Гильманова Миляуша Мударисовна
учитель начальных классов
МАОУ «Гимназия №5», г. Альметьевск
ТЕМА |
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТИП УРОКА |
Урок закрепления знаний и выработки умений. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: |
-создание условий для проявления познавательной активности учащихся в совершенствовании знаний об однородных членах предложения |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи: |
-закреплять и обобщать знания об однородных членах предложения; -развивать умение в постановке знаков препинания при однородных членах предложения с союзами и без них; -воспитывать чувство доброты |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты: |
учащиеся научатся находить в предложении однородные члены; ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами; обнаруживать и формулировать учебную проблему; оценивать правильность выполнения действия; контролировать свои действия. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УДД |
УУД: Личностные: Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм действий на уроке Коммуникативные: учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им. Познавательные: уметь отличать от других предложений предложение с однородными членами ; уметь составлять предложение с однородными членами; учиться ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами; уметь проверять правильность написания слов и предложений. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные понятия: |
-орфограмма -главные члены предложения -второстепенные члены предложения -однородные члены предложения, «однородные подлежащие», «однородные сказуемые», «однородные второстепенные члены» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Межпредметная связь: |
-окружающий мир, музыка |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация пространства: |
Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, группах . |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оборудование: |
Ноутбук, проектор,презентация, карточки для составления предложения, задания в конвертах, записи на доске. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Технология проведения |
Деятельность ученика |
Деятельность учителя |
Обучающие и развивающие задания каждого этапа |
Формируемые УДД |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I этап. Организационный момент. Цель: создание эмоционального настроя. 1слайд: с изображением солнца. |
Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок. Учащиеся становятся в круг возле своих столов . ( 5 кругов – 5 команд) |
Приветливые, доброжелательные слова учителя. |
Учитель: Солнце ласково смеется, Светит ярче, горячей. Давайте друг другу улыбнёмся И начнём урок скорей. |
Регулятивные умения: – нацеливание на учебную деятельность. Личностные умения: –выражение положительного отношения к процессу познания |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II этап. Актуализация знаний. 1.Словарная работа. Цель: развитие орфографической зоркости. а) Работа над лексическим значением слова. б)Разгадывание кроссворда. Цель: развитие орфографической зоркости, умения работать над лексическим значением слов. 2.Минутка чистописания. Цель: -развитие каллиграфического письма. 3Работа над предложением. Цель: -активизировать имеющиеся знания, связанные с однородными членами предложения. |
Ученики на отдельных листах пишут слова. Затем по очереди, начиная с участника 1 зачитывают ответы и обсуждают их в команде. После читают ответ на вопрос перед другими командами. Учащиеся в команде по очереди выполняют письменную работу на одном листе бумаги. Команды получают карточки со словами ( в ноябре, забирается, прощается,мужик, с телегой, в сани), составляют предложение. |
Учитель обращает внимание детей на плакат-запись с алгоритмом. У учителя – толковый словарь С.И.Ожегова. Учитель обращает внимание учащихся на плакат:
Открывается на доске запись: Ккк |
-Есть солнце большое – оно на небе. А есть маленькое солнце – оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. – Кто себя считает добрым? Поднимите руки. -Значит, и знаете ответ на вопрос: Что такое доброта? -Сейчас, на листочках, которые лежат перед вами выполняете задание по данному алгоритму (Структура «Финк – райт-раунд робин».):
-Итак, приступили к выполнению задания. -А сейчас, послушаем ответы каждой команды. -Пожалуйста, 1 команда, участник № 2…. -Ознакомимся с разъяснением понятия «доброта» в толковом словаре Ожегова. Слайд: – « Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Разгадаем кроссворд. (Структура «РАУНД ТЭЙБЛ» )
1.Способ счисления дней в году. 2.Единица длины,равная 1000 метров. 3.Сельскохозяйственная машина, выполняющая одновременно несколько различных операций. 4.Жилое помещение. 5.Горящая или подготовленная для горения куча хвороста, дров. 6.Металлический сосуд для варки пищи, с двумя ручками и крышкой. 7.Группа лиц, выполняющая определённую работу. Проверка ( слайд с разгаданным кроссвордом). -Оцените работу своей команды.Выберите соответствующие знаки «!», «+», «-». – Чем схожи слова? -Это имена существительные. Отвечают на вопрос что ? Слова начинаются с буквы к(ка). -Подошло время для минутки чистописания. Запишем заглавную букву К в соединении со строчной буквой к. Пишем красиво, как звучит музыка… («Если добрый ты..) -А сейчас, выполним задание «Собери предложение». Для этого используем карточки, которые лежат на столах. -Прочитайте предложение. Отвечает участник № …, команда …. -На что похоже предложение? -Как понимаете значение этой пословицы. -Ноябрь – предзимник.Обычно, в ноябре бывает холодно и даже выпадает снег. Все ближе-ближе зима. По утрам лужи покрываются корками льда. К концу месяца пруды замерзают, затягиваясь полностью ровным льдом. Поэтому люди начинают готовиться к зиме: готовят санки, сани,утепляют дома, сараи, готовят дрова. Запишем предложение в тетрадь. ( Участник № …, записывает предложение на доске). -Выделите грамматическую основу предложения. -Что вы заметили? -Что знаете об однородных членах предложения? -Однородными являются такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову в предложении. В предложении однородными могут быть как главные,как и второстепенные члены предложения. |
