Теплякова Алевтина Вячеславовна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 39»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Тема: В. Орлов «Ворона»
Цели: обучать правильному выразительному чтению стихов, пополнять словарный запас, развивать образное мышление, память, творческие способности.
Ход урока.
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Совсем недавно вы в первый раз пришли в школу, а уже сегодня к нам на урок пришли гости посмотреть, чему вы успели научиться. А научились вы многому. Например, чему? (ответы детей). Да, действительно многому. Но чтобы это не осталось на словах, предлагаю вам сегодня продемонстрировать нашим гостям все свои умения!
- Речевая разминка.
И начнем мы сегодняшний урок чтения как всегда с речевой разминки.
- Упражнения по скорочтению (Презентация).
Слайд 2: чтение вверх тормашками.
Слайд 3: чтение верхней части букв.
Слайд 4: перемешанные буквы.
Слайд 5: вращающиеся буквы.
- Вопросы по содержанию (дети дают полные ответы):
– Как звали Мальчиков? (Мальчиков звали Миша и Сережа.)
– Где они жили? (Они жили у дедушки.)
– Что помогали делать дедушке Миша и Серёжа? (Миша и Сережа помогали сушить сеть.)
– Чему дедушка учил мальчиков? (Дедушка учил мальчиков ловить рыбу.)
– Что ребята любили делать с дедом? (Ребята любили с дедом работать.)
- Отработка логического ударения (слайды 6-7):
-чтение с разными знаками препинания на конце предложения
-чтение с логическим ударением на разных словах, объяснение
- Самоопределение к деятельности.
Давайте поиграем в игру, которая называется рифма. Что такое рифма (созвучие концов строк в стихотворении)? Каждый из вас получит карточку, на которой написано слово. Прочитайте его, понятно ли вам его значение? А теперь найдите в классе у кого-то из ребят такое слово, которое будет рифмоваться с вашим, т.е. будет ему созвучно. Например: весы – часы.
Дети ищут друг у друга карточку с созвучным своему словом. Кто находит, отдают учителю.
- Определение темы урока, постановка целей.
Наверное, вы догадались, почему мы говорили о рифме. Это связано с темой нашего урока. Сегодня мы будем говорить о … (стихотворении).
А значит, что будем делать? (ответы детей)
– Читать будем? (да)
– Как? (выразительно)
-Непонятные слова, встретившиеся нам, объяснять будем? (да)
-Что нам в этом поможет? (толковый словарь или одноклассники)
– Рассуждать будем? (да)
-Что еще?
Данные цели фиксируются на доске, чтобы в конце урока проверить их выполнение.
- Работа по теме урока.
Сегодня мы прочитаем стихотворение Владимира Орлова (слайд 8).
А чтобы узнать его название разгадайте ребус (слайд 9).
Правильно, ворона. Что вы знаете об этих птицах? (слайд 10).
Это очень умные животные. Например, чтобы съесть орех, они бросают его с большой высоты или кладут на дорогу, чтобы проезжающий автомобиль расколол его. Они любят играть. Люди часто наблюдали, как вороны катаются со снежных гор, используя кусочки коры деревьев как ледянки. Они запоминают лица людей. Они способны сопереживать своим собратьям, например, если другая ворона повредит крыло, они не оставят ее, пока та не сможет передвигаться сама. Они очень любознательны и не оставят без внимания какую-нибудь блестящую или яркую вещь, обязательно спрячут ее в свой тайник.
Вспомните скороговорку о вороне и вороненке. Кто может произнести ее быстро и без запинок? (Проворонила ворона воронёнка.)
Итак, прочтите сами стихотворение В.Орлова «Ворона», отмечая карандашом непонятные слова.
В. Орлов
Ворона
– Кра! –
Кричит ворона. –
Кража!
Караул!
Грабеж!
Пропажа!
Вор прокрался
Утром рано!
Брошь украл он
Из кармана!
Карандаш!
Картонку!
Пробку!
И красивую
Коробку!
– Стой, ворона
Не кричи.
Не кричи ты,
Помолчи.
Жить не можешь
Без обмана –
У тебя ведь
Нет кармана.
– Как?! –
Подпрыгнула ворона,
И моргнула
Удивленно:
– Что ж вы раньше
Не сказали?!
Кар-р-раул!
Кар-р-ман!
Укр-р-рали!
После прочтения проводится словарная работа, объясняются непонятные слова, например, слово КАРТОНКА – 1. Коробка из картона или фанеры для легких вещей. 2. Небольшой кусок картона.
Прочитаем вслух. Внимательно слушайте. Читают 3-4 бегло читающих ребенка. Остальные обязательно следят.
Чьё чтение понравилось вам больше всего? Почему?
Давайте сформулируем правила чтения стихов:…. (громко, четко, выразительно – эти ключевые слова фиксируются на доске).
Обратите внимание на то, как написаны последние слова. Что это значит?
Попробуем прочитать еще раз, соблюдая все эти правила, но усложним немного задачу, перевернув листок вверх ногами. Читают 3-4 хорошо читающих ребенка. Остальные обязательно следят.
Как теперь получилось у ребят? (ответы детей)
Да, ребята молодцы. Но надо, чтобы все остальные тоже были молодцы. Поэтому читаем выразительно все вместе хором (чтение хором 1-2 раза, можно поиграть с громкостью чтения: первый раз в полный голос, второй – шепотом).
Чтение по ролям.
Сколько участников в этом стихотворении? (2) Кто они? (автор, ворона). Давайте прочитаем по ролям. Как, с какой интонацией нужно читать за автора? За ворону? Какой герой будет самым эмоциональным?
Чтение по памяти.
Готовы проверить свою память? Тогда читаем стихотворение хором, не заглядывая в листочки с текстом.
Инсценировка стихотворения.
Какие вы молодцы, так быстро запомнили такое длинное стихотворение. Теперь мы даже сможем его инсценировать.
Изготовление книжки.
Ну а на память о сегодняшнем уроке мы сейчас сделаем книжку-малышку для вашей домашней библиотеки. Лист бумаги А-5 дети складывают пополам. На 1 странице оформляют обложку: наклеивают картинку (раздает учитель), пишут автора, название. Внутрь наклеивают текст стихотворения (раздает учитель).
- Рефлексия, итоги.
Давайте вспомним цели урока, проверим, выполнили мы их или нет? (дети отвечают).
Понравилось вам стихотворение? Над чем вы смеялись?
Ребята, ворона в этом стихотворении какая?
Что она делает?
Попробуйте выразить одним предложением своё отношение к ней.
Как можно назвать ее одним словом?
Встречаются ли такие люди?
Чему учит нас это стихотворение?
Расскажите, что у вас получилось сегодня на уроке?
В конце дня или если останется время на уроке детям можно показать мультфильм по этому стихотворению.