Кудашова Ирина Ивановна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №28», город Лениногорск
Пояснительная записка
Справедливо известное изречение: если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют его дети.
Народная игра – это одно из средств приобщения детей к народным традициям. Способствует выработке нужных моральных качеств, влияет на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде.
Мы живём в Поволжье. Берега Волги населяют многочисленные народы: русские, чуваши, татары, башкиры, мордва. Каждый из этих народов отличается не только языком, кухней, традициями, но и подвижными играми. В них много юмора, шуток, они часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами. И, конечно же, в играх используются любимые детьми считалки, жеребьёвки, потешки, которые сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший неоспоримый игровой фольклор.
Учитывая потребность детей в высокой активной двигательной деятельности, я остановила свой выбор на ознакомлении детей с народностями Поволжья через национальные подвижные игры.
Народные подвижные игры я включаю в практическую деятельность с детьми. Мною собран материал и оформлена картотека народных подвижных игр. В картотеке представлены популярные русские, мордовские, татарские и чувашские игры, доступные детям старшего возраста. Была проведена беседа о народностях Поволжья. Дети с удовольствием играют в русские народные игры «Ручеёк», «Челнок», татарскую народную игру «Хлопушки», мордовскую народную игру «Круговой», чувашскую игру «Расходитесь». В процессе игровой деятельности дети проявляют свою ловкость, сообразительность, смекалку.
Актуальность:
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребёнок живёт в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут русские, татары, чуваши, мордва и т. д. В наше время мы все чаше возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Поэтому проект направлен на знакомство детей с народными традициями, народным творчеством, народными играми.
Проект способствует развитию познавательных способностей, включает в себя ознакомлением дошкольников с обычаями, традициями, народным творчеством. Русские народные игры интересны для детей: они оказывают влияние на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребенка. В народных играх много юмора, соревновательного задора, часто сопровождаются пением, неожиданными персонажами, любимыми считалками. Современные дети мало двигаются, из-за привязанности к телевизору, компьютерным играм. Чтобы поддержать интерес детей к народным подвижным играм, они должны их узнать и задача педагога помочь им в этом.
Проблема: В настоящее время детская игровая культура во многом утрачена. Игры детей зачастую однообразны, а иногда это просто копирование западных мультфильмов, различных телевизионных программ. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре народов Поволжья. И хочется надеяться, что уцелевшая, та «старина», которая осталась жить в танцах, играх, песнях, воспоминаниях, сохранится для потомков. И молодому поколению будет легче разобраться во всём и выбрать нужные ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры, которые помогут любить Родину – такой, какая она есть.
Новизна и оригинальность: заключается в осуществлении нетрадиционного подхода в проведении различных форм работы с детьми, в создании толерантного отношения к другим народностям их традициям и обычаям в соответствии с ФОП ДО.
Возраст детей: 6 – 7 лет
Тип проекта: познавательный, творческий
Вид проекта: краткосрочный
Продолжительность: неделя
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Цель проекта: Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с подвижными играми народов Поволжья.
Задачи проекта:
Образовательные:
– Дать элементарные знания об особенностях национальностей Поволжья, посредством ознакомления с народными подвижными играми.
– Познакомить и разучить подвижные игры татарского, русского, мордовского и чувашского, башкирского народов.
Развивающие:
– Закрепить у детей проявления чувств патриотизма и толерантности.
– Повысить компетентность родителей по вопросам формирования культуры межнациональных отношений и толерантности у дошкольников.
Воспитательные:
– Воспитывать отзывчивое и уважительное отношение к членам своей семьи, сверстникам и взрослым, сообществу детей и взрослых в группе.
– Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности.
Области интеграции: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Планируемые результаты:
Для детей:
Формирование знаний о традициях народа;
Использование народных подвижных игр в свободной деятельности;
Для родителей:
Вовлечение родителей в игры детей.
Применение активного участия в жизни детей.
Повышение компетентности родителей в ознакомлении с народными играми.
Для воспитателей:
Повышение профессионального уровня воспитателей и степень их вовлеченности в деятельность;
Углубление знаний традиций и культуры народа.
Личностный и профессиональный рост, самореализация, моральное удовлетворение.
Формы работы с детьми:
ООД познавательного цикла, чтение стихотворений, сказок, потешек.
Рассматривание иллюстраций людей в национальных костюмах.
Рассматривание иллюстраций о быте и жизни этих народов.
