Суранова Ольга Витальевна
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад №11», г.Лениногорск
Основная предметная область: “Художественно-эстетическое развитие” раздел – музыкальное воспитание. Развитие речи (татарский язык)
Интеграция областей: “Социально-коммуникативное развитие”, “Художественно-эстетическое развитие”, “Познавательное развитие”, “Речевое развитие”, “Физическое развитие”.
Возрастная группа: дети средней группы .
Виды детской деятельности: музыкальная, коммуникативная, игровая, двигательная, конструирование.
Цель: Закрепление пройденного лексического материала по теме “Овощи”, «Счёт», закрепление музыкального репертуара, совершенствование музыкальных умений и навыков.
Задачи:
1. Образовательные:
- Активизация в речи слов, обозначающих предмет, его признак, количество.
2. Развивающие:
- Продолжать развивать связную диалогическую речь, умение подбирать слова по смыслу и общаться на татарском языке со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях.
- Развивать творческие способности. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений.
- Развитие математических представлений.
3. Воспитательные:
- Воспитывать умение внимательно слушать ответы товарищей и интерес к изучению татарского языка.
- Воспитывать любовь и интерес к музыке.
- Воспитывать доброжелательное и заботливое отношение к животным.
Дидактическое обеспечение занятия:
Для музыкального руководителя: фортепиано, проектор, ноутбук, муз.центр.
Для детей: муляжи овощей, интерактивная игра “Монда ничә куян бар”, полумаски Куян, игрушка Би-Ба-бо «Зайчик», корзинка, осенние листья, кубики.
Предварительная работа: создание языковой среды, составление конспекта, разработка интерактивной игры, подбор оборудования и демонстрационного материала, изучение детьми песенно-танцевальных игр: «Поезд» муз.и сл. Р.Гатина, Ф.Батыршина, “Куяннар биюе” Ф.Шәймәрданова , «Чәбәк-чәбәк» муз.и сл. Р.Гатина, Ф.Батыршина, лексического материала, изготовление полумасок «Куян».
Словарная работа: лексико-грамматический материал по теме “Овощи”, «Счёт», «Животные».
Методы: игровые, практические, словесные, наглядные.
Приемы: художественное слово, вопросы к детям, показ педагогом, указания, объяснения, поощрения.
Предполагаемый результат: дети составляют диалоги в пределах изученной лексики, общаются между собой и со взрослыми; активно участвуют на занятии, проявляя интерес и инициативу.
Список использованного программного обеспечения:
- УМК для детей 4-5лет “Татарча сөйләшәбез. Говорим по-татарски”
З. М. Зарипова, Казань 2012.
2. Региональная программа дошкольного образования» Р.К.Шаехова,
Казань 2012.
Структура занятия:
-
- Вводная часть.
Цель: пробудить у детей интерес к предстоящей деятельности, поднять настроение.
- Повторение «вежливых слов».
- Игровая песенка «Поезд» муз.и сл. Р.Гатина, Ф.Батыршина
- Основная часть.
Цель: выполнение поставленных задач.
- музыкальная игра «Собери осенние листочки» («Көзге яфракларны җый»
- Исполнение пляски зайчиков “Куяннар биюе” Ф.Шәймәрданова
- Интерактивная игра “Монда ничә куян бар”
- Использование элемента театральной деятельности, игрушка
би-ба-бо Зайчик.
- Исполнение песни «Чәбәк-чәбәк» муз.и сл.Р.Гатина,Ф.Батыршина.
- Конструирование из из кубиков домика для зайчика.
- Исполнение игровой песенки «Поезд» муз.и сл. Р.Гатина, Ф.Батыршина.
- Заключительная часть
Цель: Подвести итог занятия.
Ход занятия:
Вводная часть
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дети. Исәнмесез, балалар.
Дети: Исәнмесез.
Музыкальный руководитель: Сегодня я вас приглашаю на прогулку в лес.
А поедем мы туда на поезде.
(на экране появляется изображение поезда)
Әйдәгез балалар,
Поездга без утырыйк, урманга барып кайтык.
В поезд сядем, поедем в лес.
Покажите как у поезда колёса стучат. (показываю)
Мы будем петь вот так (пропеваю мелодию):
Тук-так-так, тук-так-так…
А дым из трубы идёт, и мы споём: Уф-уф-уф, уфылдап.
Итак, поехали. Шулай итеп, киттек.
(исполнение песни с движениями)
Песня «Поезд» муз.и сл. Р.Гатина, Ф.Батыршина.
Основная часть.
Муз. рук.-ль: Вот мы и приехали с вами в лес. Посмотрите, ребята,
как в лесу красиво. В лесу наступила Осень.
Вместе скажем: Көз килде.
Сап-сары яфраклар җиргә сибелде.
Листья пожелтели и упали на землю.
Посмотрите, ребята, как много листьев на земле.
Әйдәгез, балалар уйныйбыз давайте, дети, поиграем
Сап-сары яфракларны
Кәрҗингә җыябыз соберём жёлтые листочки в корзину.
(проводится музыкальная игра. Дети под музыку
рассортировывают по цвету листья в разные корзинки)
Игра «Собери осенние листочки» («Көзге яфракларны җый»)
(после игры обращаю внимание на экран)
Муз. рук.-ль: Посмотрите-ка, ребята, кто там прячется за кустом?
Я вам загадаю загадку, а вы отгадайте.
Кыш көне ап-ак була, зимой белый
Җитез итеп сикерә, быстро прыгает
Кишерләр дә кимерә, любит морковку
Бу нәрсә соң? Кем белә? Кто это?
Дети: Заяц.
Муз. рук.-ль:Ә татарча ничек була? Как на татарском языке скажем заяц?
Дети: Куян.
Муз. рук.-ль:Дөрес, балалар. Правильно, ребята.
Әйдәгез, балалар, куяннар биюе алыйк әле.
Давайте, ребята станцуем танец зайчат.
(используем полумаски зайчиков, надеть каждому ребёнку. Дети
вместе с музыкальным руководителем выполняют танцевальные
образные движения по тексту песни.)
Пляска зайчиков “Куяннар биюе” Ф.Шәймәрданова
Муз. рук.-ль:Карагыз әле, монда нинди куян?
Посмотрите, какой здесь зайчик?
Дети: Матур куян. (Красивый)
Интерактивная игра “Монда ничә куян бар”
Муз. рук.-ль: монда ничә куян бар?
Сколько здесь зайчиков? Давайте сосчитаем.
Дети: 1, 2, 3.
Муз. рук.-ль: Ә һәзер, татарча саныйбыз. А на татарском языке сосчитайте.
Дети: Бер, Ике, Өч.
Муз. рук.-ль: Бик дөрес. Правильно.
В руках у муз.руководителя появляется Зайчик би-ба-бо.
Муз. рук.-ль: (Зайчик напевает): Ля-ля-ля, ля-ля-ля…
Исәнмесез балалар. Здравствуйте, ребята!
Муз. рук.-ль: Ребята, поздороваемся с зайчиком. Исәнме, Куян!
Дети: Исәнме, Куян!
Зайчик: Мин сезгә кишер алып килдем. Я вам принёс морковку.
Муз. рук.-ль:Рәхмәт сиңа куян. Спасибо тебе зайчик.
Балалар, бу нәрсә? Ребята, что это?
Дети: Бу кишер. Это морковь.
Муз. рук.-ль:Яхшы.
( муз.рук. предлагает детям присесть на стульчики)
Әйдәгез, балалар, урындыкларга утырыгыз.
Давайте, ребята, садитесь на стульчики.
(дети садятся на стульчики, ведущий за столик)
Карагыз әле, балалар. Монда нинди кишер?
Посмотрите, ребята, какая здесь морковь.
Бу зур кишер. Эта – большая морковь,
Ә бу кечкенә кишер. А эта – маленькая морковь.
Обращается к ребёнку по имени: …… Бу нинди кишер?
Ответы детей……..
А ещё морковь какая? Чистая –Чиста, вкусная – Тәмле кишер.
Дети: Чиста кишер.Тәмле кишер.
Пропеваем вместе с детьми попевку :
Кишер, кишер, тәмле кишер. Зур кишер, балы кишер.
Зайчик: Ой…яй…яй ….. Миңа салкын, аякларым туңа.
Мне холодно, мои лапки замерзают.
Муз. рук.-ль:Зайчик, а мы сейчас поможем тебе согреться.
Мы с ребятами знаем весёлую песенку.
Әйдәгез, балалар, куян белән җырлыйк.
Песня «Чәбәк-чәбәк» муз.и сл. Р.Гатина, Ф.Батыршина.
Муз. рук.-ль:Ну как? Согрелся, Зайчик?
Зайчик: Әйе. Миңа җылы булды. Да, мне стало тепло.
Муз. рук.-ль:Ребята, а как можно помочь зайчику, чтобы ему в лесу было тепло?
Дети: Надо построить ему домик.
Конструирование из кубиков домика для зайчика.
Зайчик: Өй өчен сезгә рәхмәт. Спасибо вам за дом.
Кышларга монда рәхәт. Зимовать мне здесь приятно.
Муз. рук.-ль: Ә безгә хәзер китәргә кирәк. А нам пора идти.
Сау бул, Куян! До свидания, зайчик!
Дети: Сау бул, Куян!
Зайчик: Саубулыгыз, балалар! До свидания, дети!
Муз. рук.-ль: Ребята, нам пора возвращаться домой. Поезд нас ждёт.
Песня «Поезд» муз.и сл. Р.Гатина, Ф.Батыршина.
Заключительная часть
Муз. рук.-ль: Вот и приехали мы обратно в детский сад.
Ребята, мы сегодня гуляли в осеннем лесу.
Что же мы там делали, кого встретили?
Дети: Собирали листья. Встретили зайчика.
Муз. рук.-ль: Ә татарча ничек була? Как на татарском языке скажем заяц? Дети: Куян.
Муз. рук.-ль: что было у зайчика в корзинке?
Дети: Кишер.
Муз. рук.-ль: Ещё мы с вами пели песни, играли в игры.
Вам понравилась наша прогулка? А что вы особенно запомнили?
Дети: Мы помогли зайчику. Построили ему домик.
Муз. рук.-ль: Кто из вас активнее всех участвовал? Предлагаю наградить его
апплодисментами (дети хлопают). Остальные ребята тоже
показали хорошее знание татарского языка и свои музыкальные
умения. Спасибо всем, молодцы! Сау булыгыз, балалар.