
Цион Марина Александровна
преподаватель по классу фортепиано
МАУДО «Детская музыкальная школа №2»
г. Набережные Челны
В современном образовании делается акцент на развитие одаренных и способных детей. Одна из главных задач дополнительного образования – создание условий для выявления и развития одаренных детей. По определению Б.М. Теплова «одаренность» подразумевает наличие качественно-своеобразного сочетания способностей, «от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности» [1]. При этом одарённость понимается не как механическая совокупность способностей, а как новое качество, рождающееся во взаимовлиянии и взаимодействии компонентов, которые в неё входят [2]. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Преподаватель, работающий с одаренными и способными детьми должен знать природу способностей и стимулировать их проявление, создать условия для развития познавательных потребностей ребенка, которые являются важным звеном в процессе развития способностей до уровня одаренности.
К педагогу, работающему с одаренными и способными детьми, должны предъявляться высокие требования. Современный педагог должен отличаться зрелостью и эмоциональной стабильностью, высоким уровнем собственного интеллектуального развития. Кроме высокого профессионализма он должен обладать способностью к творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем психолого-педагогической подготовки, высокой культурой и гуманными установками по отношению к людям, особенно к детям. Одна из главных отличительных черт такого педагога -это наличие стремления понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса, обучать, опираясь на сильные стороны каждого обучающегося.
Педагог должен выступать не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении одаренной личности.
Нельзя забывать, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми, на этом этапе неоценима работа педагога. Необходимо подчеркнуть, что работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс.
Учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам.
Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи и поддержки. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности.
Поведение и деятельность педагогов, работающих с одарёнными и способными детьми, в свою очередь, должны отвечать определённым требованиям:
– разработка гибких, индивидуализированных программ;
– создание эмоционально безопасной атмосферы в коллективе;
– стимулирование развития умственных процессов высшего уровня у детей;
– использование различных стратегий обучения и воспитания;
– уважение личности и ценностей воспитанника и формирование его положительной самооценки;
– поощрение творческих особенностей и воображения воспитанников.
Развитие одаренной личности, её творческой индивидуальности и реализации самобытности ребенка становится главной задачей в системе музыкального образования. Недостаточное раскрытие музыкально одаренных детей и неполноценное их развитие, с одной стороны, снижает интеллектуальный и культурный потенциал нашей страны, а с другой стороны, создает проблемы для самих одаренных детей, так как и ребенок не может реализоваться в полной мере.
С поступлением в школу усиливается значение окружающих его взрослых. Центральной фигурой для ученика становится учитель. Учитель, как носитель знаний, определенных норм и правил, в глазах ребенка является кумиром, подвигающей его на то, чтобы делать именно так, как надо. Такая подражательность опирается на интуицию ребенка и его своеобразную инициативу.
Отношение учитель и ученик в музыкальной педагогике тема особая. Это процесс погружения в музыкальное искусство как совместная деятельность учителя и ученика по приближению к истине и выражению её музыкально-художественными средствами. Так, по мнению В. Г. Ражникова, «Личность ученика развивает только развитая личность педагога. Другие позиции педагога – наставник, руководитель, авторитетный специалист, репетитор, и т. д. – оказывает оперативную, и случайную помощь, но чаще всего приводят к разделению обучения и воспитания и не могут содействовать организации продуктивного диалога музыканта-ученика с музыкантом-учителем» [3].
Для того, чтобы педагог мог эффективно осуществлять педагогическую поддержку, он должен иметь особую подготовку, включающую в себя: представление о том, что такое музыкальная одаренность и музыкально одаренный ребенок; в чем особенность развития одаренных детей; разработка и апробирование приемов педагогической поддержки – путь решения проблем музыкально одаренных детей разного характера (проблемы обучения, общения, развития, поведения, проблем мировосприятия и др.).Педагогическая деятельность музыканта – педагога – сложный, многоуровневый процесс. Можно различить в нем два пункта, на практике тесно связанные, переходящие одна в другую: передача педагогом ученику своего отношения к искусству, своих знаний, умений, приемов исполнительской работы; раскрытие, выявление и развитие лучших задатков, способностей, заложенных в ученике.
Педагогическое мастерство проявляется в органичном сочетании этих двух сторон воспитания, поэтому в воспитании одаренной личности ребенка особое значение приобретает компетентность педагога, педагогическое творчество. Эти качества являются условием для самореализации личности и развитие специальных навыков и умений как единый нераздельный процесс.
Развитие одаренных и способных детей проходит более успешно, если деятельность преподавателя основывается на:
– создании благоприятной психологической атмосферы для всего творческого процесса, чтобы наиболее полно раскрыть индивидуальность ребенка;
– внимании к индивидуальным психологическим и возрастным особенностям каждого одаренного учащегося;
– подготовке учащихся к концертной деятельности;
– организации самостоятельной творческой работы учащихся, которые приобретают индивидуальный опыт в рамках творческой деятельности;
– проведения разъяснительной работы с родителями, с целью создания у них адекватного представления о способностях своего ребенка.
В своей работе с каждым учеником педагог обязан знать и справедливо оценивать, как положительные, так и отрицательные стороны его личности, его отношения к музыке, его исполнительские качества. Исходя из гуманистического подхода, необходимо выстраивать индивидуальную траекторию творческого развития каждого ребенка.
Важное значение при работе с одаренными детьми имеет воспитательная работа. Она должна быть направлена на формирование такой личности, которая станет «воспитателем» собственных способностей. Поэтому преподавателю для работы с музыкально одаренными и способными детьми нужно обладать следующим комплексом качеств:
– личностные (позитивная «Я – концепция», целеустремленность, зрелость, эмоциональность, артистичность, доброжелательность, общительность, тактичность);
– профессиональные (знания и умения, помогающие развитию одаренности каждого ученика с учетом индивидуальной психолого-педагогической характеристики); разработка специальных учебных программ, оценка результатов обучения, консультативное обучение детей и родителей);
– поведенческие (умение создать творческую атмосферу, педагогическая техника, форма поведения педагога).
От того, в какой степени педагог располагает необходимыми теоретическими знаниями, практическим опытом, методологическими приемами, тактом и эрудицией зависит успешность обучения одаренных и способных детей. Роль личности преподавателя в эффективном сопровождении одаренных и способных детей велика и значима.
Использованная литература:
Владимирская Г. Н. Музыкальная одаренность / Г. Н. Владимирская. – М.: Перспектива, 2011. С.117
Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одарённости / Е.П. Ильин – Спб.: Питер, 2011. С. 147
60
Золотарева, А. В. Дополнительное образование детей / А.В. Золотарева – Ярославль: Академия развития, 2004. С.403
Петросян Л. Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования лицея // Дополнительное образование детей. – 2009.- № 24. С. 37-39
Ражников, В. Г. Три принципа в музыкальном образовании / В. Г. Ражников // Вопросы психологии. – 2005. – №1. – С. 36-38.Самойлов А. И. Вопросы детской психологии / А. И. Самойлов — Спб.: Питер, 2008. С. 64
Теплов, Б.М. Способности и одаренности / Б.М. Теплов – М.: Ун-та,1982. С. 136

