Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Задачи:
Развивающие задачи:
1. Развивать речь, умение делать выводы, развернутые высказывания на основе проведенной познавательно-исследовательской деятельности;
2. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;
3.Развивать творческую любознательность, активность в изготовление декоративных предметов.
4. Обогащать словарный запас
Образовательные:
1. Закрепить понятие «соль», «свойства соли», продолжать формировать представление о свойствах соли;
2. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества;
3. Приобретают умения в изготовление простой соли в декоративных целях.
Воспитательные:
- Продолжать формировать дружеские взаимоотношения, активность, ответственность, дружелюбие;
- Целеустремлённость, навыки сотрудничества с детьми и взрослыми;
- Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.
Предполагаемый результат: дети приобретут опыт:
– в познавательно-исследовательской деятельности;
– в доброжелательном и активном взаимодействии педагога и сверстников в процессе проведения познавательно-исследовательской деятельности.
Используемые виды деятельности: познавательно – исследовательская, проектно – коммуникативная, игровая.
Словарная работа: пассивный: учёные-исследователи, коллеги, декорирование, вещество; активный словарь: соль.
Оборудование: соль, стаканы с водой, ложечки, лупы, цветная соль, баночки для декорирования, платочки по количеству детей, увеличительные стекла и воронки по количеству детей, клеенки на каждый стол, салфетки, подносы, шапочки на каждого ребенка, видеофильм.
Ход
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Зовут меня Гульназ Халиловна. А как вы думаете, почему я в белом халате? Кто носит белый халат? Ответы детей……(ученые)
Правильно. И мы сегодня с вами будем юными учеными.
Ребята, представьте, что наш музыкальный зал превратилась в научную лабораторию, в которой проводят интересные опыты и эксперименты. А вот какое вещество мы будем изучать, и исследовать мы узнаем из пословиц и поговорок. Слушаем внимательно!
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно
Всем угодишь – себе насолишь.
Недосол на столе, а пересол на спине.
Речь без пословицы – все равно, что еда без соли.
Рассыпал соль-быть беде.
Ответы детей …..(соль)
Правильно сегодня мы будем проводить эксперименты с солью.
Воспитатель: Ребята, а скажите мне, нужна ли людям соль? (Ответы детей).
-Как вы думаете, где ее можно использовать? (Ответы детей).
Воспитатель дополняет ответы детей.
Воспитатель: Чтобы узнать как добывают соль мы с вами посмотрим фильм.
Просмотр фильма.
Кто мне сможет ответить на вопросы где добывают соль? Каким способом? Для чего она нужна? (Ответы детей)
Вывод: Соль необходима для жизни и здоровья человека, её используют для приготовления пищи.
Гимнастику для глаз.
Воспитатель: Сейчас мы пройдем в нашу лабораторию, но мы должны с вами вспомнить правила безопасности – при работе в научной лаборатории с солью. Какие правила безопасности вы знаете?: (Ответы детей).
Воспитатель: 1. не пробовать на вкус,
2. не трогать руками глаза,
3. не толкать соседа во время работы,
4. сначала посмотри, а потом повтори.
Проходите за столы садитесь. Напоминаем детям про осанку. Предлагаем одеть спец. одежду – шапочки. Еще раз уточняем, с каким веществом сегодня будем работать.
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Воспитатель: Взяли тарелку синего цвета поставили перед собой. Что вы видите на ней?
Дети: Соль
Рассмотрим её внимательно.
Какого она цвета? (Ответы детей).
Что вы можете сказать о её внешнем виде? (Ответы детей-соль похожа на порошок…сахар…..)?
– А сейчас мы рассмотрим ее поближе, для этого нам понадобиться лупа. У лупы есть увеличительное стекло, оно то нам и поможет разглядеть каждую крупинку соли. Лупу берем в правую руку и поднесем ее увеличительным стеклом к соли. При этом помним, ребята, спина у нас прямая голову сильно низко не наклоняем.
– Что же вы увидели через увеличительное стекло? (соль состоит из белых кристаллов)
Ребята, какой мы можем сделать с вами вывод?
Вывод: соль белого цвета, состоит из маленьких кристаллов.
Воспитатель: И так, соль состоит из маленьких кристаллов. Замечательно. А теперь продолжим изучать свойства соли. Про соль говорят: «В воде родится, а воды боится».
А так ли это, действительно ли соль боится воды, сейчас мы докажем.
Опыт № 2: «Соль растворяется в воде».
Воспитатель: для этого опыта нам понадобиться:
– стакан с водой,
– соль, она у вас на столе посередине
– ложка.
Поставьте стакан с водой перед собой. Ложкой мы будем медленно и аккуратно насыпать соль в стакан с водой. Ребята посмотрите внимательно, соль пересыпается крупинка за крупинкой в воду. Значит она какая? (Сыпучая)
Правильно еще одно из свойств соли – она сыпучая.
Теперь перемешайте ложкой в стакане соль. Что стало с солью при взаимодействии с водой?
(Она исчезла, растворилась)
Воспитатель: Значит, какой можно сделать вывод?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, какие свойства соли мы узнали, проделав с вами опыты. (Ответы детей)
Воспитатель: Что соль белого цвета, кристаллическая, сыпучая и взаимодействуя с водой соль растворяется. Отлично.
Воспитатель: Как вы думаете, может ли соль быть, например желтого, красного или синего?
(Ответы детей)
Воспитатель: Конечно же, в природе ее цветной нет, но ее можно окрасить самим. А в современном мире люди научились крашеной солью декорировать картины, стены дома, комнаты. На ваших столах стоит поднос, уберите аккуратно салфетку и положите ее на синюю тарелку, чтоб она нам не мешала. Что вы видите сейчас перед собой? (баночки с цветной солью).
В главной лаборатории для каждого из нас уже подготовили образцы, частично заполненные волшебной солью с добавление капельки волшебства. Это «Баночки хорошего настроения». Рассмотрите их внимательно что соль в них разного цвета.
И мы с вами постараемся так же красиво наполнить наши баночки доверху. Для этого нам понадобиться воронка и сухая ложка.
Давайте вспомним одно из правил работы в лаборатории: сначала посмотри, а только потом повтори.
Ложка, чтоб у нас была сухая, аккуратно протрем ее бумажными салфетками, которые лежат у вас на столах. Затем, также, аккуратно не наклоняя и не опрокидывая, откроем каждый свою баночку и поставим перед собой.
А теперь все посмотрите на меня, я покажу вам, как надо правильно заполнять наши «Баночки хорошего настроения». Воронку поставим в горлышко, и аккуратно наполняя ложку солью любого цвета через воронку насыпаем соль в банку. Цвета вы будете чередовать каждый на свой вкус. Для того чтоб получился красивый рисунок воронку необходимо наклонять в разные стороны при каждом цвете. Следите затем, чтобы ваши цвета не сливались, красиво сочетались. (Дети вместе с воспитателем делают цветные баночки).
После заполнения баночки все закрывают. И педагог приглашает всех в центр зала и просит показать получившиеся «Баночки хорошего настроения».
Воспитатель: Ребята как вы думаете, вы все справились с заданиями? (Ответы детей). Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей)
Воспитатель: Кому было сложно? Что было сложно? (Ответы детей)
Воспитатель: Спасибо ребята. Мне было приятно с вами работать. До новых встреч.