
Тухватуллина Т.Р.
Шайдуллина А.С.
методист,
педагог дополнительного образования (вокал)
МБУДО «ЦДТ «Танкодром»
Советского района г. Казани
Пояснительная записка
Методическая разработка «Работа над чистотой интонирования на занятиях по вокалу в системе дополнительного образования» создана на основе практической работы с детьми младшего школьного возраста, с разными музыкальными и физическими данными, их познавательной активностью и творческими возможностями.
Данная методическая разработка позволяет обучаться детям, не имеющим какой-либо специальной вокальной подготовки.
Представленная методическая разработка позволяет наиболее эффективно организовать учебный процесс по вокалу в соответствии с требованиями, предъявляемыми современной педагогикой.
Основная направленность предлагаемой методической разработки – художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами вокального искусства, по функциональности – учебно-познавательная.
Музыкальное воспитание ребенка – это целенаправленное развитие личности ребенка путем воздействия вокального искусства, формирование интересов, потребностей, эстетического отношения к музыке.
Задачи музыкального воспитания учащихся, подчинены общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка и строятся с учетом своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей младших школьников.
Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углубленному дыханию, укреплению голосового аппарата. В процессе обучения вокалом активно развиваются основные музыкальные способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.
В чем польза вокала для детей? Многие врачи утверждают, что когда дети поют, то укрепляется иммунная система, здоровье, тонус, поскольку пение – психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение и эндокринная система. Занятия пением помогают сформировать у ребёнка правильную осанку, улучшают память, развивают способности к импровизации, стимулируют речевую активность, нормализуют дыхание, что полезно для профилактики респираторных заболеваний.
Актуальность методической разработки заключается в том, что основой вокального искусства является чистая интонация. Интонирование – это часть культуры вокального исполнительства, а также одно из основных средств музыкально-эстетического воспитания. Задача педагога – грамотно подобрать репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям, а также научить чистому интонированию.
Младший школьный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное развитие личности. Дети в этом возрасте наиболее восприимчивы к информации и способны реализовать себя практически в любой сфере искусства. Музыка, вокал благотворно влияют на личность ребенка, открывая ему дорогу в творчество.
Основной задачей формирования личности учащихся является всестороннее и гармоническое развитие. Эту задачу выполняет музыкальное воспитание. Н.К. Крупская так характеризует значение искусства в воспитании личности: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать».
Задачи музыкального воспитания личности подчинены общей цели всестороннего и гармонического развития ребенка и строятся с учетом своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей младших школьников.
Задачи
Образовательные:
- Обучение основам вокального мастерства, работа над чистотой интонирования в процессе звукообразования;
- Работа над дикцией и артикуляцией, мягкой атакой звука и выразительным исполнением вокального материала;
- Обучить учащихся простейшим практическим вокальным навыкам.
Развивающие:
- Развить способность к самостоятельной и коллективной работе;
- Развитие мотивации к творческой деятельности;
- Развивать эмоциональную отзывчивость, чувства ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к музыке. Эта задача решается путем развития восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребенку острее почувствовать и осмыслить содержание услышанных музыкальных произведений.
Музыкальная интонация – понятие сложное, требующее внимания со стороны музыканта. Само слово «интонация» происходит от позднелатинского «intonatio», что в средние века означало пение в тоне или настройка на тон.
Чистота интонации человеческого голоса, как и в природе должна радовать слух, быть точной и чистой. Правильная интонация – это чистота пения мелодии, правильная координация звуковысотного слуха и голоса. Интонирование предполагает воспроизведение той музыки, которую мы воспринимаем на слух. При правильном звукообразовании можно добиться чистоты в исполнении песен, распевок и других произведений.
Прежде чем приступить к изучению вокального материала, необходимо разогреть голосовой аппарат. Для этой цели можно использовать упражнения, направленные на чистое пение, без фальши, точное попадание в ноты.
Работа над чистой интонацией в упражнениях
Певческое дыхание
Певческое дыхание или опертое дыхание – основа вокального искусства, та база, на которой можно развить уже сам голос и его возможности. Оно не может быть верхним (ключичным), при таком типе вокального дыхания верхние ноты будут некачественными и некрепкими. Постановка дыхания должна быть максимально низкой, с использованием мышц грудной клетки, ребер, поясницы, брюшного пресса. Только такое дыхание дает уверенные, звонкие и крепкие верхние ноты, да и весь остальной диапазон певца делают богато, крепко и чисто звучащим.
Упражнение № 1 на дыхание «Воздушный шарик»:
Напоминаем учащимся, что певец «дышит животом». Представим себе, что животик – это шарик. Мы надуваем шарик, завязываем его. Теперь мы начинаем спускать воздух из шарика, при этом животик твердый.
На букву «Ц» выпускаем воздух, и остатки воздуха выпускаем на активном выдохе.
Данное упражнение рекомендуется повторить 3 раза.
Упражнение № 2 на опору дыхания:
На одной ноте спеть слоги «Да-дэ-ди-до-ду», далее вверх и вниз по полутонам.
Данное упражнение рекомендуется повторить 1 раз.
Упражнение № 3 на укрепление диафрагмы:
Пение на слоги «Чхи-хи-хи». Мелодия идет по трихорду вниз, работает диафрагма.
Данное упражнение рекомендуется повторить 1 раз.
