
Саитова Файруза Раисовна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №5 «Бэлэкэч», г. Бавлы
Цель: Формирование представлений о закономерности развития растений и состояния окружающей среды
Задачи:
Обучающие
– Формировать у детей представление о растениях, как о живых существах, у которого есть корни, чтобы дышать, держаться, питаться; ствол, чтобы доставлять питательные вещества из земли другим органам; о том, что семена растений тоже живые существа; для их роста и развития растениям нужны почва, влага, свет, тепло.
-Учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды;
-Учить рассматривать, сравнивать и узнавать семена растений;
-Расширять и уточнять представления о растениях (растения комнатные, растения сада)
Развивающие:
-Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов;
Воспитывающие:
– Формировать эстетическое отношение к окружающему миру;
– Воспитывать у детей желание заботиться, беречь, охранять природу.
– Поощрять стремление детей делиться впечатлениями, об окружающем мире полученными из разных источников.
Интеграция областей: Социально-коммуникативная, речевое развитие, Худ – эстетическое.
Виды деятельности: Познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкальная, двигательная, восприятие художественной литературы, игровая, самообслуживание и элементарный бытовой труд.
Предварительная работа: Дети рассматривали комнатные растения, учились за ними ухаживать, отмечали изменения, в росте и развитии, просмотр иллюстраций(картинок), чтение стихотворений и загадок о растениях, разучивание стихотворений.
Оборудование:
Семена фасоли (проросшие)
Тарелочки;
Стаканчики;
Лейки;
Лопаточки;
Проректор,
Презентация.
Ход НОД:
В: Ребята сегодня, я вам расскажу интересную сказку, садитесь по удобней и слушайте..
Однажды, в сказочной стране жила-была принцесса Роза. А звали ее так, потому что она очень любила цветы. Возле ее домика был огромный прекрасный сад, в котором росли самые разнообразные цветы изо всех стран мира, вот они посмотрите.
В: Какие из этих цветов вам знакомы?
Д: розы, циннии, тюльпаны
В: А какие цветы вы еще знаете?
Д: ромашки, бархатцы, астры
В: Правильно! И все они росли в ее саду. Принцесса очень любила эти цветы, ухаживала за ними, берегла каждый цветочек в своем саду. Рано утром она вставала и принималась за дело: поливала их, рыхлила, разговаривала с ними, и ей казалось, что цветы отвечают ей, махая своими прекрасными лепесточками.
На другом берегу сказочной страны жил злой волшебник. Своими чарами он создал огромный ураган, который налетел на прекрасный сад. Роза пыталась уберечь свои растения, укрывая то один цветок то другой. Но ураган был такой сильный, что уничтожил все цветы. Роза горько заплакала, а злой Волшебник был этому рад.
Одно семечко, крутясь в урагане, залетело в замок злого Волшебника. После сильного дождя, брызги которого попадали на семя, оно разбухло, и стало прорастать.(показ презент)
В: У меня есть семена, возьмите каждый по одному, как оно называется?
Д: Фасоль
В: Попробуйте его разломать, оно не поддается почему?
Д: потому что оно не разбухло.
В: Ребята давайте теперь мы с вами присядем за столы, я предлагаю вам рассмотреть похожее, но набухшее семя, с ним нужно обращаться аккуратно потому, что оно уже живое.
Возьмите в руки и посмотрите, на данном семени видно, что корень прорвал кожуру семени, данная оболочка называется кожурой, осторожно снимите кожуру. Что находится под ней?
Д: Две половинки семени белого цвета
В: Правильно! Эти половинки называются семядолями, т.е долями семени. Очень аккуратно раздвиньте семядоли и посмотрите, связаны ли они между собой?
Д: да связаны.
В: положите семядоли на тарелочку и рассмотрите, что еще тут есть?
Д: есть еще выемка.
В: правильно, это сложенные зародышевые листики. Они называются печечкой. Как вы думаете, почему ее так ласково называют «почечкой» а не «почка»?
Д: потому что она маленькая.
В: Давайте подумаем: когда растение будет расти, что получится из корешочка?
Д: корень
В: А из почечки?
Д: Листья
В: А теперь осталось найти стебелек. Посмотрите, еще более внимательно на то место где находится почерка и корешок, вы видите небольшое вздутие?
Д: да, оно напоминает шарик
В: это и есть зародышевый стебелек.
А теперь закройте глазки и присядьте.
Представьте себе, что вы маленькое растение, которое посадили в тёплую землю. Оно ещё совсем слабое, хрупкое, беззащитное.
Но вот добрые руки поливают растение, вытирают с него пыль.
Растение начинает расти.
(Дети медленно поднимаются)
Листики поднимаются к свету.
(Руки поднимают вверх).
Растение чувствует себя хорошо.
(Упражнения выполняются под музыку в медленном темпе).
– Откройте глаза. Вам понравилось быть цветами? (Дети отвечают)
А теперь вернемся к нашей сказке…
Злой волшебник очень рассердился, хотел было его растоптать, но ему стало интересно, откуда взялся этот крохотный стебелек.
В: Ребята, а мы ведь уже свами знаем, откуда он взялся?
Д: На семя попала вода, семя набухло и стало прорастать.
Злой Волшебник стал наблюдать за ним, поливать, ухаживать. Постепенно это растение стало его единственным другом, и он понял какое горе, он принес принцессе Розе. Он решил помочь ей создать новый сад. Наколдовал много разных семян и подарил их Розе, эти семена он прислал и нам, что бы мы могли украсить весной свое детский сад прекрасными цветами.
В: Ребята давайте теперь мы с вами посадим цветы, которые прислал нам с вами Волшебник. У вас у каждого есть стаканчик, но он пустой, без чего не вырастут наши цветы?
Д: Без земли(почвы).
В: Насыпьте в стаканчик немного земли, положите туда свое семя, затем снова засыпьте землей. Как вы думаете, мы закончили?
Д: Нет! Его нужно полить!
В: Правильно! Полейте свой цветок. А теперь мы закончили, как думаете?
Д: Да!
В: А куда мы с вами поставим наши цветы?
Д: На подоконник, ближе к солнцу.
В: Какие вы молодцы!
Скажите, что нового вы узнали? чему научились?
Д: Что у каждого растения есть корешок, стебель, почечка; что такое семядоля и т. д.
В: Ребята теперь каждый уберет свое место за собой (лишняя земля, мусор).