Бикмуллина Флюся Тимергалиевна
Салихова Флюра Тимергалиевна
учителя математики
МБОУ Пелевская СОШ Лаишевского муниципального района РТ,
МБОУ «Лицей №159 имени С.Х.Загидуллиной»
Советского района г. Казани РТ
«Здоровье не все, но все без здоровья – ничто». Сократ.
Здоровье всегда считалось самым высоким ценным, основой активного творческого творчества, благополучия, счастья и счастья человека. В современных условиях оно становится условием жизни. Одно из современных определений здоровья дается, как способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни. Чтобы вы комфортно себя чувствовали, предлагаю поприветствовать друг друга на разных языках. Раздаем несколько плакатов с приветствием, кто получил карту, всех приветствует громко, положительно, не забыв называть на какой язык приветствие и хором отвечать на тот же язык. Начинаю на русском языке: Здравствуй! Исәнмесез!(Татарский). Нихао! (Китай). Гомар Джоба! (Грузия). Хэллоу! (Англия). Бонжур! (Франция). Здравей! (Болгария). Салам! (Киргизия). Добрый дзень! (Белоруссия). Гутентаг!(Германия). А если, по мнению ученых, мысль является материальной, то здоровье наше должно расти. Здоровое состояние населения является важным показателем благополучия государства и общества. И значит, прежде всего, приоритетная задача общества – здоровье и образование подрастающих поколений. Современные учебные процессы сопровождаются некоторыми ограничениями двигательной деятельности учащихся, большим объемом изученного материала, а также количеством времени, которое обучающиеся проводят на компьютере. Это влечет за собой снижение работоспособности детей, их быстрого утомления, снижение адаптационных возможностей учащихся. Все это могло нарушить здоровье детей, снизить зрение, ухудшить осанку, переутомлять. Современное поколение студентов, как школы, так и другие учебные заведения, к сожалению, не отличается от крепкого здоровья еще до того, как они попали в школу. Таким образом, перед учителями стоит важная задача – сохранить и укрепить здоровье учащихся. Чтобы решить эту задачу, нужно создать комфортные условия для работы на уроках каждому ребенку, использовать педагогические техники, методы и технологии, не нанося прямого или косвенного вреда здоровью детей. Создание такой организации образовательной деятельности, в которой устраняется проблема перегрузок, сохраняется рабочая способность, присутствует положительное эмоциональное настроение на занятии. Нам кажется, главное понимать значимость проблемы и уметь применять здоровьесберегающие технологий на практике, цель которых – обеспечить школьникам возможность сохранить здоровье в течение учебного периода, профилактику переутомления учащихся.
Цель оздоровительных технологий – сберегать здоровье учащихся от отрицательных факторов в образовательном окружении, обеспечить школьникам возможность сохранить здоровье в школьном периоде, способствовать воспитанию у школьников культуры здорового образа жизни, формированию необходимых упражнений для здорового образа жизни и применению полученного знания в повседневном применении. Технологии должны соответствовать принципам здоровья: постоянства и непрерывности, ответственности, активности. Использование на уроках математики технологии здоровья предполагают, что преподаватель своими поступками не вредит здоровью учеников, то есть после занятий ученики не оставляют частичку здоровья. Доброжелательная, терпимая, деликатная, юмористическая, взаимная уважительная и заинтересованная сторона – это незаменимый помощник. Математика является одним из главных предметов школы. Что касается обучения математики, то на состояния здоровья детей оно существенно влияет. Да и сложности в исследовании предмета нередко являются основными причинами психологического дискомфорта и повышения тревожности у детей, которые приводят к снижению адаптивных способностей организма и, следовательно, к ухудшению качества жизни. На этом занятии обучающимся нужно много писать и поэтому нам учителям следует уделять особое внимание технологиям здоровья. Наш опыт заключается в создании условий для развития успешности учащихся на основе здоровьесберегающих технологий. Ученик может концентрироваться только на интересных, любимых вещах, поэтому его задача – помогать ученику избавиться от усталости, уныния, недовольства. Вот почему я стараюсь, чтобы все уроки были интересными для учеников.
С первых мгновений урока и с приветствия необходимо создать атмосферу доброжелательности и положительного эмоционального настроения, поскольку учащиеся развиты интуитивной способностью уловить эмоциональный настроение учителя, именно потому, что у них развивается интуитивное умение уловить эмоциональный настроение учителя. Первая фраза в начале занятия может звучать разным образом, но постоянно доброжелательна.
Большое значение в предотвращении утомления имеет четкое управление учебным трудом. Не все ученики легко усваивают математику, поэтому нужно делать работу по предотвращению стресса. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более “слабый” ученик чувствует поддержку товарища. Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке такой работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика.
Необходима разрядка, поэтому необходимо устраивать паузы, так называемые физкультминутки, когда дети выполняют несложные упражнения. Правда, порой педагоги неохотно идут на это. Не хочется прерывать насыщенный сложным материалом урок, отвлекаться. Но все же такие паузы — необходимый элемент урока. Но и к ним надо подходить творчески, стараясь всячески разнообразить это мероприятие. Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в общую тему урока.
Мы считаем, что подход к здоровью проявится даже при обращении учителя к ребятам. Мы называем своих учеников только именами, учим не просто основы науки, а справедливости, честности, мужеству, доброте. Нужно использовать похвалу как средство поддержки. Хорошее слово – дождь и засуха. Она порождает веру в свою силу даже у слабых учеников, повышает их волю. Ничто не влияет на атмосферу в школе, самочувствие учащихся так, как настроение педагога. А оно, как известно, бывает самым разным. Никогда не перекладываем свое настроение на детей. Считаем, что урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток. Продумывая домашнее задание, всегда оцениваем, доступно ли оно нашим учащимся, а для этого предлагаем образцы выполнения, карточки-подсказки, опорные схемы, комментируем домашнюю работу. Обязательно оставляем время на просмотр домашнего задания, чтобы учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, а педагог смог на них ответить во время урока и спокойно попрощаться со школьниками.
В урок включаем задачи, непосредственно относящиеся к понятиям знания тела, гигиены тела, правильного питания, здорового образа жизни, безопасного поведения на дороге. Нами сделана подборка задач о вреде курения, которую можно использовать при прохождении темы «Проценты» в 6-м классе.
По опыту работы мы думаем, что оздоровительный подход к развитию успешности учащихся перспективен, поскольку повышается мотивация к исследованию предмета и устойчивый интерес к образовательной деятельности, включая творческую. Исходя из опыта работы, считаем, что здоровьсберегающий подход в развитии успешности учащихся является перспективным, потому что повышается уровень мотивации к изучению предмета, стойкий интерес к познавательной деятельности, в том числе творческой.
По итогам проделанной работы можем сделать следующие выводы: психологическое состояние учителя очень важно при проведении урока. Использованные нами методы, формы и приемы, при которых учащиеся максимально принимают участие в изучении темы, в конкурсах, с учетом их возрастных и индивидуальных способностей, позволяют сохранить здоровье детей и тем самым создать условия для успешной деятельности учащихся.
Список источников:
- Безух К.Е. Культура здоровья школьников. – Волгоград: «Учитель», 2011.
- Москаленко М. Н. Здоровьесберегающие технологии на уроках математики. – М.,2003.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003. –272 с.
Health-saving technologies in math lessons, Health, physical education minute