Яковлева Лилия Ильдусовна
Нурмухаметова Гульфия Замировна
учителя физической культуры
ГБОУ «Нижнекамская школа №18 для детей с ограниченными возможностями здоровья» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, г. Нижнекамск
Здоровое поколение – это одно из главных достижений любой нации. От состояния здоровья человека зависит успех его учебной, реализация потенциальных физических и интеллектуальных способностей, профессиональной и творческой деятельности. Поэтому важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – это величайшая ценность, дарованная человеку самой природой. В настоящее время на государственном уровне приняты целый ряд документов, определяющих направления работы для решения существующих проблем социализации, образования и, конечно же, улучшения качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья.
Одной из главных задач социума является процесс интеграции в общество человека с ограниченными возможностями здоровья. Этот процесс означает предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни, включая и занятия адаптивной физической культурой и спортом, наравне с остальными членами общества в условиях, благоприятных его развитию. Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт являются важнейшим компонентом комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. К тому же, являясь одним из инструментов социализации, помогают создать или восстановить утраченный контакт с окружающим миром, сообществом сверстников, способствуют физическому и психическому совершенствованию этих людей, повысить самооценку собственного «Я».
Проведение физкультурно-массовых мероприятий с участием людей с ограниченными возможностями здоровья, привлечение к участию детского контингента, является на сегодняшний день одним из доступных и востребованных направлений работы по социализации детей с ОВЗ, изменению общественного мнения в отношении людей с ограниченными возможностями и инклюзивному образованию.
«Специальная Олимпиада России» – это общественная благотворительная организация, развивающая спортивные программы для детей-инвалидов с нарушениями интеллекта с целью их реабилитации, интеграции и адаптации в обществе. Это в большей степени праздник движения и равенства. Ведь участники здесь не профессиональные спортсмены, а ребята с особенностями в интеллектуальном развитии.
Соревнования проводятся исключительно с целью адаптации людей с нарушениями интеллектуального развития. Главная их задача – обеспечить условия для ребят, страдающих умственной отсталостью, возможности испытать радость жизни, для демонстрации их способностей и мужества, поделиться своими достижениями, приобретёнными умениями и дружескими чувствами с другими участниками этого движения и обществом в целом, членами своих семей.
Физическая активность и спорт среди детей с ограниченными возможностями, является действенным средством восстановления и профилактики нормальной жизнедеятельности организма, а также способствует приобретению особого уровня физической подготовленности, формирование новых двигательных навыков, умений, и, конечно же, их совершенствование. Адаптивный спорт рассматривается как средство для социальной интеграции людей с ОВЗ в общество, является хорошим стимулом, помогающим восстановлению или вообще установлению контакта с его окружающим миром.
Основной идеей нашего проекта является проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий сучастием детей с ограниченными возможностями здоровья. Для этого мы совместно с МБОУ «СОШ №11» НМР РТ разработали график проведения спортивно-оздоровительного мероприятия в рамках программы «Объединённые школы чемпионов» Специальной Олимпиады.
График проведения спортивно-оздоровительных мероприятий:
№ |
Название мероприятия |
Дата проведения мероприятия |
Место проведения мероприятия |
1 |
Осенний кросс |
Сентябрь |
ГБОУ «Нижнекамская школа №18 для детей с ОВЗ» НМР РТ |
2 |
Соревнования по пионерболу |
Октябрь |
ГБОУ «Нижнекамская школа №18 для детей с ОВЗ» НМР РТ |
3 |
Соревнования по мини-футболу |
Октябрь |
МБОУ «СОШ №11» НМР РТ |
4 |
Соревнования по настольному теннису |
Ноябрь |
ГБОУ «Нижнекамская школа №18 для детей с ОВЗ» НМР РТ |
5 |
Соревнования по армрестлингу |
Декабрь |
ГБОУ «Нижнекамская школа №18 для детей с ОВЗ» НМР РТ |
6 |
Лыжная эстафета |
Январь |
МБОУ «СОШ №11» НМР РТ |
7 |
Соревнования по бадминтону |
Февраль |
МБОУ «СОШ №11» НМР РТ |
8 |
Соревнования по японскому мини-волейболу |
Март |
МБОУ «СОШ №11» НМР РТ |
9 |
Легкоатлетическая эстафета |
Апрель |
Парк «Велики» |
10 |
Мастер-класс на велосипедах |
Май |
Парк «Велики» |
Основной принцип подбора предлагаемых спортивных мероприятий – это их простота и доступность выполнения для всех категорий участников. При выполнении испытаний предполагается возможное выполнение в облегчённых условиях: при помощи взрослого. Главный настрой для ребёнка на этапе – преодоление препятствия, успешность в выполнении задания. Для создания спортивной, соревновательной атмосферы предусмотрено определение абсолютных победителей в каждом виде этих соревнований. Одним из ключевых моментов мероприятий является также привлечение детей к волонтерской деятельности – помощи в сопровождении людей с ограниченными возможностями, в организации музыкальных и игровых пауз, в проведении конкурсных испытаний.
Планируемым результатом и социальным эффектом являются: привлечение детей с ОВЗ к занятиям физической культурой и спортом, формирование необходимых знаний, умений и навыков по ведению здорового образа жизни у всех участников нашего проекта, понимание и принятие особенностей детей с ОВЗ участниками проекта, включение «особых» детей и их семей в общеобразовательную среду.
В рамках Специальной олимпиады с учащимися ГБОУ «Нижнекамской школы№18» НМР РТи МБОУ «СОШ №11» НМР РТ проводятся следующие спортивно-оздоровительные мероприятия:
- ОСЕННИЙ КРОСС:
- СОРЕВНОВАНИЯ ПО ПИОНЕРБОЛУ:
- СОРЕВНОВАНИЯ ПО МИНИ-ФУТБОЛУ:
- СОРЕВНОВАНИЯ ПО НАСТОЛЬНОМУ ТЕННИСУ:
- СОРЕВНОВАНИЯ ПО АРМРЕСТЛИНГУ:
- ЛЫЖНАЯ ЭСТАФЕТА:
- СОРЕВНОВАНИЯ ПО БАДМИНТОНУ:
- СОРЕВНОВАНИЯ ПО ЯПОНСКОМУ МИНИ-ВОЛЕЙБОЛУ:
Проект рассчитан на смешанные занятия и соревнования. Это означает, что со временем люди, принимающие участие в Специальном Олимпийском Движении, при достижении результатов и осознании того, что у нихполучается заниматься спортом, захотят принимать участие в соревнованиях с абсолютно здоровыми людьми, что приведёт к адаптации людей с ограниченной умственной деятельностью. Благодаря этому будущие поколения станут более здоровыми и успешными в жизни. Введение смешанных соревнований является важным аспектом при развитии Специального Олимпийского Движения.
В перспективе планируется дальнейшее сотрудничество с МБОУ «СОШ №11» НМР РТ при проведении Специальной Олимпиады.
Активные физкультурно-спортивные занятия и участие в спортивныхсоревнованиях являются формой так необходимого общения, снимают ощущение изолированности, восстанавливают психическое равновесие, возвращают чувство уверенности и уважения к себе, дают возможность вернуться к активной жизни. Каждый человек, живущий на нашей Земле, не имеет права бездействовать. Они должны бороться, прежде всего, с самим собой и обстоятельствами, в которых они оказываются. Адаптивный спорт замечателен именно тем, что это накал страстей, эмоций, борьбы, где участники стремятся опередить соперников, выиграть, во что бы ни стало.