Миндубаева Лейсан Рафаиловна
Шайхразиева Лейсан Мансуровна
музыкальный руководитель
воспитатель по обучению татарского языка
МАДОУ «Детский сад №161 комбинированного вида» Приволжского района г.Казани
Актуальность: проект имеет высокую актуальность и является важным шагом в развитии личностных качеств детей старшего дошкольного возраста.
Проект “Удивительный мир книг” для детей старшего дошкольного возраста невероятно актуален в современном мире по нескольким причинам:
1. Сохранение традиций чтения: В эпоху цифровых технологий чтение книг становится все менее популярным. Проект помогает сохранить традицию чтения, привить любовь к книгам и слову.
2. Развитие речи и мышления: Чтение развивает речь, воображение, память, мышление, творческие способности детей. Проект помогает улучшить речевые навыки и подготовить детей к школе.
3. Повышение уровня грамотности: Чтение является основой грамотности. Проект способствует развитию интереса к чтению и повышению уровня грамотности детей.
4. Формирование эстетического вкуса: Знакомство с книгами формирует эстетический вкус, прививает любовь к красоте слова, развивает чувство гармонии.
5. Развитие социально-коммуникативных навыков: Проект предусматривает совместную деятельность детей, что способствует развитию навыков общения, сотрудничества, взаимопонимания.
6. Создание положительной эмоциональной атмосферы: Чтение книг вызывает у детей положительные эмоции, создает приятную атмосферу в группе, способствует снятию стресса.
7. Развитие творческих способностей: Проект позволяет детям проявить свои творческие способности в различных видах деятельности: рисование, лепка, театрализация.
8. Сотрудничество с родителями: Проект предусматривает взаимодействие с родителями, что помогает создать единый образовательный пространство для детей.
Цель проекта: Погрузить детей в мир литературы, пробудить интерес к чтению.
Задачи:
Познавательные задачи:
* Расширить кругозор детей: познакомить их с различными жанрами детской литературы (сказки, стихи, рассказы, повести), авторами и их произведениями.
* Развить словарный запас: вводить новые слова и понятия, связанные с содержанием книг.
* Повысить уровень грамотности: учить детей ориентироваться в книге, понимать последовательность событий, находить главные герои и их действия.
* Формировать навыки слушания и восприятия: учить детей внимательно слушать, концентрировать внимание на рассказе, запоминать и пересказывать содержание.
* Развивать воображение и фантазию: стимулировать детей к фантазированию, придумыванию собственных историй.
Развивающие задачи:
* Развивать речь: учить детей выразительно читать, правильно произносить слова, составлять предложения.
* Развивать логическое мышление: помогать детям, анализировать содержание книг, делать выводы, находить причинно-следственные связи.
* Развивать эмоциональную сферу: помогать детям, сопереживать героям, понимать их чувства, анализировать их поведение.
* Развивать творческие способности: стимулировать детей к рисованию, лепке, театрализации, сочинению стихов и рассказов.
Воспитательные задачи:
* Формировать нравственные качества: помогать детям, понять важность добра, честности, дружбы, взаимопомощи через примеры из книг.
* Воспитывать уважение к книге: учить детей бережно относиться к книгам, аккуратно листать их, хранить в чистоте.
* Воспитывать любовь к чтению: создать условия, побуждающие детей самостоятельно брать книги, читать их с удовольствием.
Примеры реализаций задач:
* Чтение вслух: регулярные чтения интересных книг, с использованием интонации, мимики и жестов.
* Обсуждение прочитанного: разбор сюжета, героев, авторского замысла, выявление главной мысли.
* Инсценировка: постановка небольших театральных представлений по любимым книгам.
* Творческие работы: рисование иллюстраций, лепка персонажей, сочинение рассказов и стихов по мотивам прочитанного.
* Викторины и игры: проведение конкурсов, загадывание загадок, игры с книжными персонажами.
* Посещение библиотеки: организация экскурсий, знакомство с библиотекарем, правилами пользования библиотекой.
Сроки проведения. Проект рассчитан на 2 месяца и реализуется с детьми старших групп в период с марта по апрель, реализуется во вторую половину дня. Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятия 30 минут.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап: Определение тематики проекта: Выбрать тематику проекта, соответствующую возрасту детей (например, “Путешествия по сказкам”, “Мир животных”, “Приключения в космосе”).
Подбор книг: Составить список книг, соответствующих выбранной тематике.
Создание уголка книги: Оформить в группе уголок книги, где дети смогут рассматривать книги, слушать истории, участвовать в инсценировках.
Подготовка материалов: Подготовить необходимый материал для проведения занятий, игр, творческих работ, картинки, иллюстрации, маски, костюмы, театральные декорации. Мы выбрали тему «Путешествия по сказкам». Дети выбрали сказку П.П.Баженова «Золотое копытце»
Основной этап:
– Знакомство с книгами: чтение книг вслух, обсуждение содержания, рассматривание иллюстраций.
