Ситдикова Резеда Азатовна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №48 «Винни-Пух»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира детей…”
Б. М. Теплов
Театр, как известно, любят и дети, и взрослые. Его возможности многообразны, а сила воздействия велика. Детство – это радость, игра. Театр – волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир.
27 марта – день театра. Приобщение ребенка к миру театра очень важно для всестороннего развития ребенка. И поэтому в нашем детском саду вот уже второй год подряд стало доброй традицией накануне этого праздника проводить «Театральную неделю». Каждая группа выбирает одно произведение из программного материала и показывает спектакль для приглашенных гостей (родители, бабушки и дедушки, воспитанники других групп, сотрудники детского сада и т.д.). Дети с удовольствием перевоплощаются в героев сказок, с нетерпением и радостью ждут дня премьеры. Зрители в полном восторге остаются от представлений, который приготовили их дети, внуки, выражают свою благодарность бурными аплодисментами, а у некоторых наворачиваются и слезы на глазах.
Дети русских групп показывают хорошее знание татарского языка при постановке спектаклей на татарском языке. Например, таких как «Тәрәмкәй», «Йомры икмәк». Без театрализованной деятельности сложно научить детей говорить на татарском языке. Она настолько активизирует детей, что у ребенка автоматически включается память, он запоминает все. Играя роль, ребенок хочет изобразить свой персонаж, поэтому внимание переключается на сам образ, и проще идет запоминание в татарской речи. После таких представлений повышаются знания детей. Дети, играющие основные роли, очень «вырастают», поэтому сочиняем и маленькие роли для более застенчивых детей. Они дают возможность ребенку догнать своих товарищей.
В чудесный мир театра ребенка погружаем мы взрослые и от наших желаний, знаний и мастерства многое зависит. Поэтому не остаются в стороне и сами воспитатели и младшие воспитатели, которые также перевоплощаются в персонажей спектакля (Пчелка, Мойдодыр, Одеяло, Марья-рассказчица и т.д.).
Особая роль отводится работе с родителями. А совместная творческая деятельность детей и взрослых всегда эффективна. Поэтому и родителей воспитанников привлекаем к участию в театрализованных праздников, причем в качестве не только зрителей, но и исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. Это помогает им лучше узнать своего ребенка, особенности его характера, темперамента, возможности.
И наша группа не осталась в стороне. В этом году мы показали спектакль «Мойдодыр» по произведению К.И.Чуковского. Сказка учит детей быть аккуратными и соблюдать правила личной гигиены. Подготовка к театру вылилась в целый проект, который мы связали с днем здоровья (7 апреля – день здоровья). Для родителей были разработаны консультации по теме: «Если хочешь быть здоров!». Дети нашей группы рисовали рисунки на тему: «Чистота – залог здоровья». Совместно с родителями выпустили газету «Банный день». Провели родительское собрание и мастер-класс «Опыты с моющими средствами».
Тeaтр — oдин из сaмых дoступных видoв искусствa для дeтeй, пoмoгающий рeшить мнoгие aктуальные прoблeмы пeдагoгики и психoлoгии. О значении театра в воспитании детей предварительно беседуем с родителями на консультациях, родительских собраниях и круглых столах. А также воспитатели могут посоветовать родителям посетить с ребенком тот или иной спектакль, потом сделать иллюстрации и поделиться об увиденном, о своих эмоциях и переживаниях в детском саду.
Театрализованная деятельность развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Чем чаще дети выступают на публике, тем увереннее они становятся. А ещё, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается взаимовыручка, интуиция, смекалка и изобретательность, вырабатывается способность к импровизации.
В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, не хватает сказки – чуда, ощущения беззаботного детства, и это может дать театр. Театрализованную деятельность сопровождает атмосфера праздника, которая своей торжественностью и красотой делает жизнь ребенка ярче и вносит в неё разнообразие и радость.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.
Очень важным для ребенка является коллективный характер театрализованной деятельности. Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их социального развития.
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей.
Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений. Кроме того, театральные игры с успехом используются на занятиях по чтению художественной литературы (инсценировка художественных произведений, знакомство с литературными произведениями, заучивание стихотворений).
Работа воспитателя в ДОУ строится в тесном сотрудничестве с музыкальным руководителем. Успешность и результативность театральных занятий зависят, прежде всего, от музыкальных занятий. Поскольку без развития музыкальных способностей, без умения ритмично и выразительно двигаться, без определенных навыков добиться значительных результатов в театральном творчестве невозможно.
Совместно с инструктором по физической культуре разрабатываются сценарии физкультурных праздников и досугов.
На совместных с психологом занятиях проводятся различные игры и упражнения, направленные на сплочение детского коллектива, раскрепощение стеснительных и замкнутых детей.
Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей.