
Евлампьева Виктория Александровна
воспитатель
МБДОУ «Центр развития ребёнка –
детский сад № 8 «Умка»
г. Альметьевск
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности. Создание условий для обобщения знаний детей о свойствах света.
Задачи:
Образовательные:
– уточнить знания детей о семи спектрах света, откуда исходит свет, и как распределяются световые лучи по планете;
– формировать представления детей, на наглядной модели, о причине смены времени суток на планете Земля;
– формировать представление о том, что опыт – один из способов познания окружающего мира
Развивающие:
-развивать грамматически правильную диалогическую и монологическую речь, активизировать словарный запас. Способствовать развитию умения высказывать своё мнение;
-развивать познавательную активность в процессе знакомства со свойствами света и экспериментирования;
-развивать мыслительные операции, логическое мышление, делать выводы, выдвигать гипотезы;
– расширить знания детей о назначении света (солнечного света) в нашей жизни;
Воспитательные:
– воспитывать умение любоваться красотой природных явлений;
– воспитывать умение работать в коллективе.
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»
Методы и методические приёмы:
– беседа;
– наблюдение;
– создание проблемной ситуации;
-исследовательский;
– игровой.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная, самообслуживание, социализация, продуктивная.
Предварительная работа:
- беседа: «Что такое солнечный свет?», «Солнце и планета Земля»;
- рассматривание детских энциклопедий, иллюстраций «Источники света»;
- наблюдение за продолжительностью дня, за солнцем;
- чтение художественной литературы:
- Ирис Ревю «Солнце в отпуске»,
- Тамара Маршалова «Сказочка про ясное Солнышко»;
- проведение сюжетно-ролевой игры «Научная лаборатория»
Демонстрационный материал: коробка, макет солнечной системы, силуэты сказки, слайды с изображением естественных и искусственных источников света.
Раздаточный материал: фонарики, прозрачные пленки, деревянные брусочки, диски.
Словарная работа: учить строить целостные связные рассуждения, умозаключения; обогащать словарь детей.
Ожидаемые результаты:
– проявляет любознательность и интерес в познавательно-исследовательской деятельности;
– активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследования и экспериментирования;
– использует в речи слова и выражения: солнечная система, преломление, источник света.
Ход образовательной деятельности:
1. Организационный момент:
Дети с воспитателем заходят в музыкальный зал. Становятся полукругом возле воспитателя.
Воспитатель: здравствуй небо голубое!
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй ты! Здравствуй я!
Здравствуйте мои друзья!
(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом)
2. Основная часть:
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы очень любознательны и любите узнавать новое, экспериментировать, проводить опыты.
Посмотрите, что у меня есть. (Коробка) А, вы хотите узнать, что внутри?
Ответ детей: Да
Воспитатель: А как это сделать?
Ответ детей: надо ее раскрыть и заглянуть внутрь.
Воспитатель: но коробка очень сильно запечатана и открыть ее не получается, а заглянуть очень хочется. Как же быть?
(Ответы детей. Замечают, что в коробке есть отверстия, предлагают заглянуть в них.)
Воспитатель: Я тоже ребята, заметила отверстие. Давайте попробуем в него заглянуть? Может, что увидим? (Дети по очереди смотрят в коробку и отвечают, что ничего не видно, так как там очень темно и нет света)
Сегодня я приглашаю вас в свою научную лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают).
Лаборатория – это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. Так что такое эксперименты? Эксперименты — это опыты, которые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений. А, вы любите экспериментировать?
Ответ детей: Да
Воспитатель: Ребята, а что такое свет? (показ 2 слайда)
Ответ детей: Свет – это форма энергии, которая помогает нам видеть окружающий мир. Свет по всюду вокруг нас и помогает нам солнце. А ночью, когда солнышко заходит за горизонт и на улице темнеет, что освещает дорогу? (луна, месяц, звёзды, молния).
Воспитатель: Ребята, а давайте выясним, что такое свет, и как он сможет помочь в нашей непростой ситуации.
Воспитатель: Прошу всех пройти и занять свои рабочие места.
Воспитатель: Ребята, почему днём светло? Откуда берётся этот свет? Что освещает Землю? (ответы детей)
Ребята посмотрите на экран – это карта Солнечной системы. (3 Слайд с изображением солнечной системы). Покажите, где находится солнце? (Дети показывают).
Наша планета находится в Солнечной системе. В солнечной системе все планеты расположены не далеко от солнца, каждая имеет своё место. Поэтому на каких-то планетах холодно, а на каких-то, наоборот, очень жарко. Наша планета – Земля находится на самом идеальном расстоянии от солнца, поэтому имеет самые оптимальные условия для жизни человека. Солнце – это естественный источник света на Земле. Оно светит всегда и никогда не гаснет. Но свет бывает разный – свет от солнца является естественным – он создан самой природой. Свет от луны, звезд, молнии тоже является естественным (показ 4 слайда).
Помимо естественных источников света есть еще и искусственные, то есть те, которые придумал человек, для своего более комфортного существования. Свет помогает нам видеть окружающие вещи. Как вы думаете, что к ним может относиться?
Дети: Свеча, фонарик, лампочка, спички.
Воспитатель: Солнце излучает свет. Как вы думаете, все ли планеты получают одинаковое количество солнечного света? (Дети рассуждают, делают выводы).
Воспитатель: действительно, Солнце – это звезда, которая находится в космосе, так же, как и Луна, и наша планета Земля, которая непрерывно движется вокруг Солнца. Когда одна часть Земли освещена Солнцем – там день, в то время как другая часть, находится в темноте – там ночь (показ 5 слайда).
1. Опыт: «Смена дня и ночи».
