Гордюнина Зинаида Ефимовна
Муфтиева Елена Миннеринатовна
Шайхутдинова Зарема Алиевна
учитель-дефектолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед
МБОУ «НШДС √71», г. Нижнекамск
ООД (с детьми с нарушениями рения) в возрастной группе |
Подготовительная к школе группа (6-7 лет). |
Учебно-методический комплект |
Разработана в соответствии с программой образовательного учреждения, раздела «позновательное развитие» в рамках тематической недели «Военные профессии» |
Цель |
Создание условий для становления основ патриотического сознания детей. |
Тема ООД |
«Мир военных профессий» |
Программные задачи |
Коррекционные задачи: – развивать навыки зрительного восприятия в процессе предметно-практической деятельности; – упражнять детей в сличении изображений находя сходства и различия; – развивать зрительную память; – стимулировать и активизировать зрительные функции детей. Обучающие задачи: – познакомить детей с военными профессиями различных родов войск. -привить любовь к Отечеству и ощущения своей неразрывности с окружающим миром Развивающие задачи: – развивать умение ориентировки на плоскости листа при определении места положения предметов; -развивать мелкую моторику рук; – развивать зрительное внимание и память Воспитательные задачи: – воспитывать чувства патриотизма. |
Предполагаемый результат |
Ребёнок выделяет существенные признаки предметов зрительным и зрительно-осязательным способами, сравнивает предметы по форме, величине, цвету. Умеет обосновывать свои ответы, сопоставляет факты, работает по схеме. |
Используемые технологии |
Здоровьесберегающие (зрительная гимнастика, дыхательные упражнения), игровые (дидактические игры и игровые упражнения), информационно-коммуникативные технологии (презентация), технология сотрудничества (коллективная деятельность). |
Предварительная работа |
– Беседы с детьми о Великой Отечественной войне, о героях Великой Отечественной войны – Чтение художественной литературы на военную тематику; – Посещение памятников посвящённых Великой Отечественной войне; – Заучивание загадок; – Слушание военной музыки; – Рассматривание иллюстраций по теме. Индивидуальная работа с . |
Оборудование |
– Ноутбук; -Колонки; – Экран. -Проектор – Магнитная доска Материал: – «Треугольный» конверт; -Разрезные картинки (лист А4) (солдат, моряк, танкист, лётчик, пограничник); – Клей карандаш (на каждого ребёнка): – Тарелочка для раздаточного материала (на каждого ребёнка); – Салфетка (на каждого ребёнка); – Клеёнка (на каждого ребёнка); – Вырезанный силуэт человека (на каждого ребёнка); – Бумага цветная (на каждого ребёнка); – Бумага белая ½ листа А4 (на каждого ребёнка); – Фломастер (на каждого ребёнка); – Магнит (на каждого ребёнка); – Медаль (на каждого ребёнка). |
Структура ООД |
Вводная часть. Организационный момент: приветствие, создание проблемной ситуации. Основная часть. : – Рассказ о родах войск – слайды 5-9; -Загадывание загадок с просмотр картинок; -Физкультминутка; – Рассказ о десантниках – слайды 10-12; -Работа за столами парами: складывание целой картинки из частей; -Отгадывание звука на слух – слайды 13-18; – Коррекционная гимнастика для глаз – слайд 19; – Дидактическая игра «Чего не стало?» – слайд 20; – Создание игровой ситуации к художественному труду (загадка); -Художественный труд (изготовление аппликации из бумаги сложенной гармошкой Заключительная часть: подведение итогов занятия. |
Вводная часть 5 минут. |
– К нам пришли гости, поздоровайтесь с ними. Посмотрите, ребята, что я нашла в старой книге, которую взяла в библиотеке. Как вы думаете, что это. (Ответы). Посмотрите, буквы размыты, ничего нельзя прочесть, только отчетливо видны цифры 1941год. Что бы это значило. Может, вы поможете мне и скажите, о чем говорит дата 1941? (Ответы) Такие письма писали солдаты с войны. (Ответы). – Вы правы, в 1941 году, началась Великая Отечественная война. Весь народ встал на защиту Родины. (Слайды 1- 4) – Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить. (Ответы) Правильно. Кто защищал и защищает нашу Родину? Как называют этих людей? Сегодня мы с вами поговорим о войне и о военных профессиях. |
Основная часть 20 минут. |
Садитесь на коврик. Нашу Родину защищают и с земли – это сухопутные или наземные войска, и с воздуха – военно-воздушные войска, и на воде – военно-морские войска. (Слайды 5-9). Ребята, а если бы вы жили в то время, кем бы вы были? (Ответы). – Молодцы, вы смелые дети! Какие военные профессии вы знаете? (Ответы) Сейчас мы поговорим о некоторых из них. Хотите узнать о ком? Тогда послушайте загадки. ЗАГАДКИ – Мурат загадай свою загадку. Мурат: Кто на всех морях бывал, Кто держал в руках штурвал? Он вам тоже всем знаком Он зовётся … (МОРЯКОМ). (Кто первый назвал ответ, показывает картинку моряка) – Правильно! – Послушаем загадку Лейсан.. Лейсан: Снова в бой машина мчится, (ТАНКИСТОМ). (Кто первый назвал ответ, показывает картинку танкиста) -Угадали! Воспитатель: – Лиза, загадай нам свою загадку. Лиза Я поднимаю в небеса (Кто первый назвал ответ, показывает картинку лётчика). – И это правильно! Артур. Кто, ребята, на границе (ПОГРАНИЧНИК) (Кто первый назвал ответ, показывает картинку пограничника) Слайд (пограничника) РАССКАЗ О ДЕСАНТНИКАХ. – Я хочу рассказать вам ещё об одной военной профессии – о десантниках. (Просмотр слайдов 9-11). Десантник – это отдельный род войск, который может решать военные задачи и на земле, и на море, и в воздухе, Десантники выполняют наиболее сложные приказы. Например, высадку в тылу противника для специальной операции. Это может быть уничтожение штаба врага, захват ценных документов, разведка. Во время боевых действий десант занимается подготовкой для наступления основных сил. Как вы думаете, каким должен быть десантник? (Ответы детей) Правильно, смелым, сильным, отважным! Устали сидеть? Давайте подвигаемся. Встаньте так, чтобы не мешать друг другу. Хорошо! ФИЗМИНУТКА. Мы лётчики, пилоты Мы водим самолёты (руки в стороны, повороты туловища). Танкисты и ракетчики, Мы славные разведчики (наклоны в стороны). Мы моряки, подводник Мы храбрые бойцы (приседания). Скоро в армию пойдём (шагаем на месте). А пока за стол шагнём (идут на места). – Садимся на места. РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ. – Ребята, что у вас на столах? Как вы думаете, что вам надо сделать? (Ответы детей). Правильно, вам надо собрать целую картинку из частей. Приступайте! ДЕТИ ПАРАМИ СОБИРАЮТ КАРТИКУ. – Что у вас получилось? (Ответы). Молодцы! Правильно собрали картинку! А у вас, что? (Ответы). – Молодцы, все правильно собрали картинки! ЗВУК НА СЛУХ. – Приготовьтесь к следующему заданию. Вам нужно отгадать звук работающей военной техники на слух. АУДИО ЗАПИСЬ ЗВУКА ЛЕТЯЩЕГО САМОЛЁТА (Слайд 13-14) АУДИО ЗАПИСЬ ЗВУКА ЕДУЩЕГО ТАНКА (Слайд 15-16) АУДИО ЗАПИСЬ ЗВУКА ПЛЫВУЩЕГО КОРАБЛЯ (Слайд 17-18) (Ответы детей). – Молодцы! Верно, узнали все звуки. Посмотрите на доску. КОРРЕКЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ. – Найдите глазами самолёт (танк, катюша, корабль, вертолёт)? (Слайд 19) ИГРА «ЧЕГО НЕ СТАЛО?» – Рассмотрите картинки внимательно, и запомните их расположение. А теперь, закройте глаза, а когда откроете, скажите, чего не стало? (Игра проводится 3-4 раза). (Слайд 20) -Закройте глаза, я буду считать до 5, как только я произнесу пять, вы открываете глаза. ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. – Ребята, я тоже хочу загадать вам загадку. Отгадаете? Крепкий прочный парашют За спиной его раскрылся, И за несколько минут Он на землю опустился. Он пройдет и лес, и брод, Но противника найдет. (Десантник). – Правильно. Посмотрите, а вот и самолет летит. А из него выпрыгнул десантник. (показ образца).Что помогает ему спуститься на землю? (парашют). У вас на столах лежат фигурки десантников. Поможем им прыгнуть с самолёта? (Да). А что им для этого нужно? (Парашют). Правильно. Давайте вместе сделаем парашюты для наших десантников. Скажите из чего сделан парашют у моего десантника? (Из бумаги). Что нужно сделать с бумагой чтобы получился парашют? (Сложить гармошкой).Молодцы! А что теперь нужно сделать? (Сложить пополам).Если дети затрудняются спросить: Что я делаю? Сделайте также. Чтобы парашют раскрылся склеим части вместе. У всех получились парашюты? Подумайте и покажите как правильно разместить парашюты и десантников. Соедините десантника с парашютом. Молодцы! Как красиво получились у вас работы. А теперь подойдите к самолёту и пусть ваши десантники прыгнут с самолёта. -Какой у тебя десантник? (Ребёнок отвечает и прикрепляет свою работу к магнитной доске) (Сильный, смелый, ловкий, отважный, выносливый, спортивный и т.д.). |
Заключительная часть 5 минут. |
-Ребятки, как хорошо мы с вами сегодня потрудились! Что мы делали? (Ответы) – Что больше всего понравилось? (Ответы) – А тебе, Ралина, что понравилось? (Ответ) – Что, для вас было самым трудным? (Ответы) – Самым интересным? (Ответы) – Как вы думаете, если вы расскажите своим родным о том, что вы сегодня делали, им будет интересно? (Ответы) Вы научите их делать парашюты? (Ответы) – Ребята вам понравились ваши работы? (Да). А вам уважаемые гости? Ребята,а давайте подарим свои работы гостям. (Дети дарят свои работы гостям.) А вам за такую хорошую работу мы вручаем медали. А сейчас давайте попрощаемся с гостями. ЗВУЧИТ МАРШ. – Десантники на выход! Шагом марш! (Слайд 21) ДЕТИ ПОД МАРШ ВЫХОДЯТ |
Технологическая карта организованной образовательной деятельности (ООД)
ООД в возрастной группе |
Вторая младшая группа(3-4 года) |
Разработана в соответствии тематической неделей |
Лесные дары |
Цель |
Формирование представлений о лесных жителях. |
Тема ООД |
«Лес, сколько в нем живет чудес» |
Программные задачи |
Обучающие задачи: – способствовать формированию умения работать по схеме, выделять существенные признаки предметов, сравнивать наглядно предметы, объяснять свои действия. Развивающие задачи: -способствовать развитию фантазии, воображения, представление об окружающем мире, умении мыслить логически, обосновывать свои ответы, сопоставлять факты, развивать интерес к познанию окружающего мира, речь, обогащать словарный запас. Воспитательные задачи: воспитывать организованность, умение работать в коллективе. |
Предполагаемый результат |
Ребёнок выделяет существенные признаки предметов, сравнивает предметы. Умеет обосновывать свои ответы, сопоставлять факты, работать по схеме, интересуется лесной природой, обогащён словарный запас |
Виды деятельности |
коммуникативный, двигательный, познавательный, трудовой |
формы и методы организации совместной деятельности |
формы: игра методы: игровые, сравнительно-поисковые, метод анализа, работа со словом (словотворчество): активизация словаря: дерево, куст, стол. Обогащение словаря: конфетное, пуговичное, денежное, монетное. приемы: постановка цели, вопросы, указания, дополнения, схемы, поощрения. |
Индивидуальная работа |
Беседа на знание диких животных с Настей, Альфредом |
Предварительная работа |
подборка произведений с описаниями леса и его обитателей, демонстрационный материал «Дикие животные», «Деревья нашей полосы», слушание детских, народных песенок по теме. |
Оборудование |
4 мягкие игрушки, развивающая книга, разрезная картинка с изображением зайчика, тропинка со следами, макет дерева и кустарника, схема для сравнения дерева и кустарника на каждого ребенка. |
