
Шангараева Гульнур Файзиаздановна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад№134»
Кировского района
г. Казани, Республика Татарстан
Аннотация: Статья посвящена развитию связной речи у дошкольников через театральную деятельность и физических упражнений. Приведен анализ ее компонентов, характеризующих развитие речи как рабочую систему. Обосновывается значение коммуникативных стратегий для успешного речевого взаимодействия. На основе проведенного исследования автор приходит к выводу, что коммуникативная компетенция представляет собой главную цель развития связной речи.
Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.
Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность дошкольников в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей. Следовательно, помимо развития физических качеств, целесообразно, на наш взгляд, уделять внимание и такой важной образовательной области, как речевое развитие. С каждым годом число поздно говорящих детей возрастает, активный словарь детей крайне низок. Они стараются обходиться мимикой, жестами, но, никак не словесным выражением потребностей и просто общением. На занятиях физкультурой мы стараемся помочь детям овладеть развитием не только крупной моторики, но и мелкой, отвечающей за умственное развитие и развитие речи.
Например, придумываем разные сказки, чтобы ребёнку было интересно и комфортно выполнять упражнения, быть в образе героя сказки и развивать речь, проговаривая разные звуки и отдельные слова.
Алсу исемле кыз турында әкият.
Яшәгән ди булгн ди Алсу исеме бер кыз. Ул иртән иртүк торып балалар бакчасына барырга яратмаган. Тик ятагында гына аунып ятарга яраткан ди (эмбрион хәленә килеп, алга-артка ян-якка әкрен генә атынып “Э-Э-Э” авазларын әйтү). Алсуы кояш уйнарга чакырган. Ул кояш белә уйнаган (аркада ятып төркемләшү, аякларны турайту, ян-якка җәеп, “ааа” авазларын әйтү), аннан, кояш югарырак күтәрегән саен, Алсу корсагына әйләнеп яткан (корсакта ятып, башны күтәрү, “юк-юк, юк” сүзләрен әйеп мендәр астына качу, аяклар аста) һәм “юк-юк-юк” сүзләрен кычкырып әйтеп качкан, ләкин кинәт мендәр ычкынган һәм Алсу юрганын аяклары белән татып китерергә теләгән (аркада ятып,аяк табаннарына терәп,тезне бөгеп, артны күтәрергә һәм гәүдәне бөгәргә), “булды, җитте, – дип уйлаган Алсу, – күп яттым инде, торырга вакыт!” юганын өстеннән алып аткан, аягы беән типкән, “кит, юрган!” дип кычкырган ( аяк табаннарына терәп, тезне бөкләгән килеш, аркада яту, артны күтәрү һәм гәүдәне бераз гына бөкләү, аякны өскә күтәрү). “Минем киемнәем кайда соң? Үрмәләп барып, киемнәремне табарга кирәк”,- дигән Алсу (түбән дүртаякланып үрмәләү “аяк киеме, аяк киеме, аяк киеме… таптык”, аларны тапкач, “фуболка, футболка, футболка..”, аннан югары дүртаякланып үрмәләү, “итәк, итәк, итәгем…”. Алсу барлык киемнәрен тапкан, киенгән…тик барыбер торыга кыен (уч төбенә терәлеп, өстәл ясарга һәм беренче торышка кайтырга). Алсу торырга тырышып карый, ләкин аның берни дә булып чыкмый (әкрен генә торырга тырышабыз, аннан утырабыз, торабыз, утырабыз,торабыз). Урра! Ниһаять,безнең Алу уянды һәм балалар бакчасына китте!
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить, а взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно. Основная задача любого ДОУ – речевое развитие дошкольников по ФГОС.. Благодаря ему происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребёнка, формирование правильного разговора и мышления.
Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко и полно проявляется принцип обучения: учить играя. А использование физических упражнений поможет сохранять здоровье, форму и отличное настроение.
В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. {1}
Театрализованная игра является благоприятной средой для творческого развития детей, а эта деятельность помогает развитию речи детей. Поэтому в процессе игровой деятельности включаем: музыкально-ритмические разминки, это музыкально-практические игры и упражнения, которые развивают подвижность, пластическую выразительность, музыкальность и ритмичность; дыхательную и речевую гимнастику, с помощью которой у детей формируется правильная, чёткая артикуляция и произношение. В работе над формированием звуковой культуры речи широко используем речевые средства: потешки, считалки, скороговорки и т. д.
Санамышлар
- Әке-бәке, кыек сәке
Уртасында эремчек,
Син калып тор, энем чык! {3}
- Бер бабай урманга барган,
Аның чанасы ватылган,
Аңа ничә кадак кирәк булган? (мәсәлән, кемдә кала, шул бала 1 дән 10 га кадәр берәр сан әйтергә тиеш. Бала 5 санын әйтсә, санаучы 5 кә кадәр саный, кемгә 5 дип әйтә, шул чыга).
- Бер, ике, өч, дурт, биш,
Алты, җиде, сигез, тугыз, ун!
Байлар кия төлке тун.
Төлке тунның бәясе – йөз дә кырык сигез сум! {3}
Тизәйткечләр
- Кара карга, кунган карга, карга кунган ак карга. {3}
- Мич башында биш мәче,
Биш мәченең биш башы
Биш мәченең биш башына
Ишелмәсен мич ташы. {3}
“Игровой, сказочный сценарий театрального действия вызывает у ребёнка восприятие физических упражнений как чего-то интересного, необычного, привлекательного, при этом лёгкого, мягкого и ненавязчивого, то есть находящегося вне пределов императивности – что имеет в дошкольном детстве принципиальное значение”. {2}
Детям очень нравится быть в роли этих персонажей и выполнять движения, которые укрепляют здоровье.
Мы считаем, что такие образовательные деятельности улучшают речь, артистизм, здоровье, помогают ребёнку чувствовать себя лучше в коллективе, не быть замкнутым и вырасти хорошим человеком.
Список использованной литературы:
- Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2016. —80 с: цв. вкл.
- Ефименко Н.Н. Физическое развитие ребёнка в дошкольном детстве: Методические рекомендации. Театр физического воспитания и оздоровления дошкольников. – М.: Дрофа, 2014. – 288с.
- Интернет – ресурс.
- Развитие речи детей 3-5 лет. – 3-е изд., дополн. / Под ред. О.С.Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 192 с. – (Развиваем речь).