– Использование мультимедиа (аудиокниги, мультфильмы по мотивам книг).
– Игры и упражнения с книгами (например, “Найди героя”, “Расскажи по картинке”).
–Творческие занятия: рисование по мотивам прочитанных книг; объемная аппликация сказочных персонажей.
– Создание буктрейлера, мультфильма по сказке. Создание интерактивных игр и упражнений по мотивам книг: с помощью приложения “Learning Apps”.
Заключительный этап: проведение итогового мероприятия: выставка творческих работ, просмотр созданного мультфильма, конкурс чтецов. Для воспитателей организовать мастер-классы.
Ожидаемые результаты проекта:
Для детей:
1. Открытие Волшебного Мира:
* Любовь к книгам: Детей ждет захватывающий мир историй, который пробудит в них любовь к книгам, желание читать и узнавать новое.
* Неповторимые герои: В каждой книге дети встретят удивительных героев – добрых и смелых, мудрых и забавных, с которыми они будут жить однажды в своем воображении.
* Путешествие по фантазиям: Книги откроют двери в сказочные миры, куда дети смогут отправиться в путешествие своими мыслями и фантазиями.
2. Развитие и Ум:
* Словарный запас в “взлет”: Чтение поможет детям узнать новые слова, выражения, понять значения и научиться правильно, использовать их в речи.
* Мыслить ярче: Книги побуждают детей думать, анализировать, делать выводы, развивая их критическое мышление.
* Готовность к школе: Знакомство с буквами, словами, предложениями поможет детям быстрее усвоить основы грамотности и подготовиться к школе.
3. Умения и Навыки:
* “Невероятные” истории: Дети научатся создавать свои собственные истории, развивая фантазию и творческие способности.
* Разговор легко: Обсуждение книг с друзьями и взрослыми поможет детям развивать коммуникативные навыки, уверенность в себе и умение выражать свои мысли.
* Эмоции в мире: Чтение поможет детям понять и выразить свои эмоции, научит сопереживать героям и чувствовать мир во всех его проявлениях.
Для педагогов:
1. Новые инструменты для обучения:
* Захватывающие уроки: Проект предоставит педагогам широкий спектр возможностей для проведения увлекательных занятий и игр, посвящённых чтению.
* Разнообразные методы: Педагоги смогут использовать разные методы работы с книгами: чтение вслух, театрализация, творческие задания, проектная деятельность, что делает обучение более интересным и эффективным.
* Интерактивные игры: Проект позволит педагогам создать интерактивные игры и задания с книгами, что повысит мотивацию детей к чтению и обучению.
2. Профессиональное развитие:
* Повышение квалификации: Проект позволит педагогам углубить свои знания о детской литературе, методах работы с книгами и психологии чтения у детей.
* Обмен опытом: Педагоги смогут обмениваться опытом с коллегами, узнавая новые идеи и подходы к обучению чтению.
* Творческий рост: Проект вдохновит педагогов на творчество, позволит им реализовать свои идеи и создать собственные методические материалы.
3. Положительное влияние на детей:
* Радость от чтения: Педагоги будут наблюдать, как дети с удовольствием откроют для себя мир книг, как они будут увлечены историями и героями.
* Развитие речи и мышления: Педагоги будут видеть, как дети развивают свой словарный запас, улучшают речь, учатся мыслить логически и критически.
* Подготовка к школе: Педагоги смогут подготовить детей к школе, развить у них интерес к обучению и уверенность в себе.
Для родителей:
1. Укрепление семейных связей:
* Совместные чтения: Проект побудит родителей к совместным чтениям с детьми, что укрепит семейные связи, создаст приятные моменты для общения и установления тесного контакта с ребенком.
* Общий интерес: Проект поможет родителям и детям обрести общий интерес к чтению, что сделает их отношения более гармоничными и доверительными.
* Разговоры о прочитанном: Обсуждение прочитанных книг с детьми поможет родителям лучше понять свои детей, их мысли и чувства, а также поделиться с ними своим собственным опытом и взглядами.
2. Повышение компетенций в воспитании:
* Знания о детской литературе: Проект поможет родителям расширить свои знания о детской литературе, узнать о новых книгах и авторах, которые интересны их детям.
* Методы работы с книгами: Родители смогут узнать о различных методах работы с книгами, которые помогут им сделать чтение более интересным и полезным для детей.
* Развитие речи и мышления: Родители смогут узнать, как чтение способствует развитию речи, мышления, фантазии и творческих способностей детей.
3. Подготовка к школе:
* Основы грамотности: Проект поможет родителям в подготовке детей к школе, развить у них интерес к обучению и основы грамотности.
* Развитие любознательности: Чтение стимулирует любознательность и желание узнавать новое, что необходимо для успешного обучения в школе.
* Уверенность в себе: Проект поможет детям повысить уверенность в себе и свои способностях, что важно для их успешной адаптации к школьной жизни.