Салаева Елена Александровна
учитель начальных классов
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №55»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Задачи:
1.Создать условия для закрепления и обобщения знаний учащихся о падежах имён существительных на основе:
- формирование умений осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;
- развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма.
2. Продолжить работу над формированием такого нравственного понятия как доброта:
-развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
– воспитывать способность чувствовать, понимать себя и другого человека.
Формирование компетенций происходит на основе развития УУД.
Универсальные учебные действия (УУД):
Познавательные:
-высказывать суждения по результатам сравнения;
-умение самостоятельно работать, соотносить результаты в рамках изученного материала;
-понимать цель чтения и осмысливать прочитанное;
Регулятивные:
-работать по алгоритму, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя, учащихся, одноклассников и самостоятельно.
Коммуникативные:
-умение слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними и при работе в парах;
-проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения;
-выступать перед аудиторией сверстников, доказывать свою точку зрения.
1. Огранизационный момент
-Доброе утро, дорогие ребята и уважаемые гости! Улыбнитесь солнечному дню! И пусть у вас сегодня настроение будет таким же солнечным!
2. Постановка задач урока .
-Можно вопрос? Ты кто?(вопрос обращен к ученикам; возможно они будут называть свои имена, а кто то скажет- человек) Каждого из вас можно назвать человек.
-Сегодня наш урок будет называться : «Потому что я- человек!» (на доску) Как вам такое название?
– Скажите, а что это такое ЧЕЛОВЕК? Ваши мысли.
Чело=разум,дух (душа)
Век-промежуток времени
Человек=дух, пребывающий в веках
– Какими качествами может обладать человек? (положителными и отрицательными)
-Прикрепите на доску те, которыми должен обладать человек по вашему мнению (работа в паре):
положительные качества отрицательные качества
Любовь
Доброта равнодушие
Мудрость грубость
Культура злоба
Душевность трусость
Ответственность безжалостность
Сердечность агрессивность
Помощь лень
Дружелюбие
-Сегодня я бы хотела вместе с вами остановиться на одном качестве человека.
-Послушайте притчу (краткого иносказательного поучительного рассказа):
Когда-то давно старый индеец рассказал своему внуку одну жизненную истину.
– Внутри каждого человека идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, эгоизм, ложь.
Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, любезность, истину, доброту, верность.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
– А какой волк в конце побеждает?
Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
– Как вы поняли основную мысль этой притчи?
(Всё зависит от человека. Каким он захочет стать, таким и станет. Будет делать зло – станет злым, будет нести людям добро – добрым).
Ребята, о каком качестве человека будем рассуждать? (О доброте)
(НА ДОСКУ СЛОВО Д*БР*ТА)
-С этим словом мы отправляемся в путешествие по «Падежам имен существительных»,а так же будем учиться рассуждать и делать выводы по прочитанному.
3. Минутка чистописания
Дд________________________________________
- Что вы знаете о букве Д? (Буква Д согласная, обозначает два звука: твёрдый звук[ д], мягкий звук [д′]. Эти звуки звонкие, парные.)
4 .Работа со словом.
-Что же обознает слово ДОБРОТА?
-В словаре русского языка об этом сказано так: «Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
А) Запишите слово ДОБРОТА. Назовите орфограммы.
Б) 1 ребенок делает морфологический разбор слова,1 ребенок-фонетический разбор этого слова на доске.
В) Поберите однокоренные слова: добрый , добрейший, добродетель, подобрели, задобрить, добро и т. д. Запишите в тетрадь 1 однокоренное слово глагол,1 существительное, 1 прилагательное. Проверка. Оцените свою работу в листе самооценки (3б.)
Г) Подобрать к слову синонимы (Добросердечный, душевный, сердечный, отзывчивый, чувствительный, милосердный, мягкосердечный, человеколюбивый, отзывчивый, беззлобный)
Д) Подобрать к слову антонимы (Злоба, жестокость, бессердечность)
Проверка работ у доски.(доп. баллы)
Е) Прочитайте предложения:
Доброта с (годы) не стареет.
Доброта от (холод) согреет.( Н. Тулупова)
Что здесь неправильно?
Что нужно для этого сделать? (поставить в нужный падеж)
Какие падежи вы знаете?
Проверьте , все ли правильно на доске?(магнитные карточки перепутанные)
И. п.-кто? что?
Р. П.- кого?что?
Д. п.-кем? чем?
В. П-кого ? чего?
Т.п.- о ком? о чем?
П. п.- кому? чему?
– Как определить падеж сущ.? (От главного слова ставили вопрос к существительному и по вопросу определяем падеж.)
-В прямом или переносном значении употреблено слово доброта?
– Подчеркните грамматическую основу предложений.
-Определите падеж имен существительных.
Проверка с комментированием-самооценка.(2 балла)
5.Физминутка.
Свеча –гостья.
6. Работа с текстом.
А) Сюрприз учителя.
-Для вас,ребята, сегодня приготовила сказку.
-Но она пока без названия. Прочитайте.(первичное чтение – хорошо читающий ученик)
(Доброе дело на солнечном берегу)
Ирис Ревю
Что делал маленький старичок в круглых очках на солнечном берегу, никто толком не знал. Он тихонько прогуливался, иногда днём, иногда вечером, всё время смотрел под ноги, и что-то бормотал.
Дети, ежедневно купавшиеся в бухте, считали его странным. А ещё они думали, что он произносит какие-то заклинания.
А старичок, между тем, иногда шептал что-то Солнцу, разговаривал с Волнами, и ещё с кем-то невидимым.
Однажды дети решили проследить за странным старичком.(карточка №1)
Б) –Предположите, что мог делать старичок на берегу?
Как только Солнце уступило своё место Луне, дети спрятались за скалу. И тут начинается совсем не сказочная история. Старичок начал собирать на берегу обыкновенный мусор, который мог причинить боль людям, ходящим босиком по берегу: колючие палки, осколки стёкол, какие-то непонятные штучки, выброшенные Волной…
— Вот тебе и странный старичок, — сказал смышлёный мальчик.
В) Какой конец мог быть у этой сказки? (– Он доброе дело делает, о людях беспокоится, а мы над ним подсмеивались. Ребята стыдливо опустили глаза и приняли решение помогать странному старичку.)
-Как бы вы озаглавили сказку? Автор назвал этот сказку(Доброе дело на солнечном берегу)
Г) Вопросы к тексту. Мы – учителя.
Желающие, у кого возникает вопрос по тексту, выходят к доске и спрашивают у своих одноклассников, как обычно это делают учителя.
-Почему ребята смеялись над старичком?
-С кем разговаривал старичок?
-Почему ребятам стало стыдно?
-Как вы думаете, ждал ли он от кого- то благодарности?
Найдите ключевые слова в этом тексте.
-А могла такая история произойти на самом деле?
Можно ли этого старичка назвать Человеком с большой буквы?
– Ребята, легко ли быть добрым? А можно ли потрогать доброту? А увидеть?(да, в поступках, действиях и чувствах человека)
Показ памятников, посвященных Доброте.
– Найдите сущ.в Д.п и Т.п в карточке №2.
-Сколько слов нашли? Пошепчите мне на ухо. (5)-
Проверка по слайду. Самоценка. (5 баллов)
7. Творческая работа.
-У вас на столах ладошки-лучики. Напишите, каким бы человеком вы хотите стать? Можно пользоваться словами-помощниками на доске. Прикрепите к солнышку.
8. Рефлексия.
-Как вы думаете, почему сегодня я назвала так урок?
– Чем был интересен был урок?
– Что повторяли в течении урока? Кто стал лучше определять падежи существительных? Кому еще тяжело?
9. Дом.задание.
-Выбрать цветной лепесток и написать на нем, какое доброе дело сделали вы. А завтра у нас получится «Цветок добра».
Показ отрывка мультфильма «Просто так».
Алгоритмы – выводы: Как определить падеж имени существительного? Проверка. (На доске – схема). Приложение 4.
• Найди слово, к которому относится имя существительное.
• Поставь от этого слова нужный вопрос к имени существительному.
• По вопросу и предлогу определи падеж имени существительного.
• Если затрудняешься, вспомни слово – помощник.
Скажите, сколько в сердце доброты?
Откуда же оно ее черпает?
И как среди бегущей суеты,
Оно так много и легко прощает?
И почему тревожится всегда,
Когда кому-то очень-очень больно?
Всегда есть наготове доброта.
Ее так много, что для всех довольно.
Я поняла, что доброта, как кровь:
Чем больше отдаешь, тем больше будет.
У доброты подруга есть – любовь.
Дарите доброты побольше, люди!
Памятник благотворителю Асгату Галимзянову установлен в Казани. Когда в СССР еще не было даже понятия «благотворительность», этот человек перечислял деньги детским домам и дарил интернатам ключи от новеньких авто. Одних только автобусов купил и подарил 75 штук. Затертая до дыр телогрейка, стоптанные сапоги — на себя он денег почти не тратил. Работая возчиком на Казанском колхозном рынке, Асгат Галимзянов выращивал скот в своем сарае и на вырученные деньги помогал нуждающимся. Свою благоустроенную квартиру в центре города он отдал вернувшейся из Казахстана семье.