Рассматривание, ознакомление с орнаментом народов Поволжья.
Рассматривание кукол в русском сарафане, мордовском, татарском костюме, детскую тюбетейку татарского народа, пиалы башкирского народа.
ООД продуктивной деятельности: Изготовление атрибутов к играм разных национальностей.
Просмотр мультфильмов, сказок разного народа.
Игровая деятельность: подвижные, дидактические игры, постановка театрализации к народным сказкам.
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Групповое помещение
2.Атрибуты для театрализации
3. Спортивный участок на территории
4. Методический инструментарий (картотека подвижных игр, схемы бесед, занятий, сценарий развлечения.
Этапы:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Этапы и сроки реализации:
1 этап: подготовительный;
2 этап: практический;
3 этап: заключительный;
1этап – подготовительный:
Разработка перспективного плана;
Подготовка цикла тематических мероприятий;
Беседа с детьми о народах Поволжья. Отбор игр народов Поволжья в соответствии с возрастом.
Создание развивающей среды в группе.
2 этап – практический:
Проведение цикла тематических мероприятий;
Организация детей для изготовления атрибутики.
Разучивание игр народов Поволжья, стихотворений;
Обучение детей организации народных подвижных игр в свободной деятельности.
3 этап – заключительный:
Применение детьми народных игр в самостоятельной игровой деятельности в помещение и на улице.
Презентация проекта для коллектива.
Консультация для родителей «Значение игр для детей дошкольного возраста»
Реализуемые мероприятия:
№ |
Цели и задачи |
Мероприятия, содержание работы |
1. |
Закрепление знаний детей о традициях русского народа, народных праздников. Повторить с детьми правила игры и заклички русских народных игр. |
Беседа на тему “Традиции русского народа”. Рассматривание иллюстраций русских праздников, потех, игр. Закрепление символики флага и герба России. Закрепить правила и заклички ранее знакомых народных игр( “Гуси-лебеди”, “Горелки”, “Жмурки”, и др.). Проведение с детьми русских народных игр «Золотые ворота», «Ручеек», «Гори, гори ясно», «Аленушка и Иванушка». Прослушивание русской народной сказки «Сказка о рыбаке и рыбке» |
2. |
Знакомство с разнообразием народных игр других народов. Ознакомление детей с бытом татарского народа. Упражнять в умении начинать бег после звукового сигнала; |
Беседа с детьми о традициях, культуре и быта татарского народа. Закрепление символики флага и герба республики Татарстан. Рассматривание иллюстраций костюмов, посуды, кухни, вышивки орнамента татарского народа. |
Развивать быстроту реакции, пространственную ориентировку, ловкость, целеустремленность, внимание.-Воспитывать у дошкольников любовь к родной земле, уважение к традициям своего края и людям труда; |
Дидактические игры «Выложи узор», «Укрась тюбетейку», «Укрась сапожок». Прослушивание гимна республики Татарстан Просмотр мультфильмов на татарском языке. Проведение с детьми татарских подвижных игр «Тюбетей», «Серый волк», «Займи место», «Тимербай». Заучивание стихов и песен на татарском языке. |
|
3. |
Ознакомление детей с культурой и бытом мордовского народа. Совершенствовать умение различать и называть национальные костюмы (головные уборы) народов Поволжья. Формировать у детей нравственные качества через народные подвижные игры, народный фольклор и традиции. Воспитывать чувство дружбы, сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательного отношения друг к другу. |
Беседа с детьми о быте мордовского народа. Заучивание стихов и песен на мордовском языке. Прослушивание песен на мордовском языке. использование раскрасок «Национальный костюм», Изучение с детьми, «Элементы одежды мордовского наряда». Дидактические игры «Собери орнамент», «Наряди куклу». Проведение подвижных игр с детьми «В ворона» «В ключи». Чтение художественной литературы Мордовские сказки, стихи, потешки, пословицы и поговорки. |
4. |
Ознакомление с культурой и бытом чувашского народа. Формировать у детей нравственные качества через народные подвижные игры, народный фольклор и традиции; воспитывать чувство дружбы, сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательного отношения друг к другу; закрепить у детей умение работать в группах, договариваться между собой, приходить к общему выводу. |
Беседа с детьми о быте и культуре чувашского народа. Знакомство детей с национальным костюмом и его значением . Аппликация «Укрась фартук» Дидактическая игра «Укрась полотенце». Прослушивание песен на чувашском языке. