Григорьева Лилия Рафитовна
воспитатель
МБДОУ №7 «Березка», г.Мензелинск
Пояснительная записка
Предлагаемый сценарий развлечения по правилам дорожного движения «Папа, мама и я-безопасная семья» в игровой и соревновательной форме в сочетании с традиционными методами обучения, вследствие одновременного воздействия нескольких технологий, улучшают результат образования детей о правилах дорожного движения, о различных видах пешеходного перехода, дорожных знаков, разновидностях и значениях светофора. Досуг по правилам дорожного движения направлен на решение одной из ведущих задач ФОП ДО и ФГОС ДО: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Актуальность
Воспитание культуры поведения на улице – актуальная задача сегодняшнего дня. Формирование дисциплинированности, организованности пребывания на улицах и дорогах, в общественном транспорте надо начинать еще в раннем возрасте, поэтому данный вопрос должен стать неотъемлемой частью воспитательного процесса в дошкольных учреждениях. Правила, усвоенные в детстве, в дальнейшем становятся нормой поведения, их соблюдение – потребность.
Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Сегодня, когда ребенок с раннего детства знакомится со сложной техникой и становится участником дорожного движения, встает проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимость сознательного выполнения им требований Правил дорожного движения.
Дорожно-транспортный травматизм в последнее время все больше приобретает характер «национальной катастрофы». Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом, свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма, в первую очередь, со стороны органов образования.
Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. К этому приводит незнание элементарных основ Правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Избежать опасностей на улицах и дорогах можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с раннего возраста, подготовки его к пожизненной «профессии» участника движения, пешехода.
Участники: воспитатели, дети средней, старшей и подготовительной группы, родители.
Целевая аудитория: старшая группа – дети 4-7 лет.
Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении и творческая активность. Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речи и неречевых средств (жестов, мимики). Творческая активность проявляется во всех видах деятельности, необходимо создавать условия для развития у детей творческого потенциала. Ведущая деятельность – игра, в игровой деятельности дети уже могут распределять роли и строить своё поведение, придерживаясь роли.
Роль и место мероприятия в системе работы
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. Поэтому, такие методические разработки, как совместные развлечения с родителями по правилам дорожного движения очень важны в дошкольных образовательных учреждениях.
Цель: В игровой форме закрепить у дошкольников знания правил безопасного поведения на дорогах.
Задачи:
-профилактика детского дорожно-транспортного травматизма;
-пропаганда Правил дорожного движения;
-закреплять представления детей об уже известных им дорожных знаках;
-воспитывать ответственность за свою безопасность, объяснить, что соблюдение ПДД означает не только сохранять свою жизнь, но и жизнь других людей;
– вызвать интерес у детей и доброе отношение друг другу, желание помочь;
-закрепление навыков безопасного поведения на дороге;
-способствовать созданию положительного эмоционального настроения;
-воспитывать навыки осознанного пользования правилами дорожного движения в повседневной жизни;
-привлечь родителей к совместной деятельности с детьми.
Планируемые результаты:
Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации;
Появление интереса у родителей к проблемам ДОУ.
Воспитанники:
– В детях воспитан грамотный пешеход.
– Сформирована дисциплинированность и повышена культура поведения в дорожно- транспортном процессе.
– Привиты устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
– Развита способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
Родители:
– С помощью разнообразных методов и приемов активизирована работа с семьями воспитанников по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
– Выработана система взаимодействия с семьями воспитанников по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге
– Созданы необходимые условия для организации совместной деятельности с семьями воспитанников по охране и безопасности жизни детей.
Форма проведения и обоснование ее выбора
Форма проведения методической разработки – совместное развлечение с родителями.
Развлечения в ДОУ занимают особое место. Они являются яркими моментами в жизни детей, радуют их, обогащают новыми, надолго запоминающимися впечатлениями, содействуют творческой активности, организации дружного коллектива.
Развлечения представляют собой наиболее яркие события в повседневной жизни детей, доставляющие не только радость и эстетические переживания, но и решают ряд воспитательно-образовательных задач.
