![](https://cdn.intel-lect.ru/wp-content/uploads/2024/11/foto.jpg)
Дранишникова Марина Николаевна
старший воспитатель
ЧОУ СШ №23 «Менеджер», г. Альметьевск
Одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО) является социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи.
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:
1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.
4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.
5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.
На сегодняшний день, мы можем говорить о том, что дети не всегда способны контактировать друг с другом, выражать свои чувства, часто вступают в конфликты, эмоциональная сфера развита не в достаточной степени. Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека, использование компьютера расширяет возможности интеллектуального развития ребёнка, создаёт условия для обогащения его кругозора. Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощёнными, открытыми, самостоятельными, инициативными, у них появляется чувство свободы и независимости. Поэтому необходимо стало использование и внедрение новых форм и технологий в социально – коммуникативном развитие ребенка. Но для этого педагоги должны четко понимать цели и задачи этой области. С целью мотивации саморазвития педагогов не только в области социально-коммуникативного развития но и во всех направлениях развития личности ребенка можно использовать такие современные и формы, которые имеют свои специфические особенности.
Педагогические советы – это постоянно действующий коллегиальный орган, рассматривающий различные аспекты деятельности детского сада. Педагогический совет может быть традиционным, с использованием отдельных методов активизации, т. е. в ходе педсовета педагогам предлагается решить кроссворд или ситуативную задачу, а также нетрадиционным в форме деловой игры или круглого стола. Непременным их компонентом должна быть рефлексивная деятельность педагогов.
Обучающие семинары являются, пожалуй, наиболее продуктивной формой повышения квалификации педагогов: на них основное внимание уделяется повышению их теоретической подготовки. Необходимым условием организации обучающих семинаров стало посильное участие многих педагогов. Им заранее предлагаются задания, которые позволят каждому развить педагогические способности, педагогическое мышление, коммуникативность.
Консультации (индивидуальные и групповые) обычно планируются заранее и отражаются в годовом плане ДОУ. Предварительная подготовка к консультации включает анализ литературы, отражающей современные подходы к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, выстраивание структуры консультации, определение ее содержания, подготовка информационных буклетов, проспектов и пособий. В ДОУ проводятся разнообразные консультации. Как правило, они связаны с познавательными интересами воспитателей и других специалистов, например “Проектирование образовательного процесса”, “Организация предметно-развивающей среды в ДОУ» и т. д.
Значимую роль в образовательном процессе в целом и в системе повышения квалификации педагогов играют открытые просмотры занятий. Они позволяют всем увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты. Кроме того, педагоги учатся анализировать особенности учебно-воспитательного процесса в целом, а также занятий или досуговой деятельности в группе.
Изучение лучшего опыта педагогов позволяет решить целый ряд задач, таких как: целенаправленное накопление педагогических материалов, анализ результатов деятельности по определенному направлению образовательной работы, описание взаимосвязанной работы всех специалистов ДОУ, подготовка образовательного учреждения к аттестации, менеджмент и маркетинг образовательного процесса.
Изучение лучшего педагогического опыта имеет свою структуру:
– этап исследования (анкетирование, наблюдение, беседа);
– этап анализа (выборка лучшего опыта из представленного по определенным критериям);
– этап структурирования (выстраивание системы предлагаемого опыта для более качественного восприятия его содержания);
– этап визуального восприятия (непосредственное знакомство педагогов с имеющимися материалами).
Лучший опыт может быть представлен в следующих вариантах: конспекты занятий и режимных моментов; перспективные и календарно-тематические планы работы; педагогические дневники воспитателя; сценарии утренников, развлечений, выпускных балов; образцы дидактических материалов; продукты детского творчества (фотоматериалы); авторские программы; образцы информационного материала по работе с родителями, с детьми (календари природы, описание элементов развивающей среды).
Одним из вариантов повышения квалификации могут быть творческие и проблемные группы педагогов.
“Деловой блокнот воспитателя”, который отражает основные направления работы ДОУ и педагога на текущий учебный год. Это своеобразный мини-план на год каждого воспитателя. В нем содержится практически вся информация: методическая тема образовательного учреждения; система педсоветов; семинары; выставки; консультации, работа с родителями (собрания, консультации, праздники); индивидуальная работа воспитателя (этапы работы над методической темой и система открытых занятий); нормативная страничка (изучение нормативных документов).
Смотр-конкурс – это способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции, возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими. В детском саду проходят разнообразные конкурсы:
“Школа молодого педагога“, целью которой является помощь начинающим педагогам в повышении их профессиональной компетентности. Решая эту задачу молодой специалист проходит несколько этапов:
Педагогический ринг – ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора. Такая форма предусматривает критерии оценки ответов, выступлений и действий участников: общая эрудиция; профессиональные знания, умения, навыки; умение выйти из затруднительного положения, экспромт.
Дискуссия – это обсуждение-спор, столкновение разных точек зрения, позиций, подходов. Например, круглый стол техника «аквариума». Его основная задача выработать навыки критической оценки разных подходов к решению конкретных вопросов в практике работы ДОУ, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения, формировать культуру ведения дискуссии. Темы для круглых столов могут быть разными, но они обязательно должны содержать в своей формулировке альтернативные элементы.
Симпозиум – обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.
Дебаты – обсуждение, построенное на основе заранее оговоренных выступлений представителей двух противостоящих групп.
Недостатком традиционных форм работы является то, что не все воспитатели выступают в роли активных участников. Устранению этого недостатка способствует деловая игра и другие инновационные формы работы с педагогическими кадрами.
Деловая игра может быть использована не только как зачетное занятие по результатам теоретического семинара актуальной для ДОУ проблемы, но и при разработке решений новой проблемы.
Банк идей – это рациональный способ коллективного решения проблем, не поддающихся решению традиционными способами на данном этапе ДОУ
Мастер – класс. Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов. Мастер – класс можно проводить как внутри ДОУ, так и для педагогов ДОУ района и области.
Творческий час «Золотые россыпи» – работа небольшими коллективами, где разрабатываются методические рекомендации, модели анализа литературного или музыкального произведения, план – схемы поиска «клада», внедряются новые нетрадиционные техники рисования.
Педагогическое «ателье» или педагогическая мастерская. Их цель: педагог-мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно-образовательной системы и практическими рекомендациями по ее реализации. Также идет выполнение индивидуально-практических заданий с прицелом на дальнейшее использование в работе с детьми.
Работая в коллективе, важно знать его психологический климат, эмоциональное состояние педагогов, уровень профессионального и личностного развития. Корпорация, объединяющая педагогов общностью интересов – «Союз единомышленников». Это корпорация добрых, общительных, умных, душевных, организованных, удачливых.
Ещё одна форма, которой можно использовать перед открытыми мероприятиями для воспитателей района, области, родителей – это настрой педагога на успешную работу – «Квик – настройка»:
Если вы хотите нравиться людям – улыбайтесь! Улыбка, солнечный лучик для опечаленных,
В своей работе мне нравится использовать коучинг сессии.
«Коучинг–сессия» – интерактивное общение, развивающее консультирование, дискуссия (вопрос – ответ). Принцип «Сделай за меня» практически не действует, здесь педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит и пути для решения проблем. Конфуций говорил: «Давай наставления только тому, кто ищет знаний. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказывать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три», В данном процессе осуществляется индивидуальная поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачу профессионального и личностного роста, повышения персональной эффективности
Из практики своей работы я хочу Вам представить методическое мероприятие в форме коучинг-сессии «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»
Цель и задачи: Совершенствовать образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО
• Продолжить работу по расширению знаний педагогов по теме «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»
• Развивать активность и самостоятельность педагогов; стимулировать интерес и мотивацию к самообразованию;
• Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности;
• Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.
Ключевые идеи Индивидуальная поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачу профессионального и личностного роста, повышения персональной эффективности.