Структура ООД |
Вводная часть Психологический настрой. Организационный момент. Создание проблемной ситуации. Основная часть: реализация задач программного содержания. Поиски героя по данному описанию. На картине выбирают из всех животных диких. «Кто живет в лесу». Игра «Бывает – не бывает». Игровое упражнение «Что растет в лесу». Игровой момент «Кто где спрятался». Физминутка. Практическое задание «Сравни дерево и куст». Заключительная часть: Работа со схемами. Итог. Высказывания детей .Поощрение педагога. |
Вводная часть |
Воспитатель: Ребята, сегодня нас пригласили в гости. Мы пойдем в лес. – А вы хотите узнать, кто нас пригласил в лес? Составьте разрезную картинку, и вы узнаете, кто это (дети собирают из деталей целую картинку). – Правильно это зайчик. – Ребята, зайчик хочет с нами поиграть, он спрятался нам нужно его найти по описанию. Посмотрите сколько здесь зайчиков. Пойдем, его поищем: он мягкий, пушистый, у него голубые глаза, на шее завязан красивый шарфик, а в лапках у него большая книга. – У этого зайчика, какие глаза? – А этот зайчик, какую книгу держит в лапках? – Что у зайчика на голове? |
Основная часть: |
– Вот нашли мы нашего зайчика, а вот его большая книга. Давайте рассмотрим ее! (На картине выбирают диких животных). – Ребята, кого вы видите на этой странице? – Да, это животные. А какие животные живут в лесу? – Здесь есть и домашние животные, мы их сейчас уберем, так как они здесь лишние. – Ой, ребята, посмотрите на эту страницу. – Что вы видите? Какие это деревья? – Пуговицы растут на деревьях? Какое это дерево? (пуговичное). – Какие еще деревья здесь есть? Конфетное, прищепочное, денежное или монетное. – Такие деревья растут в лесу? А где такие деревья могут расти? (в сказке). – Что вы видите? (Разные деревья: береза, клен, елочки). – Посмотрите на дерево, какое оно? – Что есть у дерева? – Где спрятался зайчик? – Где белочка? – Где стоит лиса? – Где сидит птичка? – Где спит медведь? – Ну вот, мы всю книгу просмотрели, и со всеми заданиями справились. Вы устали? Давайте отдохнем. Физминутка Зайка по лесу скакал, Зайка корм себе искал Вдруг у зайки на макушке Поднялись, как стрелки, ушки. Шорох тихий раздается: Кто – то по лесу крадется. Зайка путает следы, Убегает от беды – Ой, посмотрите перед нами тропинка со следами. Мы должны пройти точно по следам, они нас приведут в лес. А в лесу мы будем сравнивать деревья и кустарники. – Что вы видите? – Что есть у дерева? – Какой ствол? – Что есть у куста? – Что нужно для того, чтобы дерево и куст выросли большими и сильными? |
Заключительная часть: |
Работа по схемам. – Ребята, зайчик приготовил для вас игру, посмотрите, сколько здесь много пустых клеточек. Мы эти клеточки будем заполнять фишками. ствол ветки выше ниже земля солнце дождь дерево куст – Посмотрите это ствол, у чего есть ствол? У дерева, ставим конус возле дерева. – Это веточки, у чего есть веточки? У дерева и куста, кладем палочки в нужные клеточки. – Что выше, что ниже? Дерево выше кладем в клеточку прямоугольник. Куст ниже кладем в клеточку квадратик – На чем растут дерево и куст? Значит, клеточки мы закрашиваем черным карандашом. – Что необходимо для того чтобы росло дерево и куст? В клеточку с солнцем мы кладем желтый кружок, а в клеточку с дождиком мы кладем капельки. – Молодцы ребята! С заданием все справились (Высказывания детей. Поощрение педагога). – Почему на дереве и кустике нет листочков? – Правильно! Сейчас зима, а вот когда наступит весна, снег растает, солнце станет пригревать, все оживет на деревьях и кустах появятся зеленые листочки. Зайцу понравилось у нас в гостях, как мы играли. Скажем ему спасибо и попрощаемся. |