Сценарий развлечения составлен так, что родители являются непосредственными участниками праздника. Это развлечение не только объединяет родителей и детей, но и создает атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях воспитателя и родителей. Совместные развлечения с родителями надолго остаются в памяти взрослых и детей. В результате проведения таких мероприятий у родителей меняется отношение к ребенку и к нам, воспитателям, которые ежедневно занимаются с детьми, вкладывая свою душу, знания и силы.
Обучение детей правилам дорожного движения будет иметь позитивные результаты только тогда, когда дошкольник совместно со своими родителями сможет пройти все круги информационного обеспечения и только благодаря совместной деятельности ДОУ и семьи по вопросам обучения дошкольников.
Педагогические технологии, методы и приемы
С целью более успешного ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения можно использовать следующие инновационные педагогические технологии:
Технология «ТРИЗ»
В данной технологии это метод «мозгового штурма», он состоит в том, что дети сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи и анализируют их.
Игровые технологии:
• с элементами физических упражнений и спорта
• ролевые игры
• театрализованные и игры-драматизации
• дидактические
• с использованием макетов
Информационно – коммуникативные технологии
Оформление буклетов, фотовыставки, демонстрация образовательных мультфильмов, фильмов. Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению ПДД.
Здороьесберегающие технологии
При обучении детей с правилами дорожного движения используются здоровьесберегающие технологии, а именно физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств).
Чтобы работа была более эффективной, осуществляется целенаправленное взаимодействие с родителями – делая их своими помощниками в ликвидации дорожной безграмотности у детей.
Используемые педагогические методы
– проектный метод обучения;
– моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;
– личностно-ориентированная технология;
– технология игрового обучения;
– интерактивный метод;
– метод наблюдения и беседы.
Используемые педагогические приемы
– наблюдения;
– беседы;
– сбор информации;
– работа с литературой;
– творческая работа.
Предварительная работа:
– подбор и подготовка музыкальных номеров;
– рассматривание иллюстраций о правилах дорожного движения;
– рассматривание макета дороги;
– беседа ” Как правильно переходить дорогу”;
– игра ” Светофор”;
– беседа – рассказ ” Наши верные друзья на улицах и дорогах”
– чтение художественных произведений, просмотр мультфильмов, разучивание песен.
Оборудование и атрибутика:
Дорожный маршрут на каждую команду, мнемотаблицы 4 шт., проектор, конверты с дорожными знаками, макет дороги с дорожными знаками, конусы, обручи, автокресло, жезл, разный материал (бумага, фетр, картон, светоотражающая бумага и др.) фонограммы песен.
Сценарий мероприятия
Инспектор: Здравствуйте, уважаемые родители. Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, гости.
Уважаемые взрослые! Ответьте мне по совести, всегда ли вы соблюдаете правила дорожного движения? Кто хоть раз, в своей жизни опаздывая, перебегал дорогу в неположенном месте, проскакивал на машине под мигающий зелёный сигнал светофора, а под жёлтый «Сам Бог велел», не разговаривал по телефону за рулём? Что заулыбались, было такое? Вроде все мы взрослые, всё знаем и понимаем, но думаем, что сегодня я немного нарушу, а завтра я всё сделаю правильно, так как я взрослый. Но мы порою забываем, что с нами всегда находятся наши дети. Они копируют наше поведение, как хорошее, так и плохое.
А начать нашу встречу я хотела бы со «Сказки о трёх огоньках», рассказать и показать которую мне помогут ребята нашей группы.
(Разыгрывается сценка «Сказка о заветных огоньках»)
Инспектор: В одном прекрасном старом городе повстречались на перекрестке три огонька: Красный, Желтый и Зеленый. Завязался между ними спор о том, какой из огоньков самый важный.
Ребёнок (Красный огонек): Я, красный, самый важный – цвет костра, пожара. Как меня увидят люди – знают, что впереди тревога, опасность.
Ребёнок (Желтый огонек): Нет, я, желтый цвет, важнее. Мой цвет – цвет солнца. А оно может быть и другом, и врагом. Поэтому я предупреждаю: Будь осторожен! Внимание! Не торопись!
Ребёнок (Зеленый огонек): Друзья огоньки, прекратите спорить! Это я – самый важный цвет – цвет травы, леса, листьев. Я напоминаю всем о безопасности и спокойствии.