Материалы и оборудование Компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, маркеры
Ход занятия
Приветствие. Упражнение Дерево «Успеха»
Добрый день, уважаемые коллеги! Обратите внимание на наше дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии. Тех, кто выбрал красный- желают общаться, желтый – проявят активность. Синий – будут настойчивы. Я прошу вас помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой. Красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий. Теперь – это дерево «Успеха».
Рефлексия
Как вы думаете, для чего нужен нам этот вид работы? Какую задачу мы решили? (мы вместе создали дерево Успеха, совместными усилиями оно получилось красивым, сняли напряжение, имели возможность собраться вместе и взглянуть друг на друга)
Разбивка на группы: Сегодня мы разделимся на 4 группы: к основному воспитателю каждой возрастной группы присоединяться по одному специалисту (музыкальный руководитель, хореограф, психолог, логопед
Вступительное слово. Настрой на работу. Знакомство с темой
Сегодня наша встреча посвящена вопросу «Социально коммуникативное развитие дошкольников». И будет она проходить в форме коучинг-сессии, т. е. в форме интерактивного общения, дискуссии. Принцип «Сделай за меня», «Расскажи как надо» здесь не действует. Вы сами должны будете найти пути решения проблем.
Моя задача создать условия для совместного обсуждения. Я надеюсь, что данная деятельность поможет раскрыть потенциал каждого.
Скажите, коллеги, считаете ли Вы актуальной тему нашей сегодняшней встречи? Почему? Я с Вами полностью согласна, в современном мире на развитие коммуникативных навыков у дошкольников остается гораздо меньше времени. Как Вы считаете, по какой причине? Вы верно заметил, что социально-коммуникативное развитие.
Работа с «Колесом условий»
Появляется изображение на слайде «штурвала». Раздаются всем листы с нарисованным кругом.
Перед вами «штурвал условий». Вам нужно выбрать из предложенных условий, которые необходимо соблюдать при формировании социально-коммуникативной компетентности дошкольников. И наклеить их на круг так, чтобы получился штурвал. А теперь проранжируйте условия по 10-ти бальной шкале (расставить цифры) в порядке важности. (Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви. Обучение умению слушать и слышать друг друга. Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении. Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях. Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивированно. Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам. Формирование чувства симпатии между участниками общения. Обучение умению детей владеть собой. Развитие умения анализировать ситуацию.
Рефлексия
-Какой вывод мы можем сделать, глядя на «колесо условий»? Что вы чувствуете, глядя на эту картину? (изменяется подход к пониманию содержания понятия «социально-коммуникативное развитие» ( о многом я задумывалась раньше и старалась делать так, чувствую, что в некоторых сферах пока некомпетентна)
– Определите для себя 2 проблемы, которые на ваш взгляд затрудняют процесс эффективности формирования социально-коммуникативного развития дошкольников? (Какая из данных сфер вас больше всего сейчас тревожит)
– Что вы готовы делать уже сегодня? Какие советы можете дать своим коллегам?
– Может кто-то в этом вопрос может помочь коллегам?
Анализируя педагогическую деятельность А. В. Мудрик (член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики высшей школы факультета педагогики и психологии МПГУ.) сказал,- «Немалым мужеством надо обладать учителю, чтобы сказать самому себе: «Этому мне надо научиться, а вот от этого надо себя отучить».
И если вы уже сегодня попробуете что-то сделать для одного шага вперед, то вы ощутите, что вы – капитан. И в данном случае ваш рисунок «колеса условий» будет для вас «штурвалом успеха», который поможет не терять курс и уверенно идти в выбранном направлении.
…Стоит только выпустить штурвал из рук, как твой корабль рискует сесть на мель, напороться на рифы или разбиться о скалы, т. е можно потерять доверие ребенка, нанести непоправимый ущерб его развитию.
Дискуссия
– Напоминаю наша тема «Социально-коммуникативное развитие дошкольников». Приглашаю вас к дискуссии по обсуждению некоторых вопросов по теме.
