
Насыбуллина Эльмира Робертовна
заведующий фортепианным отделом,
заведующий организационно-массовым
отделом, обладатель Нагрудного знака
«За заслуги в образовании РТ»,
преподаватель по классу фортепиано
высшей квалификационной категории
МБУДО «Детская школа искусств №4»
Советского района
г. Казани, Республика Татарстан
Что может быть честнее и благороднее, как научить других тому,
что сам наилучшим образом знаешь?
Марк Фабий Квинтилиан
(римский педагог, поэт, адвокат, писатель)
Учительская профессия сложна, она требует призвания, раскрыться которому помогает опытный педагогический коллектив общеобразовательного учреждения. Учреждение является центральным звеном, где обеспечивается профессиональная адаптация молодых преподавателей. Начинающий специалист должен осознать себя способным, талантливым, сделавшим правильный профессиональный выбор человеком, способным показывать высокие результаты труда и демонстрировать лучшие профессиональные качества.
Современной школе нужен самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации любых педагогических задач, к осмысленному включению в инновационные процессы. Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов.
Молодой педагог, начинающий свою карьеру, сталкивается с затруднениями, связанными, с недостатком необходимого опыта в выбранной профессии. Становится ясно, что проблема управления профессиональной адаптацией молодых специалистов в школе приобретает особую актуальность, так как в современных условиях общество предъявляет к молодому педагогу особые требования и в личностном, и в профессиональном плане.
С 2006 года, в нашей школе в рамках методического отдела было организованно структурное подразделение «Школа начинающего специалиста». В рамках реализации инновационной деятельности школы в 2014 году материалы данного направления легли в основу одноименного проекта- Школа начинающего специалиста, который получил городской статус и успешно был защищен в Управлении образования г. Казани. В 2018 году он был преобразован в инновационный городской проект «Инновационная система моделей наставничества». Целью которого является формирование компетентной личности, эффективного сотрудника в условиях внедрения моделей наставничества.
Педагоги-наставники делятся своим практическим опытом с молодыми начинающими преподавателями. Под руководством педагогов-наставников молодые преподаватели знакомятся с традициями и спецификой работы в школе, с ее приоритетными направлениями деятельности, осваивают различные педагогические технологии. Наставничество – это одна из наиболее эффективных форм адаптации молодых преподавателей, способствующая повышению их профессиональной компетенции и закреплению в образовательном учреждении. Молодой преподаватель должен чувствовать постоянную поддержку старших, опытных наставников: администрации, руководителя методического объединения и педагогов- коллег.
Наставничество является двусторонним процессом. Основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста является – его готовность к передаче опыта. А основным условием эффективного обучения молодого специалиста – его желание, потребность принять предоставляемую информацию.
В многочисленных публикациях, посвященных проблемам образования, особое внимание уделяется вопросу общественного и профессионального назначении преподавателя, о необходимости постоянного его усовершенствования, а также его социальной активности.
Профессиональное и социальное становление молодого специалиста является основной задачей, которая решается путем создания условий, обеспечивающих комфортность каждого педагога, формировать профессиональную компетентность, видеть перспективу своего развития.
Наставничество – длительный, поэтапный, целенаправленный процесс развития и становления личности молодого специалиста, его профессионального и общечеловеческого кругозора, духовности, способствующий его профессиональной адаптации, усилению мотивации к выбранной специальности и профессиональному становлению.
В своем профессиональном становлении молодой специалист проходит несколько этапов:
- I этап – 1-й год работы: самый сложный период как для новичка, так и для наставника. Важно замотивировать на обучение и развитие.
- II этап – 2- год работы: процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирование своего стиля в работе, укрепление авторитета среди детей, родителей, коллег.
3-й год работы: складывается система работы, имеются собственные разработки.
- III этап -4- год работы: происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.
Самым важным и сложным является первый этап. Цель, которая ставится перед наставником – сделать, как правило, за один год из студента или выпускника вуза грамотного специалиста. Оказать помощь в профессиональной адаптации на рабочем месте, наладить коммуникативные контакты с коллегами, практически помочь по ориентации в учебных программах, требованиях по их выполнению, в разработке тематического плана, помочь в подборе репертуара, плана самообразования, поурочного планирования, организации учащихся на учебное занятие, по вопросам работы с учебной документацией. Конечно основным методом работы является посещение наставником уроков молодых специалистов и организация их самоанализа, для того чтобы выявить проблемы, которые испытывает начинающий учитель в своей профессиональной деятельности.
На отделе в течение года мы организуем круглый стол с молодыми специалистами, открытые уроки с комментариями педагогов-наставников, которые дают свои методические рекомендации, делятся своими методами работы в решении каких-либо вопросов. Самая эффективная форма наставнической деятельности – это посещение мастер-классов ведущих педагогов школы, города, Республики.
Основная задача наставника – помочь молодому преподавателю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.
Также можно назвать основные требования к самому наставнику:
- четко и грамотно ставить цели и задачи своей деятельности;
- умение разрабатывать оптимальную программу педагогической помощи каждому молодому педагогу с учетом его индивидуальных особенностей;
- умение наладить продуктивный межличностный контакт и предложить оптимальные формы и способы взаимодействия;
- умение диагностировать, наблюдать, анализировать деятельность подопечного;
- способность креативно, творчески организовывать процесс поддержки, предоставлять обучающемуся простор для самостоятельной деятельности;
- способность к самоанализу, желание самосовершенствоваться.
Наставник должен обеспечить поддержку молодым педагогам в следующих направлениях: подготовка современного урока, осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения; разработка рабочих программ по предметам; помощь в выборе интересного концертного репертуара для учащихся разного возраста; ведение классного электронного журнала, организация самообразовательной работы по методической теме; участие в методической работе, в школьном конкурсе «Созвездие педагогических идей»; освоение педагогических технологий и применение их в образовательном процессе; определение методической темы своих выступлений в конференциях, семинарах различного уровней, подготовка к предстоящей аттестации на квалификационную категорию по должности «преподаватель»
В практике школы используются такие формы и методы работы, как работа в составе творческой группы, обучающий семинар, лекция, практическое занятие, педагогические чтения, конференция, просмотр видео уроков, групповые и индивидуальные консультации. Три года назад в 2021 году наша школа отмечала 15-летний Юбилей Школы начинающего специалиста. Инициаторами и организаторами концерта в честь этого юбилея были сами начинающие педагоги. (фото)
Несомненно, наставничество приведет к повышению квалификации профессионального мастерства молодых педагогов и в целом всего педагогического коллектива, к его сплоченности. На новом уровне будут развиваться личностно-ориентированные отношения между преподавателями школы, что будет способствовать эффективной взаимопомощи, поддержке друг друга. Наиболее эффективна педагогическая деятельность того коллектива, в котором постоянно развиваются и укрепляются свои педагогические профессиональные кадры.
Не относитесь к наставнику как к Богу. В образовании нет места чудесам.
Учитель лишь укажет вам дорогу, а вот пройти по ней ты сможешь только сам.
Дмитрий Эйт