Инспектор: Так и продолжался бы на перекрестке города спор заветных огоньков, если бы не вмешался одинокий герой. У него имелись три окошка, но они не имели цвета. Вот что он сказал:
(Светофорик): Друзья, не надо спорить! Каждый из вас – очень яркий цвет, и каждый очень важный. Давайте дружить! Мы всегда будем вместе помогать всем людям на улицах города.
(Огоньки дают светофору кружочки своих цветов, светофор их определяет в кармашки – окошки)
Инспектор: Заветные огоньки очень обрадовались. И с тех пор на перекрестках больших городов управляют машинами и пешеходами друзья-огоньки и друг светофор!
Инспектор: Дорогие участники, вы будете соревноваться друг с другом и пройдете через испытания. Затем мы подведем итоги, а в конце состоится церемония награждения участников. Представляем наше жюри:
Команды готовы? Жюри готово? Итак, мы начинаем.
Светофорик: Дорогие ребята, уважаемые взрослые! Я приглашаю вас в увлекательное путешествие. И оно будет не простым. Но сначала каждая команда представит себя. Приветствуем участников команд: (приветствуются участники – семьи воспитанников).
Разминка.
Приветствие команд. Каждая команда представляет название и девиз.
Команда «Пешеход». Девиз: «Пешеход! Пешеход! Помни ты про переход! Знай, что только переход от машин тебя спасёт!»
Команда «Светофор». Девиз: «Днём и ночью, в дождь и стужу, рассекая дождь и мрак, светофор всем людям служит, словно сказочный маяк!»
Команда «Знатоки». Девиз: «Мы команда знатоки шлём вам пламенный привет. Знать правила движения – большое достижение!»
Команда «Почемучки». Девиз: «С вами мы друзья сразимся, но так просто не дадимся. Будем правила движения выполнять без возражения!»
Команда “Главная дорога «Девиз: Виден знак, каких немного, Это – главная дорога! Если едешь ты по ней, Всех становишься главней!
Команда «Дорожный дозор» Девиз: «Правила движения. Достойны уважения!
Команда «Безопасная дорога» Девиз: «Всегда вместе! Всегда рядом! За безопасность всей семьей!»
1 Станция «Устами младенца»
Инспектор: Молодцы! Капитаны, получите путевые листы. Итак, в путь! И первая станция у нас называется «Устами младенца»
Участники должны выслушать объяснение детей и назвать то, о чем идет речь. Сначала вопрос будет для одной команды, а потом-для других. Подсказки не допускаются. Отвечает только та команда, для которой загадка. Если команда не справилась с заданием, у других есть шанс заработать дополнительный балл для своей команды. Внимательно слушаем детей, стараемся ответить правильно, если угадайте с первого раза, вам дается три балла, с двух раз-2 балла, с третьей попытки-1 балл.
Инспектор: Молодцы, справились с первым заданием. Отправляемся с вами дальше.
Звучит музыка про ПДД.Команды идут ко второму заданию.
2 Станция «Мнемотаблицы»
Лесовичок: Здравствуйте участники. Решил я пешком домой в лес через город пойти. Пытался я перейти дорогу, но меня полицейский остановил: «Как вам дедушка не стыдно! Из-за вас могут произойти аварии. Разве вы не знаете, что дорогу нужно переходить там, где есть или светофор, или «пешеходный светофор». Заставил меня этот инспектор какие-то правила учить. Что за правила такие? Уважаемые участники, наше задание состоит из мнемотаблицы.Ваша задача с помощью таблицы расшифровать правило дорожного движения. Переходи проезжую часть на зеленый сигнал светофора.
|
|
|
|
|
|
2. Переходя проезжую часть, держи взрослого за руку.
|
|
|
|
|
|
3 Переходя проезжую часть посмотри на право, на лево, если нет машин – переходи.
|
|
|
|
|
|
|
Лесовичок: Молодцы. Вы справились с этим заданием.
3 Станция «Найди ошибку».
Светофорик: Говорят, вы знаете,
Правила дорожные.
