
Давлетшина Фания Масхутовна
инструктор по физической культуре
МБДОУ «Детский сад №132
комбинированного вида»
Кировского района г.Казани
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы |
Программа дополнительной образовательной услуги дошкольного возраста с 5 до 7 лет. |
Основания для разработки программы |
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2.«Концепция развития дополнительного образования детей», утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р; 3. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержден приказом Минпросвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196; 4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242) 5.Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования учащихся с ОВЗ»; 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
|
Заказчик программы |
Родители (законные представители) воспитанников |
Организация исполнительной программы |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №132 комбинированного вида Кировского района г. Казани |
Целевая группа |
Дети старшего дошкольного возраста |
Срок реализации |
1 год |
Составитель программы |
Давлетшина Фания Масхутовна |
Цель программы: |
Цель: формирование интереса к техническим видам творчества, развитие конструктивного мышления средствами робототехники. Программа включает в себя модуль «Робототехника с MatataLab TALE -BOT PRO Matatalab » ознакомительного уровня. |
Задачи программы: |
Обучающая: – обучить навыкам программирования. Развивающая: – способствовать развитию логического мышления и пространственного воображения. Воспитательная: – воспитывать умение доводить начатое дело до конца. |
Ожидаемые результаты |
По окончании обучения по модулю «Робототехника с MatataLab TALE -BOT PRO» обучающиеся знают: – основные понятия образовательной робототехники; – принципы построения алгоритма; |
Пояснительная записка
Мир, в котором мы живём, меняется стремительно. «Умные» машины, роботизированные производства и множество интеллектуальных сервисов стали обычными в нашей жизни. Робототехнические решения становятся всё более востребованными и распространёнными, а области их применения расширяются.
Интенсивное использование роботов в быту и на производстве требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами, что позволит развивать новые, умные, безопасные и более продвинутые автоматизированные системы. Отсюда возникает необходимость прививать детям интерес к области робототехники и автоматизированных систем.
Актуальность программы. Данная дополнительная общеобразовательная программа актуальна, т.к. направлена на получение обучающимися знаний в области робототехники. Обучающиеся научатся моделировать автоматические устройства и создавать алгоритмы управления роботами, а визуальная программная среда позволит легко и эффективно изучить алгоритмизацию и программирование. Данная программа разработана для дошкольников и учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная программа «Образовательная робототехника» имеет техническую направленность. Направление программы – техническое. Программа составлена на основании действующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.«Концепция развития дополнительного образования детей», утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р;
3. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержден приказом Минпросвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196;
4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242)
5.Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования учащихся с ОВЗ»;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Отличительной особенностью программы является то, что в процесс обучения включена игровая деятельность с использованием робототехнических наборов и компьютерных технологий.
Адресат программы. Модуль «Робототехника MatataLab TALE -BOT PRO» рассчитан на обучающихся 5-7 лет .
Цель программы: формирование интереса к техническим видам творчества, развитие конструктивного мышления средствами робототехники.
Программа включает в себя модуль «Робототехника с MatataLab TALE -BOT PRO » ознакомительного уровня.
Задачи программы.
Задачи модуля «Робототехника с MatataLab TALE -BOT PRO»:
Обучающая:
– обучить навыкам программирования.
Развивающая:
– способствовать развитию логического мышления и пространственного воображения.
Воспитательная:
– воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Объём и срок освоения программы. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Образовательная робототехника» рассчитана на 1 год обучения, 72 часа в год.
Форма обучения – очная. Форма организации занятия – индивидуальная, групповая, формы проведения занятия – беседа, практическое занятие.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 20-30 минут.
Образовательная деятельность по данной дополнительной общеобразовательной программе осуществляется в течение всего учебного года (сентябрь – май).
Ожидаемые результаты.
По окончании обучения по модулю «Робототехника с MatataLab TALE -BOT PRO» обучающиеся знают:
– основные понятия образовательной робототехники;
– принципы построения алгоритма;
Учебный план модуля «MatataLab TALE -BOT PRO »
№ |
Наименование разделов, тем |
Количество часов |
Форма текущего контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
Раздел 1. Введение в робототехнику (2 ч) |
|||||
1.1 |
Введение в робототехнику |
1 |
1 |
– |
Устный опрос |
Раздел 2. Построение маршрута (34 ч) |
|||||
2.1 |
Построение маршрута |
6 |
Выполнение практического задания |
||
2.2 |
Преодоление препятствий |
6 |
|||
2.3 |
Цикл |
6 |
|||
2.4 |
Функция |
6 |
|||
2.5 |
Лабиринты |
5 |
|||
2.6 |
Меры длины. Расчет расстояния |
5 |
|||
Раздел 3. Алгоритмы и их применение (36 ч) |
|||||
3.1 |
Рисование фигур |
6 |
Выполнение практического задания |
||
3.2 |
Алфавит |
8 |
|||
3.3 |
Музыкальные алгоритмы |
6 |
|||
3.4 |
Перемещение груза |
8 |
|||
Промежуточная аттестация |
8 |
Выполнение практического задания |
|||
Всего |
72 |
Рабочая программа модуля «Робототехника с MatataLab TALE -BOT PRO»
Раздел 1. Введение в робототехнику (2 ч)
Тема 1.1. Введение в робототехнику
Теория: – Правила поведения. Техника безопасности. Организация рабочего пространства.