Воспитатель: «Смотрите: фонарик — это Солнце, оно светит на Землю. Там, где светло, уже наступил день. Вот, еще немножко повернем — теперь оно как раз светит на наш город. Там, куда лучи Солнца не доходят, — у нас ночь. (Дети делают вывод, что освещена только та часть глобуса, на которую попадает луч. Так же происходит и с земным шаром – если на одной стороне день, то на противоположной будет ночь.)
Воспитатель: как вы думаете, что происходит там, где граница света и темноты размыта?
Ответ детей: там тогда или вечер, или начало утра.
Воспитатель: мы пришли к выводу, что Земля, вращаясь вокруг своей оси в течение суток, поворачивается к Солнцу то одной, то другой стороной, и от этого происходит на Земле смена дня и ночи (показ 6 слайда).
Воспитатель: Ребята, свет – это форма энергии, которая с нами повсюду, она не видна для человеческого глаза. А как вы думаете, какого цвета свет?
Ответ детей: Белого, желтого.
Воспитатель: на самом деле его можно разложить на семь оттенков. А что в природе бывает тоже семи оттенков одновременно?
Ответ детей: Радуга.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам провести эксперимент и увидеть все цвета света. Для этого нам нужен предмет, который преломляет световой луч. Таким свойством обладают все блестящие предметы.
2. Опыт: «Семь оттенков света»
Воспитатель: перед вами на подносах лежат музыкальный диск и фонарик. Возьмите с подноса диск и фонариком посветите на него. Что вы увидели?
Вывод: свет имеет семь оттенков: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (показ 7 слайда).
Воспитатель: Ребята, среди ученых существует мнение, что свет распространяется по Земле только по прямой линии. Я предлагаю сейчас провести эксперимент, и попробовать доказать так ли это (показ 8 слайда).
3. Опыт «Распространение света на Землю»
Воспитатель: Возьмите лист картона, в нем есть отверстие, посветите в него фонариком, направляя луч на стену – на стене появляется световое пятно. Затем листом бумаги лучу преградите путь, и световое пятно со стены исчезает.
Вывод: свет распространяется по прямой, и если ему преградить путь, то свет исчезает.
Воспитатель: Свет имеет еще одно свойство – проникать через некоторые предметы, а через другие – не проникать.
4. Опыт: «Способность света проникать через предметы»
Воспитатель: Возьмите с подносов прозрачную пленку и деревянные брусочки. Как вы думаете, через какой из этих предметов свет проникает, а через какой нет? (Дети высказывают свои предположения).
Воспитатель: Давайте проверим. Возьмите фонарик, приложите к нему прозрачную пленку, проникает ли через нее луч света? (Ответ детей)
Воспитатель: А теперь возьмите деревянный брусочек и посветите на него, проникает ли через него луч света?
Вывод: Свет проникает только через прозрачные предметы (показ 9 слайда).
Воспитатель: если свет не может проникнуть через какой-либо предмет, то появляется тень от такого предмета.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что на свете всех быстрее?
Ответ детей: Самые быстрые – машина, самолет, ракета.
Воспитатель: всех быстрее свет. Даже есть такое выражение «Движется со скоростью света» значит, движется очень-очень быстро.
Ребята, ну что теперь мы можем с вами, решить нашу проблему с посылкой, и наконец то узнать, что же там внутри?
Ответ детей. Да
Воспитатель: А с помощью чего мы узнаем, что там? Что нам может помочь?
Ответ детей: свет, посветить фонариком
Воспитатель: замечательно, давайте попробуем! Я буду светить фонариком, а каждый из вас постарается рассмотреть, что же там внутри.
(Дети смотрят и высказывают свои предположения)
Воспитатель: Ребята давайте откроем нашу коробку. И посмотрим подтвердятся ли ваши предположения.
Открывают коробку
Воспитатель: у нас с вами получилось. Скажите, что это нам пришло в посылке?
Ответ детей: листы бумаги с силуэтами
Воспитатель: Ребята посмотрите внимательно – эти силуэты вам знакомы? (ответ детей)
5. Опыт «Тень» (показ 10 слайда)
Дети берут сказочный силуэт из картона и светят на него так, чтобы тень «падала» на стол.
Воспитатель: вот, на таком свойстве игры света – тени, люди придумали теневой театр (показ 11 слайда).
Предлагаю вам посмотреть небольшой отрывок (показ 12 слайда).
Воспитатель: конечно, ребята, мы можем с вами сделать теневой театр, ведь сегодня с вами мы научились создавать тень с помощь света, и показать театр малышам. Как вам такая идея? (Ответы детей)
3. Рефлексивный этап:
Воспитатель: Молодцы ребята, вы поработали на славу. Давайте вспомним, что мы сегодня узнали? Что мы с вами сегодня исследовали?
Ответ детей: Мы узнали, как влияет свет на жизнь, о способности света проникать через прозрачные предметы, и не проникать через непрозрачные, как появляется тень. Увидели, какого цвета свет. Подтвердили выводы ученых о том, что свет распространяется по прямой линии. Какие эксперименты понравились больше всего? Почему?
(Дети отвечают, высказывают свое мнение)
Список используемой литературы
- Билимович Б.Ф.: Световые явления вокруг нас. – М.: Просвещение, 2010.
- Доманская А.А.: о свете, цвете и зрении. Оптика для малышей, 2012.
- Ключарева Н.Л.: Солнце. Наша главная звезда, 2015.
- Кривеллини Маттиа, Горини Франческа: Свет и цвет. Эксперименты для детей. Энциклопедия дошкольника, 2015.
- Лыкова И., Шипунова В.: Теневой театр в детском саду, или как приручить тень, 2017.