Начинаю проверять,
Приглашаю поиграть. А мне интересно, все ли присутствующие здесь умеют находить ошибки? Но если нет, у вас есть, возможность научится, потому что следующее задание это у нас «Найди ошибку». Участники работают на мультимедийном оборудовании интернет- портала «Сакла».
Светофорик: Молодцы, ребята!
4 Станция «Пойми меня».
Петрушка: Здравствуйте, ребята!
«Идя в ваш детский сад
Я растерялся, я пропал…
Не зная знаков светофора,
Чуть под машину не попал!
Ребята, вы мне помогите
И, если можно, расскажите,
Дорогу как переходить,
Чтоб под машину не угодить!»
Задание игра-объяснение «Пойми меня». Воспитатель раздает участникам команд конверты с заданием. От команды выбирается по одному игроку, который с помощью пантомимы должен объяснить остальным участникам команды дорожные знаки, элементы дороги или транспортные средства, указанные в конверте. Участники команды должны назвать загаданный знак и объяснить в каких ситуациях он применяется.
Петрушка: Какие вы у меня молодцы. Справились с заданием. Хотите продолжить дальше? Тогда идите к следующему заданию.
5 Станция «Безопасный маршрут».
Зайчик: Здравствуйте, ребята! Я зайчик, который попал под трамвайчик, я теперь боюсь гулять по улице. Вы поможете мне правильно расставить знаки,по дороге который ведет в ваш детский сад?(Работа на макете микрорайона детского сада. Нужно на память расставить дорожные знаки.)
Зайчик: Молодцы, вы справились с заданием.
6 станция «Автокресло».
Баба Яга: Привет девчонки и мальчишки, здравствуйте родители, детей своих мучители? Вы меня, конечно, узнали, я Баба Яга. Мне сегодня какой-то инспектор ГИБДД говорит, «бабушка вы правила нарушаете, не правильно вы лешего на ступе возите. А как возить? Вы мне поможете? Родители берутся за руки, правая рука обхватывает левое запястье, левая-правое запястье партнера. На получившееся из скрещенных рук «кресло» сажается ребенок. Пара боковым галопом пробегает змейкой через кегли, следя, чтобы ребенок не упал, сажает его в автокресло и пристегивает. Время фиксируется на оценочном листе.
7 Станция «Передай жезл».
Светофорик: Уважаемые участники, предлагаю вам отдохнуть и совместно поиграть в музыкальную игру «Передай жезл». Играющие выстраиваются в круг. Жезл регулировщика передаётся игроку слева. Обязательное условие: принимать жезл правой рукой, переложить в левую и передать другому участнику. Передача идёт под музыку. Как только музыка прерывается, тот, у кого оказывается жезл, поднимает его вверх и называет любое правило дорожного движения (или дорожный знак). Игра повторяется несколько раз.
8 станция «Сделай фликер».
Инспектор: а следующее задание у нас называется «Сделай фликер». Участники получают конверты, в которых находятся разные материалы: бумага, фольга, материал со светоотражающими свойствами. Необходимо определить, какой материал хорошо отражает свет, и изготовить фликеры.
9 Станция «Флешмоб».
Светофорик: на память о нашей встрече мы с подготовительной группой хотим с вами провести флешмоб.Будьте здоровы и внимательны! Спасибо за внимание! До новых встреч! Приглашаются все участники для совместного флешмоба с подготовительной группой.
Подведение итогов игры, награждение команд.
Инспектор: Я хочу рассказать вам ещё одну сказку …
«По улице, по городу не ходят просто так»
Однажды, родился человек. Множество людей окружили теплом и заботой это маленькое и беззащитное существо. Он растёт, говорит первое в своей жизни слово, делает первый шаг, познаёт окружающий мир. Вот он уже шагает по дороге, маленький, но гордый. Вырвав свою ладошку из маминой руки, бежит по дороге, не замечая ничего. И вдруг…
Родители! Я обращаюсь к вам! Именно от вас зависит безопасность детей. Вам нужно быть внимательнее и осмотрительнее. Это ваша задача – своим примером научить ребёнка всему в жизни, в том числе и Правилам дорожного движения. Именно вы, взрослые, ответственны за их жизнь, помните: дети – это отражение родителей, и ваши ошибки – это цена их жизни!