Файзерахманова Ильзина Ильязовна
педагог дополнительного образования
МБУДО «Центр внешкольной работы»
Приволжского района г. Казани
Актуальность:
Младший школьный возраст является подготовительным, закладывающим основы для профессионального самоопределения в будущем. В начальной школе у младших школьников формируется положительное отношение к труду, осознание его роли в жизни человека и общества, происходит становление интереса к профессиям родителей и ближайшего окружения, наиболее распространенным профессиям. Именно поэтому очень важно создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, обучающийся мог разбирать профессиональную сферу более осмысленно. Чем больше профессий будет знакомо младшему школьнику и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе становления профессионального плана.
Цель: Формирование у обучающихся представления о многообразии профессий.
Задачи:
- Обучающие – закрепление, уточнение и пополнение уже имеющихся знаний у обучающихся о профессиях.
- Развивающие – развитие внимания, логического мышления, быстроту реакции, смекалку, образное мышление.
- Воспитательные – воспитание уважительного отношения к труду, к представителям разных профессий.
Целевая группа: дети младшего школьного возраста, 6-8 лет.
Форма занятия: Традиционное групповое занятие с элементами индивидуальной деятельности и деятельности парами.
Методы обучения: словесные (беседа, диалог), наглядные (демонстрационные, объяснительно-иллюстративные материалы), игровые (познавательные, развивающие, игротерапия).
Оборудование, материалы: мультимедийное оборудование, интерактивная доска, карточки, дидактические задания.
Ход занятия:
- Организационный этап:
- Цель для учащихся:
Педагог: Ребята, занятие хочу начать с прекрасного выражения – «Все профессии нужны – все профессии важны! Ребята, а что такое профессия, кто ответит?
Учащиеся: Это определенная работа, дело, которым занимается взрослый человек.
Педагог: Молодцы, ребята! Вы правы, тема нашего сегодняшнего занятия «Я и профессия. Популярные профессии». Ребята вам предстоит вспомнить и рассказать какие профессии вы уже знаете и познакомиться с другими видами профессий. Также вы будете работать в командах и вам предстоит разгадать кроссворд и различные загадки, связанные с нашей сегодняшней темой.
- Цель для педагога: Актуализация знаний и навыков учащихся по теме «Я и профессия. Популярные профессии», привлечение внимания обучающихся, стимулирование к изучению новой темы и выполнению самостоятельных работ на занятии. Создание атмосферы настроя и желания учащихся применять свои полученные знания, а также дополнять в дальнейшем.
- Методы: Метод организации работы учащихся подготовка мультимедийного оборудования, наглядных материалов. Методы мотивирования – метод перспектив (после усвоения нового материала в целях его закрепления, обучающиеся делятся на две команды и выполняют задания), метод поощрения.
- План изложения темы:
- Раскрытие сущности понятия «профессия».
- Ознакомление с миром профессий.
- Решение и разгадывание кроссворда и загадок.
- Основная часть:
Педагог: Ребята, в толковом словаре написано, что профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений. Так какие же профессии вам известны? Кто ответит?
Учащиеся: Ответы.
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами поиграем в профессии. Соревноваться будут две команды: «Мастера» и «Умельцы». Для этого нам нужно с вами поделимся на две команды. Но прежде, чем приступить к разгадыванию кроссворда, давайте-ка мы с вами вспомним, какие существуют профессии и найдем ответы на загадки. А в этом нам поможет стихотворение А. А. Шибаева.
- Загадки.
Педагог: В стихотворении в конце каждой строчки отсутствует слово – название профессии. Вам предстоит его отгадать.
Самолетом правит (Летчик).
Трактор водит (Тракторист).
Электричку (Машинист).
Стены выкрасил (Маляр).
Доску выстругал (Столяр).
В доме свет провел (Монтер).
В шахте трудится (Шахтер).
В жаркой кузнице – (Кузнец).
КТО ВСЕ ЗНАЕТ – МОЛОДЕЦ!
Педагог: Ребята, вы большие молодцы! Отгадали все загадки. Теперь приступаем к следующему заданию. Оно будет немного сложнее.
- Пословицы.
Педагог: Миру известно много пословиц и поговорок о труде. Ребята, вам предстоит собрать пословицу из отдельных слов и объяснить ее смысл.
Умелые руки не знают скуки.
Кончил дело, гуляй смело.
Дерево ценят по плодам, а человека по делам.
Птица красна пером, а человек трудом.
- Загадки.
Педагог: Следующее задание заключается в том, чтобы по нескольким словам угадать задуманную профессию.
Стопка ученических тетрадей, указка, классный журнал (Учитель).
Набор игл, нитки, ткань (Швея).
Кошка, шприц, лекарства (Ветеринар).
Прилавок, продукты, цена (Продавец).
Зеркало, ножницы, расческа (Парикмахер).
Фотоаппарат, пленка, объектив (Фотограф).
Самолет, штурвал, команда (Летчик).
- Сценка.
Каждая команда получает задание: поставить и показать мини-сценку о человеке какой-либо профессии, например, «Почтальон принес телеграмму», «Учитель проверяет тетради», «В парикмахерской». (Дети выполняют задание).
Педагог: Вы отлично справились с поставленной задачей. А теперь переходим к главному заданию – разгадыванию кроссворда. Постарайтесь вспомнить все профессии, которые вы знаете, и самостоятельно выполнить дидактические задания на закрепление полученных знаний. Давайте разгадаем кроссворд под названием «Профессии»
(На интерактивную доску выводится кроссворд с пустыми ячейками. Команды «Мастера» и «Умельцы» будут соревноваться в разгадывании его. По мере получения ответов, педагог заполняет пустые ячейки ответами).
- Кроссворд:
По горизонтали:
1.Строит здания строитель,
Грузовик ведет водитель.
А кто в кухне очень нужен,
Нам готовит вкусный ужин? (Повар).
3.Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней? (Доктор).
4.Много ей работать нужно
И работать с огоньком,
Чтоб была у нас на ужин
Каша с маслом, с молоком (Доярка).
5.Он учит детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать (Учитель).
7.Наведет стеклянный глаз,
Щелкнет раз и просит вас:
«Приходите, через час» (Фотограф).
По вертикали:
2.Встаем мы очень рано,
Ведь наша забота –
Всех отвозить по утрам на работу» (Водитель).
1 П | О | 2 В | А | Р | |||
3 Д | О | К | Т | О | Р | ||
4 Д | О | Я | Р | К | А | ||
5 У | Ч | И | Т | Е | Л | Ь | |
6 Ф | О | Т | О | Г | Р | А | Ф |
Е | |||||||
Л | |||||||
Ь |
Педагог: Ребята, вы большие молодцы, справились заданием на ура! Смогли разгадать кроссворд.
- Подведение итогов:
Педагог: Ребята, наше занятие подошло к концу. Сегодня мы с вами вспомнили разные профессии. Можно быть кем угодно: прекрасным знающим врачом, водителем, писателем, грузчиком, но при этом ваше сердце всегда должно быть открыто к другим людям и профессиям. Поэтому желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми – это тоже своего рода труд и работа.
- Рефлексия:
Педагог: Ребята, нужно по кругу высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на интерактивной доске:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось …
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Занятие дало мне для жизни…
Мне захотелось…