– Знакомство с робототехникой.
– Понятие алгоритма.
– Знакомство с Matatalab, управление.
Практика: Знакомство с matatalab, управление.
Текущий контроль: устный опрос.
Раздел 2. Построение маршрута (34 ч)
Тема 2.1. Построение маршрута.
Практика: – Построение простейших маршрутов. Команды: прямо, назад, налево, направо
– Построение простейших маршрутов. Числовые блоки.
– Построение простейших маршрутов. Предустановленная мелодия.
– Построение простейших маршрутов. Предустановленный танец.
– Построение простейших маршрутов. Случайное движение.
– Лишний блок
– Оформление игры «Авиашахматы»
– Игра «Авиашахматы»
Тема 2.2. Преодоление препятствий
Практика: – Преодоление препятствий. Птички.
– Преодоление препятствий. Океан.
– Преодоление препятствий. Прогулка в лесу.
– Преодоление препятствий. Достопримечательности Р.Ф.
– Преодоление препятствий. Городской маршрут.
Тема 2.3. Цикл
Теория: Понятие цикла. Построение маршрута с применением цикла.
Практика: Понятие цикла. Построение маршрута с применением цикла.
– Построение маршрута с применением цикла.
Тема 2.4. Функция.
Теория: Понятие функции. Построение маршрута с применением функции.
Практика: – Понятие функции. Построение маршрута с применением функции.
– Построение маршрута с применением функции.
Тема 2.5. Лабиринты.
Теория: Лабиринты.
Практика: – Препятствия и флаги.
– Создание лабиринтов со стартом и финишем.
Теория: Карты. Картографическая сетка
Практика: – Построение маршрута по картографической сетке.
– Карта города.
Теория: Блок случайного значения.
Практика: Блок случайного значения.
– Настольная игра matatalab
Тема 2.6. Меры длины. Расчет расстояния
Теория: Меры длины. Расчет расстояния.
Практика: Меры длины. Расчет расстояния.
Текущий контроль: выполнение практического задания.
Раздел 3. Алгоритмы и их применение (36 ч)
Тема 3.1. Рисование фигур
Теория: Понятие угла. Рисование фигур.
Практика: – Прямая, волнистая линии.
– Квадрат, треугольник.
– Звезда пятиконечная, восьмиконечная.
– Цветок, домик.
– Сложные рисунки.
Тема 3.2. Алфавит
Практика: Алфавит. Написание букв.
– Написание слов.
– Алгоритм для написания цифр 0-4.
– Алгоритм для написания цифр 5-9.
Тема 3.3. Музыкальные алгоритмы
Теория: – Написание мелодии.
Практика: – Мелодия «Маленькая звездочка»
– Мелодия «Колыбельная»
– Мелодия «Рождественская песенка»
– Мелодия «Песенка художника»
– Мелодия «Мэри и её барашек»
– Мелодия «Песенка Красной Шапочки»
– Мелодия «Фантазия»
Тема 3.4. Перемещение груза
Теория: Перемещение груза по полю Matatalab
Практика: – Перемещение груза с преодолением препятствий
Теория: Сортировка грузов по полю Matatalab
Практика: – Сортировка грузов по полю Matatalab
– Организация движения одновременно двух роботов по одному полю
Текущий контроль: выполнение практического задания.
Промежуточная аттестация: выполнение практического задания. (1 час)
Формы контроля
Формы текущего контроля представлены в соответствии с
Формы текущего контроля –устный опрос, выполнение практических заданий. Текущий контроль проводится в конце раздела.
Форма промежуточного контроля – выполнение практического задания. Промежуточная аттестация проводится по окончании изучения модуля.
Форма оценки результатов текущего контроля и промежуточной аттестации: высокий, средний, низкий уровень освоения материала.
Оценочные материалы модуля
«Робототехника с MatataLab TALE -BOT PRO »
Раздел 1. Введение в робототехнику.
Форма текущего контроля – устный опрос.
Вопросы:
- Что такое «Механизм»?
- Что такое «Робот»?
- Что такое «Алгоритм»?
- Что такое «Программа»?
Критерии оценки текущего контроля:
Высокий уровень освоения материала – 4 точных ответов;
Средний уровень освоения материала –3 точных ответа;
Низкий уровень освоения материала – 2 и менее точных ответа.
Раздел 2. Построение маршрута.
Форма текущего контроля – выполнение практического задания: построение маршрута с преодолением препятствий.
Критерии оценки текущего контроля:
Высокий уровень освоения материала – маршрут построен грамотно, без помощи педагога;
Средний уровень освоения материала – маршрут построен грамотно с небольшой помощью педагога;
Низкий уровень освоения материала – для построения маршрута обучающемуся требуется помощь педагога.
Раздел 3. Алгоритмы и их применение
Форма текущего контроля – выполнение практического задания: организация движения двух роботов по полю Matatalab с интеграцией звукового сигнала.
Критерии оценки текущего контроля:
Высокий уровень освоения материала – обучающийся справился с заданием без помощи педагога;
Средний уровень освоения материала – обучающийся справился с заданием с небольшой помощью педагога;
Низкий уровень освоения материала – для выполнения задания обучающемуся требуется помощь педагога.
Методические материалы
– Презентация «LEGO MINDSTORMS Education EV3»
– Презентация «Принцип работы ультразвукового датчика»
– Презентация «Основы движения и поворотов»
– Презентация «Регуляторы для одного датчика»
– Презентация «Регуляторы для двух датчиков»
– Проект «Тайный код Сэмюэла Морзе» от издательства «Лаборатория знаний»;
– Проект «Секрет ткацкого станка» от издательства «Лаборатория знаний»;
– Проект «Посторонним вход воспрещён» от издательства «Лаборатория знаний»;
– Проект «Человек всему мера» от издательства «Лаборатория знаний»;
– Проект «Крутое пике» от издательства «Лаборатория знаний»;
– Проект «В поисках сокровищ» от издательства «Лаборатория знаний»;
– Проект «Волшебная палочка» от издательства «Лаборатория знаний»;
– Карточки с примерами заданий для MatataLab Pro set (Мелодии, Рисунки, Русский алфавит).
Организационно – педагогические условия
- Набор для обучения MatataLab ;
- Поля для приключений MatataLab ;
- Зарядное устройство – комплектуется с базовым набором 1:2.
Литература для педагога:
- Гинзбург, Е.Е. Образовательная робототехника в дополнительном образовании школьников: Методическое пособие / Е.Е. Гинзбург, А.В. Винокуров – Йошкар-Ола: ОАНО «Инфосфера», 2011 г.
- Злаказов А.С. Уроки Лего-конструирования в школе, методическое пособие, издательство БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011г.
- Руководство преподавателя по ROBOTC для LEGO MINDSTORMS. – Москва, 2012 г.;
- Тарапата В.В. Робототехника в школе. Методика. Программы. Проекты. – Москва: «Лаборатория знаний», 2017 г.;
- Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – С.П. «Наука», 2011 г.;
Литература для учащихся:
- Зайцева Н.Н. Конструируем роботов на LEGO Mindstorms Education EV3. Человек всему мера. – М.: «Лаборатория знаний», 2017 г.;
- Рыжая Е.И. Конструируем роботов на LEGO Mindstorms Education EV3. В поисках сокровищ. – М.: «Лаборатория знаний», 2017 г.;
- Салахова А.А. Конструируем роботов на LEGO Mindstorms Education EV3. Волшебная палочка. – М.: «Лаборатория знаний», 2017 г.
- Сафули В.Г. Конструируем роботов на LEGO Mindstorms Education EV3. Посторонним вход воспрещён! – М.: «Лаборатория знаний», 2017г.;
- Стерхова М.А. Конструируем роботов на LEGO Mindstorms Education EV3.Секрет ткацкого станка. – М.: «Лаборатория знаний», 2017 г.;
- Тарапата В.В. Конструируем роботов на LEGO Mindstorms Education EV3. Тайный код Сэмюэла Морзе. – М.: «Лаборатория знаний», 2017 г.;
- Удалов В.В. Конструируем роботов на LEGO Mindstorms Education EV3.Крутое пике. – М.: «Лаборатория знаний», 2017 г.;
- Филиппов С.А. Уроки робототехники. – М.: «Лаборатория знаний», 2017г.;
Интернет-ресурсы:
- Интернет-журнал про образовательную робототехнику и роботов.
http://robotoved.ru
- Лего-роботы и инструкции для робототехника.
www.prorobot.ru
- Мой робот. Роботы. Робототехника. Микроконтроллеры.
http://myrobot.ru
- Научно – популярный портал «Занимательная робототехника».
http://edurobots.ru
- Робототехника. Сайт о роботах и робототехнике.
http://www.techrobots.ru/