Звукообразование
При правильном звукообразовании положение гортани при пении должно быть также максимально низким. При правильном положении гортани сразу почувствуется, как объемно и густо начинает звучать голос. Соответственно, и положение челюсти (нижней) должно быть максимально низким, то есть открытым до конца. Верхнее мягкое нёбо поднимается вверх, при пении должно быть ощущение «зевка».
Певческий диапазон, регистры
Неразвитый голос и недостаток диапазона тоже могут быть причиной фальшивого пения. В этом случае у ребенка будут фальшиво звучать крайние верхние и нижние ноты диапазона, а также так называемые «переходные» ноты. Переходные ноты потому так и называются, что они находятся у любого певца на переходах от нижнего регистра к высокому. Эти проблемы легко снимаются благодаря вокальным упражнениям, которые расширяют (растягивают) диапазон голоса и нивелируют переходные ноты.
Упражнение № 4 на звукообразование:
Спеть на слоги «Ле-ми-ле» ступени вверх и вниз I-II-III-IV-V-IV-III-II-I.
Данное упражнение рекомендуется повторить 1 раз.
Упражнение № 5:
На одном звуке «Ми – и – и – я». Следить за ощущением высоты звука. Держать «тон». Высокая позиция. Следить за подачей дыхания.
Данное упражнение рекомендуется повторить 2 раза.
Дикция
Рот при пении гласных следует открыть так, чтобы в него входило четыре пальца, соединенные вместе (ладонь на ребро), произнесение согласных должно быть максимально ясным, и в тоже время, максимально коротким по продолжительности, чтобы переход от одной гласной к другой был максимально плавным (незаметным) и естественным.
Упражнение № 6 на артикуляцию:
Упражнение строится на интервале ч.8 (чистая октава) вверх и вниз в тональности. Слова: «Ежик бегал по дорожке, у него устали ножки».
Данное упражнение рекомендуется повторить 1 раз.
Упражнение № 7 на дикцию:
На одной ноте спеть слова «Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа».
Данное упражнение рекомендуется повторить 1 раз.
Музыкальный слух
Слух необходимо развивать, так как он способен прогрессировать лучше любого другого чувства. Существуют специальные упражнения для развития музыкального слуха, практикуя которые можно развиваться в восприятии и определении музыкальных звуков.
Упражнение № 8 на развитие музыкального слуха:
Спеть сверху-вниз «Я пою, хорошо пою» ступени V-III-I-V-IV-III-II-I.
Данное упражнение рекомендуется повторить 2 раза.
Упражнение № 9:
На слог «Тю- рю- рю» по хроматизму вверх и вниз от I ступени доV ступени. Задача упражнения – удержать высокую позицию. Все в одной точке (верхнем звуке). Не форсировать звук и не давить. «Петь воздухом».
Данное упражнение рекомендуется повторить 1 раз.
Упражнение №10 на слог «ля»:
Повторить по полутонам вверх в диапазоне соль малой октавы и до второй октавы.
Упражнение №11 «Веселые нотки»:
Дети распеваются под аккомпанемент фортепиано и пение педагога. Затем упражнение исполняется учащимися самостоятельно. Педагог обращает внимание на правильную дикцию, артикуляцию и грамотное выделение кульминационных вершин.
Используя данные упражнения, можно достичь чистого интонирования в пении, правильного звукообразования с соблюдением вокальной опоры и выразительной манеры исполнения. В дальнейшем это позволит грамотно, красиво и качественно исполнить любое вокальное произведение.
Заключение
Таким образом, музыка и вокал в силу своей внутренней природы, должны быть составной частью любого воспитания, а для этого они должны стать частью образования каждой личности.
Учащиеся, сталкиваясь с музыкальным творчеством, всесторонне развиваются, совершенствуется их физический облик, устанавливаются гармонические связи. В процессе пения развивается не только музыкальный слух, но и певческий голос, а, следовательно, и голосовой аппарат. Музыкально-ритмические движения побуждают к правильной осанке, координации движений, их гибкости и пластичности.
Ребенок способен чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ, замечать хорошее и плохое, приобщаться тем самым к различным видам художественной деятельности. Дети также способны вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления.
Именно поэтому, музыка и искусство, уже в силу своей внутренней природы должны быть составной частью любого воспитания, а для этого они должны стать частью образования каждой личности.
Список использованной литературы
- Аспелунд Д.Л. Развитие певца и его голоса: учебное пособие – 4-е изд., стер. – Санкт-Петербург: Планета музыки, 2019. – 180 с.
- Бархатова И.Б. Гигиена голоса для певцов: учебное пособие – 6-е, стер. – Санкт-Петербург: Планета музыки, 2020. – 128 с.
- Гонтаренко Н. Уроки сольного пения. Вокальная практика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 190 с.
- Гутман О. Гимнастика голоса. Руководство к развитию и правильному употреблению органов голоса в пении и система правильного дыхания: учебное пособие – 5-е изд., стер. – Санкт-Петербург: Планета музыки, 2019.
- Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики – Москва: Директ-Медиа, 2014. – 675 с.
- Дубровская Е. А. Ступеньки музыкального развития – М., «Просвещение», 2006. – 331 с.
- Кофлер Л. – Искусство дыхания как основа звукоизвлечения – 2024. – 320 с.
- Семячкина Г. А. Развитие музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности – автореф. – Якутск., 2009. – 23 с.
- Смелкова, Т.Д. Основы обучения вокальному искусству: учебное пособие – Санкт-Петербург: Планета музыки, 2014.
- Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей (4-е изд.) – М.: 2002. – 349 с.
