Волкова Ирина Максимовна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №58
присмотра и оздоровления»
Московского района г. Казани
Республика Татарстан
Развитие креативных способностей и художественно-эстетического вкуса дошкольников при ознакомлении с татарским
национальным орнаментом.
Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.
Именно орнамент может служить средством развития не только творческих способностей ребенка, но и математических (умение видеть гармонию в симметрии и воспроизводить ее) способностей, и физических способностей (развитие мелкой моторики, глазомера), а также социально-коммуникативных способностей (этно-толерантность, понимание и принятие культуры других народов).
Я разработала цикл занятий по художественно-эстетическому развитию «Волшебные узоры»
Цель занятий: развитие коммуникативных, изобразительных, музыкальных способностей детей, их творческой активности, а также познавательной деятельности.
Методом развития орнаментального творчества мной было выбрано ознакомление с татарским народным костюмом. Прекрасные образцы татарского орнамента нашли яркое выражение в различных произведениях многовекового творчества народа: в тонких узорах ювелирных изделий, красочных вышивках и узорных тканях, головных уборах, разноцветной мозаике кожаной обуви, украшениях жилища и т.д. В мотивах и узорах различных бытовых изделий, как и в орнаменте жилища, отражается богатство художественного мышления народа, тонкое чувство ритма, пропорции, понимание формы, силуэта, цвета, материала. Характерным признаком татарского орнамента является его контурное решение. В своей основе татарский орнамент состоит из цветочно-растительных, геометрических и зооморфных мотивов.
Задачи, которые решаются для реализации цели, это:
– вызывать интерес к народной культуре татарского народа; создавать условия для приобщения детей и к народной культуре;
– познакомить детей с особенностями национального татарского костюма: мужского и женского, с разновидностями татарского орнамента;
– уточнять и расширять знания детей о татарской росписи; формировать навыки рисования татарских элементов росписи;
– развивать у воспитанников любознательность, наблюдательность;
– расширять словарный запас детей;
– воспитывать уважительное отношение ко всему, что создано руками предыдущих поколений, формировать любовь и уважение к мастерам народного творчества;
– совершенствование ранее изученных навыков рисования;
– развивать художественный вкус и воображение у детей (умение выделять красивую форму, силуэт, отличать изящество линий, красоту цветосочетаний).
– формировать гуманистическое отношение к окружающему миру.
Применялись следующие педагогические средства для решения задач: беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры, непосредственно организованная педагогическая деятельность, самостоятельная деятельность детей, работа с родителями.
Работа с детьми осуществлялась поэтапно в следующих видах деятельности: игровая деятельность (дидактические и подвижные игры), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка), речевая деятельность (ознакомление с художественной литературой), познавательная деятельность (проведение викторин, бесед).
●На первом этапе работы с орнаментом мы учили детей изображать простые элементы: прямые и волнистые линии, круги; изображать предметы округлой, овальной и прямоугольной формы. При ознакомлении с татарским искусством вначале рассматривали предметы быта и одежды, обращали внимание детей на композиционное решение узора. Узоры отбирались поначалу наиболее простые, с учетом возможностей детей. Дети учились украшать различные силуэты – платки, полотенце, салфетки и т.д.
●На втором этапе работы продолжали знакомить детей с татарским орнаментом уже в более сложных элементах: тюльпан, листья, трилистник, с изделиями народно-прикладного искусства (вышивка, керамика). Обращалось внимание детей на выразительные средства – контур, цветовое решение, четкость линий. На занятиях вырабатывалось умение строить узор, располагая его элементы в определенном ритме: на полосе, круге, квадрате, располагать элементы узора в определенной последовательности: в середине, по углам. На этом этапе дети усваивали навыки и декоративной аппликации. Из готовых элементов цветочных и геометрических узоров дети создают декоративные композиции («Украшение тюбетейки, украшение калфака», «Ичиги для Алсу»).
●На третьем этапе продолжалось развитие у детей интереса к изобразительной деятельности с включением элементов татарского орнамента и создания декоративных композиций по мотивам народных изделий. Мы продолжали знакомство с прикладным искусством: тканые изделия, кожаная мозаика. Обращали внимание на выразительные средства татарского орнамента: цвет, форма элементов, композиция. Дети усваивают способ рисования новых элементов: листья, георгины, лотосообразные, сердцеобразные мотивы. Дети знакомились с правилами симметричного расположения элементов в узоре на квадрате, круге.
●На всех этапах работы с татарским орнаментом у детей воспитывалось эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира. В итоге, дети научились самостоятельно применять изобразительные умения и навыки в декоративной деятельности, используя выразительные средства росписи татарского орнамента. Более сложные узоры дети составляют на предметах разной формы на основе образцов декоративного искусства.
Например, на одном из занятий дети рисовали элементы орнамента (или орнамент) на керамической плитке. Дети очень эмоционально и непосредственно проявляли своё отношение к декоративности, выразительности образов. Это было необычно, и сам процесс рисования проходил увлеченно. Фотосессия занятия представлена на презентации.
Не все задания детям удаются на занятиях, поэтому в самостоятельной деятельности детей применялись следующие дидактические игры:
– «Третий лишний», цель игры: закрепить знания детей элементов татарского орнамента, по силуэту узнавать, называть, описывать внешний вид и характерные признаки, по которым его определили;
– «Составь узор», цель: научить детей действиям анализа и синтеза, умению выделять части и составлять целое, закрепит знания элементов татарского орнамента и умения использовать образец для составления изображения развивать творчество и воображение;
– «Дорисуй элемент», цель: закрепить знания детей принципа построения симметричных элементов и композиций, учить основным приемам рисования симметричных узоров, развивать глазомер и мелкую моторику руки;
– «Выложи орнамент», цель: закрепить знания детей о элементах национального костюма (тюбетейка, калфак, ичиги, туфли, фартук и другие). Учить, с помощью цветных шаблонов составлять, собственные композиции на формах, воспитывать чувство ритма, цвета, композиции, развивать творческое воображение;
– «Четвертый лишний», цель: закрепить знания детей элементов одежды, учить, правильно классифицировать предметы по внешнему виду и назначению, определять и описывать предмет, отличающийся от других.
Эти игры способствовали развитию интереса к национальной культуре, видам татарского орнамента, воспитывали эмоциональный отклик, дети самостоятельно учились рисовать различные узоры. Развивается мышление, память, внимание, мелкая моторика пальцев, обогащается словарь детей.
Ознакомление детей с татарским искусством велось и вне занятий. В режимные моменты дети рассматривали альбомы с иллюстрациями традиционных национальных изделий, рисунки предметов быта, куклы в татарских национальных костюмах, знакомились с образцами татарского растительного орнамента. Во время таких бесед особое внимание уделялось разговорам об использованных цветах, о сочетании и чередовании цветов.
Знакомство с образцами татарского изобразительного искусства продолжалось и во время свободной деятельности, детям очень нравится раскрашивать орнаменты, используя шаблоны, трафареты. Также детям дается возможность самим создавать несложные композиции.
Для успешного развития орнаментального творчества особое внимание уделялось подбору интересного, доступного для детей наглядного материала. Правильно подобранный материал способствовал формированию навыков и умений, развитию эстетического восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
Реализация данного цикла занятий показала, что дети:
• усвоили многогранные традиции и обычаи, передаваемые от поколения к поколению;
• увидели результаты своей деятельности, и сам процесс работы над поделкой доставил им большое удовольствие;
• многое узнали об орнаменте и его символичном значении;
• знакомясь с изделиями народных мастеров, обогатили свой словарный запас;
- развили свой художественно-эстетический вкус и нестандартность мышления.
Таким образом, в процессе ознакомления дошкольников с татарским национальным орнаментом происходило развитие эстетического восприятия и мыслительной деятельности. Надеюсь, что мои занятия внесли в мир детей радость, положительные эмоции и приобщили к искусству родного края.