Резчикова Лариса Викторовна,
Петухова Марина Владимировна
учитель-логопед высшей квалификационной категории,
воспитатель высшей квалификационной категории ,
МБДОУ № 37 «Детский сад компенсирующего вида «Сказка»,
г. Альметьевск», Республика Татарстан
по проблеме: «Приобщение дошкольников к социокультурным нормам и традициям семьи, общества, государства»
Цель: Расширять представления детей об истории семьи в контексте истории и традиций родного края. Продолжать развивать познавательный интерес к искусству родного края.
Задачи:
- Закрепить представления о традициях татарского быта.
- Закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей, об одном из видов искусства (декоративно-прикладном искусстве – вышивке).
- Воспитывать интерес к составлению элементов татарских орнаментов.
- Развивать ручные умения, чувство формы, глазомер и цветоощущение
- Развивать нравственные чувства (патриотизм), воспитывать любовь к малой Родине.
Методы и приемы:
беседа, вопросы к детям, загадки, показ способов работы, совместная деятельность детей и родителей
Демонстрационный материал:
– изделия татарского народа;
-образцы полотенец,
-символика и значение элементов в татарском орнаменте
Раздаточный материал:
– белые полотенца
– основные элементы татарского орнамента
– самоклеящийся фетр
– ножницы, простые карандаши.
Предварительная работа: посещение выставки, изготовление семейного древа, рассматривание презентаций «Символика в татарском орнаменте», «Вышивка-народный вид искусства», продуктивная деятельность-вышивание тюльпана.
Ход:
Логопед: Здравствуйте гости дорогие. Проходите в избу, милости прошу. Добрый гость всегда в пору. Рассаживайтесь поудобнее, посидим, о том, о сем поговорим. Расскажу – ка я вам как в старые, добрые времена был обычай такой у людей: осенью, как заканчивались полевые работы, собран урожай, хлеб в закрома засыпан – коротали люди долгие зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Как вы думаете, чем же могли заниматься девушки, женщины на таких посиделках?
Дети: шили, вязали, вышивали
Логопед: А вы знаете как называлась работа руками?
Дети: рукоделие.
Логопед: Кто знает, как называли людей, которые делали красивые вещи?
Дети: мастерицы с золотыми руками, рукодельницы.
Логопед: Каждый человек должен был трудиться. Как говориться в пословице «От скуки бери дело в руки». А вы знаете пословицы и поговорки о труде? (2-3 ответа).
Логопед: Дети, вы, что научились делать своими руками, используя нитки и иголку?
Дети: вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, вышивать
Логопед: Сегодня мы с вами будем заниматься рукоделием.
Воспитатель: Вышивает женщина узоры
По старинным образцам из книги.
Оживают под иглой просторы –
Всех национальных красок блики.
Вышивка – популярный и любимый в народе вид рукоделия. Сегодня на выставке вы выдели много красивых изделий. Их с любовью сделали руки взрослых. Сколько терпения, труда и вкуса нужно было иметь, чтобы создавать такую красоту. Что вам запомнилось? (Ответы детей).
Воспитатель: Камиле очень понравилось полотенце. А знаете, что полотенце – это важный атрибут в жизни людей?
Дети: Полотенце играло важную роль в жизни человека. Рождался человек – новорожденного обтирали специальным для этого случая полотенцем, полотенце преподносили в качестве подарка, на сабантуй, например. И, конечно же, служили украшением жилища.
Воспитатель: Посмотрим, что вышивали умелые руки на этих полотенцах. Какие узоры подбирали.
Дети: Это были цветы, листья, травки.
Воспитатель: Узоры для своих вышивок народные рукодельницы подсматривали у природы. Очень популярен был узор из растений. Каждый элемент орнамента имеет свое название и имеет свой смысл. Сейчас загадаю загадки, а вы догадайтесь, о каком элементе татарского орнамента идет речь.
Символ мужчины, символ возрождения, олицетворяет стремление к великим достижениям – тюльпан
Символ женщины, нежности, красоты – роза
Символ здоровья и благополучия – шиповник
Символ долголетия – астра
Символ счастья – гвоздика
Воспитатель: А какие цвета использовали мастерицы?
Дети: Белый, желтый, синий, красный, коричневый, фиолетовый
Воспитатель: Зеленый цвет символизирует гармонию, молодость, единение с природой. Белый цвет традиционно ассоциируется с чистотой. Желтый олицетворяет собой свет (по аналогии с солнцем), богатую, безбедную жизнь Синий или голубой часто олицетворяет собой образы красоты, счастья, мечты, богатого внутреннего мира. Употребление красного цвета часто связано с сильными личностями, эмоциями, любовью. Часто использовались также коричневый, фиолетовый цвета.
Часто вышивка могла рассказать о семье рукодельницы. Цветок красивый с бутонами и корнями — символ крепкой семьи. Корни — бабушка и дедушка. Цветы — родители, бутоны – дети.
Логопед: В крепкой семье уважают стариков, берегут родителей, любят детей. Вот сегодня предлагаю вам рассказать о своей семье с помощью элементов татарского орнамента.
Как считаете, сложно правильно вышивать? Но я уверена, что вы справитесь! Тем более мамы и бабушки вам с удовольствием помогут и ваш рассказ о своей семье получится интересным и неповторимым, так как он будет изображен на полотенцах.
Воспитатель: Перед вами лежат совершенно белые полотенца. А вот вышивку мы будем делать не нитками, а наклеивать узоры из фетра. Можете соединять разные элементы, подходящие по смыслу вашему рассказу о своей семье. Не забудьте подобрать элемент, олицетворяющий пожелание своей семье.
Воспитатель: Желаю всем успехов в работе!
(Практическая работа детей и родителей.)
Логопед: замечательные получились полотенца! Очень хочется послушать, о чем расскажут ваши орнаменты.
(Рассказы родителей и детей)
Воспитатель: молодцы ребята и взрослые!
Вышивки татарской красотою
Восхищается страна не зря.
А с какой любовью, теплотой,
Свет и радость нам несет она.
Подготовили и провели:
Петухова Марина Владимировна – воспитатель, высшей квалификационной категории
Резчикова Лариса Викторовна – учитель-логопед, высшей квалификационной категории
МБДОУ № 37 «Детский сад компенсирующего вида «Сказка» город Альметьевск», Республика Татарстан
Цветок красивый с бутонами и корнями — символ крепкой семьи.
Корни — бабушка и дедушка. Цветы — родители,
Бутоны – дети.
В крепкой семье уважают стариков, берегут родителей, любят детей.