Шарипова Зинфира Ильмировна,
Матвеева Ляйсан Рифовна
преподаватели по классу фортепиано
МБУДО «Детская музыкальная школа №22»,
МБУДО «Детская музыкальная школа №21»
г. Казань, Республика Татарстан
Аннотация
Вопрос внедрения цифровизации в образование очень актуален в современном мире. Мнения многих специалистов расходятся. Мы выделили положительное и отрицательное влияние цифровизации на уроках фортепиано в детских музыкальных школах. В результате работы мы пришли к мнению, что цифровая образовательная среда — это информационные системы в совокупности, предназначенные для обеспечения различных задач процесса дополнительного музыкального образования. Современные технологии помогают усовершенствовать педагогический процесс, если правильно их применять. Нужно стремиться формировать культуру использования цифровых возможностей для дальнейшего успеха в развитии личности и профессиональном становлении будущего музыканта.
В современных музыкальных школах и школах искусств очень часто можно встретить цифровые фортепиано. Наша музыкальная школа не стала исключением, и в ее кабинетах появились цифровые электронные инструменты casio cdp 130.
У многих музыкантов, которых воспитывали в духе лучших традиций русской фортепианной школы, наличие цифрового инструмента вызывало и вызывает удивление, недоумение и даже отрицание. Зададимся вопросом – возможно ли использовать цифровой инструмент в обучении игре на фортепиано? С.Л. Самарцева, доцент кафедры инструментального исполнительства Поволжской государственной социально-гуманитарной академии считает, что «пение, извлечение звука, окрашенного в различные тембральные, динамические оттенки, на электронных инструментах затруднительно… С легкостью нажимая клавишу электропианино, ученик, независимо от своих движений, получает готовый звук» [4, с. 93].
Акустическое классическое фортепиано действительно лучше и имеет большую ценность, благодаря своим тембровым качествам, певучести, особенностям извлечения звука и т.д. И, тем не менее, ребенка можно обучить игре на фортепиано с помощью цифрового инструмента. И даже нужно. Цифровые технологии дают современным детям возможность выйти в особый мир, где можно исследовать и почувствовать то, что невозможно сделать на акустических роялях.
Несмотря на то, что в дополнительном образовании наработан определенный методический материал для обучения игры на фортепиано, практика показывает, что проблема развития образовательной среды в дополнительном образовании по-прежнему является актуальной и требует дальнейшей разработки. Многие современные педагоги пытаются улучшить наработанную методическую базу, подстроить ее под современный мир, под современных детей, под их запросы.
Итак, рассмотрим плюсы и минусы цифрового фортепиано.
Плюсы:
- Компактность:
- Переносной или полнокорпусный вариант, намного легче акустического;
- Регулируемая громкость:
- Есть возможность заниматься в наушниках;
- Имеет дополнительные функции:
- Переключение тембров — клавесин, орган, вибрафон, струнные, электропианино;
- Есть возможность услышать со стороны свою игру, записав ее;
- Транспонирование тональности одним нажатием;
- Не понадобится дорогое обслуживание:
- Всегда держит строй, не нужно вызывать настройщика каждые полгода;
- Наличие встроенного метронома;
- Связь с цифровыми гаджетами:
- С помощью специального приложения в телефоне или ноутбуке можно разучивать произведения самостоятельно, в режиме онлайн, записывать, транспонировать, стирать, соединять, синтезировать и т.д.
Минусы:
- Звук цифрового инструмента не «дотягивает» до акустического фортепиано. Но ведь и «Сюита» не «Стейнвей». Чтобы был настоящий звук, нужны старинные образцы фортепиано, то, что продают сейчас – это копии, пародии, их звук не сравнится с качественным немецким инструментом;
- Стоимость. Цена приличного цифрового фортепиано начинается от 50 т.р.;
- Электроэнергия. При отсутствии дома или в классе электроэнергии, на пианино позаниматься не удастся;
- Отсутствие левой педали (на самых простых моделях). Нет возможности приглушить звук с помощью педали, не всегда есть возможность повернуть регулятор громкости во время исполнения произведения.
Наличие цифрового фортепиано в классе, равно как и отсутствие акустического инструмента, дает основание и повод заниматься именно на цифровом. Современные цифровые инструменты имеют специальные механизмы, имитирующие натуральные клавиши. Дети большей частью разницы между акустическим фортепиано и цифровым совсем не замечают. С удовольствием играют на электронных пианино гаммы, этюды, чувствуют каждую клавишу, слышат каждую ошибку, играют «глубоко» и «поверхностно», «стаккато» и «легато», «форте» и «пиано». Цифровой инструмент достойно справляется с задачами акустического фортепиано.
После разучивания программы дети под руководством педагога приступают к поискам тембровых красок в произведениях. Все ребята с удовольствием играют свои полифонические произведения на «клавесине», на «органе», внимательно слушают каждый звук, каждый «голос». Это дает им возможность приблизить свое исполнение к оригинальному звучанию инструмента, для которого и были сочинены эти великие произведения. В виртуозных пьесах часто используется «вибрафон», который помогает лучше услышать стаккато и четкость звуков в мелодии. А для кантилены обычно переключаются на тембры «струнных» или «джаз-орга́на», где можно тоньше почувствовать legato и певучесть. Но экзамены и зачеты, конечно же, дети сдают на «grand piano 1», что важно для них, классических музыкантов. После таких «тембровых экспериментов», дети намного лучше понимают и слышат те произведения, которые исполняют.
Таким образом, у детей развивается музыкальный и тембровый слух, совершенствуются образно-слуховые представления, оттачиваются игровые движения, развивается творческая фантазия, воображение, формируется культура звукоизвлечения.
Цифровая образовательная среда — это информационные системы в совокупности, предназначенные для обеспечения различных задач процесса дополнительного музыкального образования. Современные технологии помогают усовершенствовать педагогический процесс, если правильно их применять. Нужно стремиться формировать культуру использования цифровых возможностей для дальнейшего успеха в развитии личности и профессиональном становлении будущего музыканта.
Список литературы
- Исаева, Е. О. Особенности современного обучения игре на фортепиано [Электронный ресурс] / Е. О. Исаева. — Режим доступа: http://aneks.spb.ru/index.php/publikacii/22-2012-01-11-22-06-35/221–q-q (Дата обращения 22.01.2019).
- Какое пианино выбрать: цифровое или акустическое? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://pianolovers.ru/posts/kakoe-pianino-vybrat-cifrovoe-ili-akusticeskoe
- Мальгин, В. Е. Образовательная среда учреждения дополнительного образования детей в условиях закрытого административно-территориального образования / В. Е. Мальгин // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 787–789 (Дата обращения 19.01.2019).
- Самарцева, С. Л. Обучение игре — на фортепиано или электронном пианино? / С. Л. Самарцева // Поволжский педагогический вестник. —2015. — №1 (6). — С.92–95.