1. Что вы вкладываете в понятие «социально-коммуникативное развитие дошкольников»?
2.Через какие виды деятельности формируется социально-коммуникативное развитие дошкольников?
3. Влияет ли возраст ребенка на формы и методы развития социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
Практическое задание: Составление проекта «Современные формы работы по формированию социально-коммуникативного развития в группе детей на год старше моих воспитанников»
Итог практического задания.
Защита проекта:
Младшая группа:
1.Вариативная игра игр путешествий и игр экспериментов;
2. Организация сюжетных игр;
3. Организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и ЗОЖ;
4. Простейшие поисковые и проблемные ситуации;
5. Игры с моделированием;
6. Театрализованная игра.
Средняя группа:
- Организация сюжетно-ролевых игр.
- Вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр – экспериментирований, игр-путешествий, игр этюдов.
- Введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач.
- Беседы и совместная самостоятельная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры.
- Деятельность.
Старшая группа:
- Ситуационные задачи, их широкая вариативность.
- Использование метода проектов.
- Использование метода коллекционирования.
- Использование театрализованной деятельности.
- Использование литературно-игровых форм (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры, сочинение с детьми лимериков).
- Самостоятельная деятельность детей.
Подготовительная группа.
- Совместные образовательные проекты, а так же семейные и меж семейные.
- Вечера вопросов и ответов.
- Родительские гостиные.
- Тренинги по запросам родителей.
- Клубы по интересам.
- Совместное творчество детей, родителей и педагогов.
Рефлексия:
Уважаемые коллеги, было ли что-то из предложенного вашими коллегами, что Вас особенно заинтересовало?
Была ли полезна наша встреча?
Как Вы считает, это применимо в Вашей работе?
Какую форму работы Вы хотели бы выбрать для демонстрации коллегам?
Спасибо всем участникам, до встречи через месяц!
После проведения стимулирующей коучинг сессии в октябре мы встретились на мастер классе педагогов группы «Умнички» (старшая и подготовительная к школе группа). Они показали мастер-класс по организации сплочения группы, где представили такие ритуалы «Девиз группы», «Правила группы в картинках», «Минутки общения» – в которых выбор темы зависит от настроения детей, их желания, ситуации, «Утреннее приветствие», «Коробочка добрых дел», «Доска настроений».
В ноябре мы побывали на мастер классе педагогов группы «Чадушки» (дети младшей и средней групп). Они представили формы совместной работы с родителями: создание альбомов «Познакомьтесь – это Я», «Моя семья», «Портфолио группы».
В декабре на мастер классе логопед представила серию дидактических игр способствующих формированию социально-коммуникативных отношений: «Добро не требует награды», «Да – нет», «Комплименты», «Вежливые слова», «Клубочек волшебных слов», «Я умею уступать», «Обзывалки».
В феврале мы побывали на обобщении опыта у музыкального руководителя по теме: «Развитие коммуникативных навыков дошкольников через музыкальную деятельность».
Если говорить о том, как строилась работа, то стоит заметить, что трудностей у нас не возникало. Через проведение анкетирования мы выяснили , что большинство педагогов считает область социально-коммуникативного развития наиболее проблематичной, поэтому все педагоги и специалисты разработали мини планы в своем направлении по ее реализации. Мы проводим мастер классы, организуем взаимопосещения, обсуждаем полученный результат. Очень важно отметить, что обсуждение – обсуждению рознь. Очень трудно не задеть чьи-то чувства, поэтому у нас есть правило «Не обижайся, мы хотим, чтобы ты стал лучше нас». Заимствуем интересные приемы друг у друга, обобщаем опыт работы по этой теме, выходим на региональные семинары, участвуем в конкурсах, занимаем призовые места.
Подводя итоги, можно сказать, что грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами приведет к повышению уровня воспитательно-образовательной работы ДОУ и сплотит коллектив педагогов.