Евдокимова Наталья Владимировна
методист
МБУДО ЦДТ «Танкодром» Советского района г. Казани, Республика Татарстан
В современном мире в системе образования и воспитания растёт интерес к изучению иностранных языков. Наибольшую популярность среди иностранных языков имеет английский язык, что вполне логично, так как он является международным. Изучение английского языка открывает карьерные и многие другие возможности перед молодыми людьми. Помимо этого, изучение иностранного языка благоприятствует общему речевому развитию, развитию памяти, расширению кругозора и воспитанию. В современном мире изучение английского языка помогает формированию интеллекта ребёнка и развитию его способностей. Также, с помощью иностранного языка, ребёнок учится общению с другими людьми.
Учащиеся младшего школьного возраста начинают изучать английский с энтузиазмом, вначале у них есть хорошая мотивация, детям увлекательно слушать, как говорят на другом языке, и самим общаться на нём. Дети хотят научиться писать и излагать свои мысли. И в задачу педагога дополнительного образования входит поддержать и развить этот интерес к иностранному языку.
Однако, есть несколько проблем, с которыми приходится сталкиваться педагогу в работе с учащимися младшего школьного возраста. Учёные чаще всего выделяют следующие качества, присущие детям до 10 лет:
- плохая концентрация внимания;
- склонность к кинестетическим формам работы;
- предпочтение изучать не частное, а целое;
- концентрация внимания происходит здесь и сейчас;
- понимание ситуации опережает понимание использования иностранного языка;
- отсутствие сдерживающих факторов в речи;
- механическая память преобладает над логической;
- быстрое запоминание сопровождается быстрым забыванием;
- отсутствие страха сделать ошибки и готовность работы над ними
Что же делать в этом случае? Можно дать следующие советы в обучении английскому языку учащихся младшего школьного возраста:
1. Синхронизируйте то, что вы преподаете, с тем, что они уже знают на родном языке; не используйте иностранный язык, как основу преподавания новых понятий.
2. Говорите по-английски так много, как только возможно, чтобы учащиеся слышали чужой язык весь урок. Это даст возможность начать понимать другой язык.
3. Используйте русский язык только по необходимости. Например, чтобы объяснить правила игры или задание.
4. Необходимо строить обучение иностранному языку как обучение деятельности — простейшему общению на иностранном языке с помощью игры, предметно-практических действий.
5. Начинайте работу с простого словарного запаса: только слова, не предложения.
6. Позволяйте детям отвечать на их родном языке, затем повторяйте то же на английском.
7. Постепенно вводите фразы и предложения. Убедитесь в том, что дети понимают язык.
8. Используйте разные игры, вовлекайте в них учащихся, чтобы это стало развлечением.
9. Используйте язык жестов, мимику и визуальные картинки. Не прибегайте к мгновенному переводу.
10. Используйте как можно больше наглядных пособий. Чем их больше, тем учащимся легче понимать новую лексику.
11. Сделайте ваши уроки интересными. Главное, чтобы учащиеся не скучали на уроках.
12. Используйте песни. Дети с их помощью изучают слова, грамматику и особенности языка.
13. Используйте короткие действия, чтобы сохранить внимание детей.
14. Используйте различные действия, чтобы изменить ритм урока, удержать внимание учащихся.
15. Заканчивайте урок пассивной деятельностью, чтобы успокоить детей и настроить их на следующий урок.
Оценивая работу учащегося, педагог дополнительного образования должен выделить хорошие моменты в его речевых навыках и умениях и далее сделать замечания, озвучить способы устранения пробелов. Для повышения эффективности процесса обучения иностранному языку учащихся младшего школьного возраста предпочтительно брать за основу личностно-гуманный подход.
Изучение иностранного языка – двусторонний процесс. Он включает в себя обучающую деятельность педагога и учебную деятельность учащегося, направленную на овладение языком. Начальный этап играет важную роль в обучении иностранному языку, ведь от него зависит, как ребёнок овладеет предметом на последующих этапах.
Только совместными усилиями семьи и педагога в учреждении дополнительного образования возможно заинтересовать детей изучением иностранных языков, развить неподдельный интерес и любовь к новому языку и преодолеть различные трудности на этом не лёгком, но увлекательном пути. Только вместе – родители, педагоги, психологи, логопеды – откроют двери детям в мир нового языка.
Список литературы
Маслыко Е. А., Бабинская П. К. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие, 9-е издание, стереотипное. – Минск: Вышэйшая школа, 2004. – 530 с.
Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 240 с.
Леонтьев А.И. Раннее обучение иностранным языкам. // Русский язык за рубежом,1986. – № 5.
Никитенко З. Н. Материалы курса «Специфика обучения английскому языку в начальной школе»: лекции 1-4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 56 с.
Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. – М.: Рус. Яз., 1989. – 276 с.
Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.
L Cooper F. Fun English for Kids. How to teach English to very young children FEISA, Casilla 1124, Asunción, Paraguay: 2007. – 38 с.
Goodwyn A., Branson J. Teaching English. A handbook for primary and secondary school teachers. London and New York: RoutledgeFalmer, 2005. – 197 с.