук вы можете использовать, занимаясь с вашими детьми. Также вы можете познакомиться с картотекой пальчиковых игр и упражнений на развитие мелкой моторики на нашей выставке. До новых встреч!