

Кукаркина Дарья Евгеньевна,
Карпов Тимур Евгеньевич
учитель начальных классов,
учитель английского языка
МБОУ «СОШ № 3» г. Мензелинска,
МБОУ «СОШ №41» г. Набережные Челны
Республика Татарстан
Одной из основных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является всестороннее развитие учащихся. Проблема формирования связной речи у детей становится все более актуальной. Замечено, что часто наши дети испытывают затруднения у доски. Понимают материал, но не могут пересказать его, не могут подобрать подходящее слово, неправильно строят предложения, стесняются своей речи, говорят тихо, невнятно, поспешно. Очень важно, чтобы школьник самостоятельно умел высказываться на различные темы.
Связная речь – главный показатель умственного развития и общего кругозора школьников, средство общения со сверстниками, а также необходимое условие успешного обучения в дальнейшем. Богатый словарный запас является основной базой для формирования связной речи у наших детей. Чтобы ребенок научился последовательно высказываться, надо упражнять его в составлении разных рассказов. В младшем школьном возрасте весьма существенным приобретением речевого развития ребёнка является овладение письменной речью, которая имеет большое значение для умственного развития ребёнка. На этот период приходится активное обучение чтению (т.е. пониманию письменной речи) и письму (построению собственной письменной речи). Обучаясь чтению и письму, ребёнок учится по-новому – связно, систематически, продуманно, строить и свою устную речь.
Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определённых речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом, дисграфию. Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики родного языка.
Работать учителем начальных классов я пришла из детского сада. В 2017-2018 учебном году взяла 1 класс. Еще работая воспитателем, я заметила, что в речи детей существуют множество проблем и, придя в школу, я обнаружила, что, не смотря на рекомендации, данные в детском саду родителям, проблемы с речью у детей не решены. В моем классе из 30 учащихся 2 заикались, 4 очень плохо говорили. Это все видимые речевые недостатки. Возникла необходимость выявить особенности устной и письменной речи детей, характер речевых нарушений.
Обследование уровня развития речи проводится по следующим параметрам:
- состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношения
- состояние словарного запаса
- состояние грамматического строя речи
- состояние связной речи
- сформированность фонематических процессов
- сформированность письменной речи.
Сопоставление характера недостатков произношения с уровнем развития фонематических процессов, лексического запаса, грамматического строя позволяет уточнить роль дефектов произношения в общей картине нарушения устной речи. Когда недостатки произношения проявляются преимущественно в виде смешения и замены различных звуков, то это является показателем недоразвития фонематических процессов. У таких детей замедленно и с определенными проблемами формируются спонтанные предпосылки к анализу и синтезу звукового состава слова, что серьезно затрудняет обучение грамоте, а затем и родному языку в целом.
Бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль в виде распространенного предложения, непонимание причинно-следственных связей приводит к тому, что учащиеся на более поздних этапах обучения не умеют пересказывать текст, писать изложения и сочинения.
Стало необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. На уроках и на внеурочных занятиях начала использовать приемы мнемотехники.
Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. У детей младшего школьного возраста особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники. Еще Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
При использовании приема мнемотехники формируются следующие познавательные универсальные учебные действия (метапредметные):
- Общеучебные:
поиск и выделение информации, знаково-символические ууд,
моделирование
- Логические:
анализ, синтез, как составление целого из частей, установление причинно-следственных связей, классификации, установление аналогий, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование, подведение под понятия.
Для того чтобы выработать у детей определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся, так называемые, схемы. Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста. Таким образом, приём символизации это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например в стихах.
Для этого достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминание, последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.
Мнемотаблица, для запоминания написания словарных слов
Приемы мнемотехники позволяют развивать память через приёмы опосредованного запоминания. Для реализации данного метода обучения необходим проектор и компьютер. Если данного оборудования в классе нет, то можно рисовать мнемотаблицы.
Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.
- 1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
- 2 этап: осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
- 3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ текста или рассказ по заданной теме.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Я прочитываю детям стихотворение:
В темном небе звезды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Затем мы проводим словарную работу по активизации незнакомых слов, беседу по смыслу прочитанного. (Кто такой космонавт, что такое ракета?).
Следующий этап работы это выразительное чтение текста стихотворения с использованием мнемотаблицы. Для разучивания стихотворения таблицу все вместе рассматриваем, далее дети повторяют вместе со мной по строчкам стихотворение, в процессе мы связываем наши слова с иллюстрациями. Читаем стихотворение несколько раз, затем пробуем «прочитать» его по рисункам.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной.
Шар земной – наш дом родной.
В процессе работы я заметила, что большинство детей в классе заучивают стихотворение наизусть. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Также, для разучивания стихотворения совместно с детьми сами разрабатываем и составляем мнемотаблицы. На каждое слово или строчку придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого, используя графическое изображение, ребёнок по памяти воспроизводит стихотворение целиком.
Приемы мнемотехники помогают развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, развивает познавательный интерес.
Разучивание стихов способствует развитию связной речи, её выразительности. У детей обогащается активный и пассивный словарь, в речи появляются разные конструкции предложений, развивается умение составлять рассказ.
Также широко использую приемы мнемотехники на уроках литературного чтения при обучении составлению пересказов. На уроках вместе с детьми составляем мнемотаблицу по содержанию текста. Она помогает детям запомнить и воспроизвести заданный рассказ, не «потерять» значимые его части.
Мнемотаблица помогает детям выстроить логичный, последовательный, от простого к сложному, повествовательный рассказ, активизировать мыслительную деятельность.
Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления. Дети кодируют текст в таблице, и так как при его шифровке происходит детальный разбор и привязка к зрительному образу, это способствует расширению мыслительных процессов.
Постепенно память укрепляется, образное мышление детей развивается, они запоминают тексты намного лучше и больше по объёму. Позднее, дети сами, под руководством взрослого, учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которая необходима для пересказа литературного произведения.
В нашей практике мы сталкиваемся с разными уровнями восприятия исходного текста. Учащиеся могут не до конца при слушании воспринять тот или иной исходный текст. При работе над изложением планируется, что учащиеся могут с помощью рисунка изложить содержание исходного текста, следовательно, более легко воспринять его. Поэтому прием мнемотехники будет более эффективен. Так, при подготовке к написанию изложения у нас получились такие мнемотаблицы.
Используя в своей работе приемы мнемотехники, я вижу, что удаётся достичь следующих результатов:
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Каждый учитель является также наставником, поэтому я поделилась опытом своей работы с учителем английского языка.
Мнемотехника в начальной школе на уроках английского языка.
Как упоминалось выше, мнемотехника – это эффективный метод запоминания информации с помощью ассоциаций и образов. Этот подход может быть особенно полезным для учеников начальной школы, которые еще только начинают изучать английский язык и сталкиваются с большим объемом новых слов и фраз.
Начав активно использовать данный метод на практике, я заметил, что одним из основных преимуществ использования мнемотехники на уроках английского языка в начальной школе является то, что она делает процесс запоминания более интересным, веселым и эффективным. Дети часто запоминают информацию лучше, когда она связана с определенными образами или ассоциациями. Поэтому использование мнемотехники может помочь ученикам запомнить новые слова и фразы на более длительный срок.
Одним из способов применения мнемотехники на уроках английского языка является создание рисунков и картинок, связанных с новыми словами или фразами. Например, для слова “apple” (яблоко) учитель может показать рисунок яблока и просить учеников нарисовать его и подписать. Этот образ яблока поможет детям связать слово с его значением и запомнить его.
Также можно использовать звуковые ассоциации для запоминания новых слов. Например, для слова “cat” (кот) можно попросить учеников изобразить звук, который они ассоциируют с мяуканьем кота. Это поможет им запомнить слово и ассоциировать его с звуком и образом.
Игры и рифмовки также могут быть полезными при использовании мнемотехники на уроках английского языка. Учитель может создать игровую активность, в которой дети должны ассоциировать определенное слово с его образом или рифмом. Например, можно использовать игру в “Угадай слово”, где дети должны изобразить или описать слово, используя мнемотехнику.
Кроме того, использование мнемотехники на уроках английского языка может помочь ученикам развить свои когнитивные навыки, включая внимание, воображение и ассоциативное мышление. Эти навыки могут быть полезными не только при изучении английского языка, но и в школьных и повседневных задачах.
1. Ассоциации со словами: ученики могут придумывать ассоциации с реальными или вымышленными словами на английском языке, чтобы запомнить звуки или транскрипцию. Например, для звука /θ/ можно ассоциировать его со словом “thumb” (большой палец), чтобы помнить его произношение.
2. Игра “Хороший, лучший, наилучший”: ученики могут практиковать произношение английских звуков, повторяя слова с различными ударениями и подмечая, как изменяется звук. Например, при произношении слова “better” (лучше) ударение на “be”, а при “best” (наилучший) – на “best”.
3. Звуковые карточки: учитель может создать карточки с звуками или транскрипцией английских слов и показывать их ученикам, чтобы они самостоятельно произносили звуки или читали слова. Это помогает тренировать артикуляцию и улучшает произношение.
4. Песенки или рифмы: учитель может использовать песенки или рифмы на английском языке, в которых присутствуют нужные звуки или транскрипция. Это помогает запоминать и правильно произносить слова. Например, для звука /ʃ/ можно использовать рифму “She sells seashells by the seashore” (Она продаёт ракушки у моря).
5. Видеоуроки или аудиозаписи: ученикам предлагаются уроки на видео или аудиозаписи, в которых звуки или транскрипция произносятся ясно и разборчиво. Это позволяет ученикам слушать и повторять произношение, чтобы лучше усвоить звуки или транскрипцию.
Таким образом, можно сделать вывод, мнемотехника – это полезный инструмент на уроках в школе, который помогает ученикам усваивать информацию с помощью ассоциаций и образов. Ее использование делает процесс изучения более интересным и эффективным, помогая детям успешно усваивать знания.