Предметные умения: -знание основных понятий по теме «Однородные члены предложения» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III этап Самоопределение к деятельности. Цель: – -мотивировать обучающихся к изучению темы Работа по учебнику (стр.93) |
. |
– А сейчас, поработаем по заданиям, которые находятся в конвертах, лежащих на столах. Обсудите в команде продолжение высказывания и ответьте. 1команда: Однородные члены предложения связаны между собой или с помощью ……(интонации перечисления) и……(союзов и, а ,но, да,) или только с помощью …..(интонации перечисления,без союзов). 2 команда: Если однородные члены соединяются только при помощи интонации перечисления (без союзов), …..(между ними ставится запятая). 3 команда: Если однородные члены соединены неповторяющимся союзом и,…….(запятая перед ним не ставится). 4 команда: Если союз и повторяется несколько раз, ……(запятая перед ним ставится). 5 команда: Перед союзами а и но …..(запятая ставится всегда). -Сформулируем тему урока. -Знаки препинания при однородных членах предложения. -Чему будем учиться на уроке? На доске запись: Закреплять и обобщать знания (об однородных членах предложения); упражняться в постановке (запятой в предложениях с однородными членами с союзами и без них). |
Предметные умения: – Личностные умения: -проявлять интерес к изучению темы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV этап Работа по теме урока 1.Работа по учебнику(стр.72) V этап Физкультминутка (Структура ТИМ ЧИР) VI этап Продолжение работы по теме Цель: развивать речь учащихся. VII этап Рефлексия. Слайд… Цель: оценивать результат своей деятельности. VIII этап. Подведение итогов урока Цель: -оценивать результат учебной деятельности Домашнее задание |
Работа в паре ( с партнёром по плечу). Ученики составляют 2-3 предложения о Москве и записывают в тетрадь. |
-Откройте стр.72 учебника. Найдите упр.112. Прочитайте задание про себя. Участник №…, команда…. читает задание вслух. -Участник №…, команда …. читает стихотворение А.С.Пушкина вслух. -Все ли слова вам понятны? Объясненим их значения. Ухабы – ямы на дороге. Бухарцы– уроженцы Средней Азии, торговавшие в Москве восточными товарами. Лачужки- небольшие плохие дома. -Найдите однородные члены предложения. -Запишем стихотворный отрывок – предложение с однородными членами в тетрадь, расставляя недостающие знаки препинания. -Участник №…, команда…. выполняет задание на доске. -Подчеркните главные члены предложения. Проверим выполненную работу(фронтальная). -Что вы можете рассказать о данном предложении? -Предложение повествовательное, невосклицательное, распространённое, простое, осложнено однородными сказуемыми. –Как связаны между собой однородные сказуемые? -Связаны между собой с помощью интонации перечисления и союза и. -Как показать интонацию перечисления при письме? -Интонацию перечисления выделяем запятой. -Правильно ли расставлены запятые в предложении? -Скажите, а перед союзом и ставится запятая? Почему? -Если однородные члены соединены неповторяющимся союзом и, запятая перед ним не ставится. Для физкультминутки используется структура ТИМ ЧИР – «кричалка, девиз». 1.Стряхнули с себя лень и усталость. Продолжим работу над упражнением. -Как вы думаете, что сегодня нельзя увидеть в Москве? -Нельзя увидеть повозок с лошадьми, бедных домов, ям на дорогах. -Чем современная Москва отличается от старинной Москвы? – Сейчас Москва – город с большими торговыми центрами. -В старинной Москве раньше были деревянные дома, а сейчас высотки. -В старинной Москве не было президента. -На улицах Москвы много машин, автобусов, троллейбусов. Построена подземная железная дорога – метро. Работа в паре ( с партнёром по плечу). Задание: -Составьте два-три предложения о современной Москве, используя однородные члены предложения. Запишите. -Прочитайте составленные предложения. Варианты предложений:
Самостоятельная работа. Упр.113., стр.73 Найти однородные члены, поставить к ним вопросы. Списать, расставляя знаки препинания. Для всех участников № …,№… первое четверостишие. Для всех участников № .., №… второе четверостишие. Проверка ( Показ слайда с текстом упр с готовым заданием).
И полотенце пушистое, И зубной порошок, И густой гребешок.
Купаться, нырять, кувыркаться ( в чём?)В ушате, в корыте, в лохани В реке, в ручейке, в океане. Проверка: -Прочитайте однородные члены из первого предложения-четверостишия. На какой вопрос они отвечают? -Как связаны между собой однородные члены ? -Связаны с помощью интонации и союза и. -Как на письме показана интонация перечисления? -Интонация перечисления показана запятой. Оцените свою работу. На доске плакат с записью:
-Прочитайте однородные члены из второго предложения-четверостишия. На какой вопрос они отвечают? –Как связаны между собой однородные члены ? -Связаны с помощью интонации. -Как на письме показана интонация перечисления? -Интонация перечисления показана запятой. Оцените свою работу. -Какую цель ставили в начале урока? -Как вы думаете, достигли мы цели? -Какие члены предложения могут быть однородными? -При помощи каких союзов могут соединяться однородные члены предложения? -Кого при работе в командах вам хочется отметить? -Работа какой команды была самой лучшей. Оцените знаками. Выходим к доске и прикрепляем знаки под цифрами. На доске карточки с цифрами: 1 2 3 4 5 -Хорошую работу показала команда №….. Молодцы! Ит.д -Оценки за урок. Составить несколько предложений о своем городе, используя однородные члены предложения. |
Регулятивные умения: -выполнять учебное задание в соответствие с целью Предметные умения: -находить однородные члены; -объяснить постановку знаков препинания при однородных членах предложения Коммуникатив- ные умения: -анализировать и обсуждать услышанное или прочитанное Предметные умения: -объяснение лексичекого значения непонятных слов |