Нигматзянова Галина Александровна
преподаватель
МАУДО “Детская школа искусств №6 “ДА-ДА”
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Мною было разработано методическое пособие «Основы живописи» для преподавателей школ искусств. Создано оно на основе опыта работы преподавания живописи по программе «Технологические особенности использования живописных материалов в архитектурном и дизайн проектировании» подготовительного отделения МАУДО «Детская школа искусств №6 «ДА-ДА».
Данный курс по живописи преподается на первом году обучения отделения «Архитектура и дизайн» и предназначен для учащихся 15-17 лет. Освоение данной методики происходит параллельно с основами рисунка, композиции и цветоведения. В данной методичке представлены работы учащихся первого года обучения до вузовской подготовки.
Рисунок, живопись, композиция – это основные составляющие в структуре художественной и архитектурной подготовки в стенах нашей школы Программа построена с учетом возрастных особенностей детей, приоритетных возможностей и интересов, рассчитана она на один год. В начале, при выполнении живописных заданий, дети постигают азы грамотности, изучают технику акварели, гуаши, осваивают навыки работы с красками, знакомятся с основами цветоведения, учатся решать живописные задачи при работе с натуры. Живопись – это одна из основных учебных дисциплин в системе художественного образования и эстетического воспитания молодых специалистов. Эта дисциплина, как самостоятельный учебный предмет, имеет неограниченные возможности для развития творческих способностей у учащихся. И поэтому перед педагогом стоит задача не только владеть достаточным уровнем умений и навыков рисования, но и в полной мере представлять себе процесс рисования как результат художественного познания окружающей действительности, изобразительной грамоты и творческой самореализации.
Методика обучения строится таким образом, чтобы стимулировать развитие художественно-образного мышления изобразительной грамоты и творческой самореализации. С рисования натюрморта начинается знакомство обучение живописью. Детали также далеко не главное в постановке, прежде всего, должна интересовать цветовая масса и форма.
Натюрморт – это не случайный набор предметов или копирование с натуры. Именно через натюрморт познается красочный мир предметов и пространства во всем его многообразии. И мои первые задания опираются на эти логарифмы.
В первых работах ставятся простые задачи: скомпоновать предметы на формате и написать постановку, передав объем предметов с учетом освещения в ахроматической гамме.
Рис.1 рис.2 рис.3
На представленных работах два варианта данного задания. Вариант на рисунке 2 натюрморт на тональные отношения – гризайль. Вариант на рисунке 1 и 3 можно сделать отдельным заданием. Задачи здесь ставятся не такие и простые – тональные отношения, передача формы и объема при помощи пикселей.
В следующем задание задачи ставятся в последовательности от простого к сложному, развивается глазомер, чувство пятна, целостность видения.
Следующее задание – это передача объема и пространства связана воздушной перспективой, светотеневой моделировкой, использованием тональных градаций и пространственных качеств теплых и холодных цветов.
Задачи, поставленные перед учащимся, дают возможность овладеть цветом не только как изобразительным средством, (к чему приводит изучение в основном его живописных свойств, присущее обучению художников и ориентирующееся только на принципы натурной академической живописи), но и как мощным средством формообразования и пространственной организации объектов.
Знание основ цветоведения заложены в другом задании для учащихся.
Здесь внимание уделяется расширению кругозора, обогащению творческого опыта, мыслительной активности, а также познанию графических и живописных знаний и умений, формирование и развитие художественных способностей на основе познания ранее приобретенных навыков.
Для того чтобы снять какую-то монотонность в заданиях можно предложить учащимся немного раскрепоститься и попробовать приемы техник, например, «мастихин».
Особое внимание уделяется развитию творческой интуиции, чувству стиля. Детское творчество является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем. Традиционная методика академической живописи с ее основными задачами, оставаясь важным и необходимым этапом, оказывается здесь недостаточной и требует интерпретаций, ориентирующих на профиль будущей профессиональной деятельности. Правила построения и компоновки на формате определяет степень успешности работы, как в учебной постановке, так и в творческой.
Композиция имеет свои закономерности – выбор формата, распределение основных масс, ритмический строй предметов. Композиция натюрморта может решаться по-разному, в зависимости от поставленной задачи: конкретной учебно-методической или творческой. Необходимое условие построения натюрморта является его композиционная целостность и цветовое единство. В противном случае получается дробно. Непременным условием обучения, равно как и задачей композиционной подготовки, является развитие аналитического и ассоциативного мышления. Элементы композиции прорабатываются на занятиях, а потом уже дублируются на занятиях по живописи.
Вариант 1 – это архитектурный коллаж из цветной бумаги, журналов.
Задается определенная тематика, связанная с архитектурой или архитектурными элементами, и выполняется работа – коллаж. Схема заданий строится на смысловой, жанровой и технологической связи одного задания с другим, с постепенным усложнением и расширением представлений о возможностях применения цвета, разнообразии техник и приемов, а также с повышением требований к мастерству исполнения и к увеличению доли творческого вклада учащихся в работу.
Вариант 2 –это живописный коллаж из журналов.
У нас многие задания связаны с объёмом, т.к. дети занимаются макетированием в архитектурной школе и должны владеть навыком работы с бумагой. Поэтому вводиться и такая тема как натюрморт в объёме из цветной бумаги или цветной натюрморт в объёме.
Дети учатся на занятиях владеть линией, штрихом, тоном, цветом не просто как изобразительными средствами, но как средствами художественной, эмоциональной, образной выразительности. Художественный аспект деятельности дизайнера, архитектора предполагает знание законов художественного творчества и профессионального владения ими. Познание их – другая сторона обучения живописи. Будущий дизайнер или архитектор должен обладать уверенным чувством формы, умением организовать ее с помощью цветовых отношений, варьировать в соответствии с решаемой задачей. Творческий потенциал детей и их фантазия неисчерпаемы. И подтверждение этому мы наблюдаем в следующем задании – творческая постановка.
Список источников:
- Бадян В.Е., Денисенко В.И. Живопись – М.: Академический проект,2011
- Барышников В.Л. Живопись. Теоретические основы – М.: Архитектура, 2010
- Волков Н. Н. Цвет в живописи – М.: Искусство, 1977
- Панксенов Г.И. Живопись. Форма, цвет, изображение – М.: Академия,2008
- Шашков Ю.П. Живопись и ее средства – М.: Академический проект, 2010
- Штаничев Н.С., Денисенко В.И. Живопись – М.: Академический проект, 2009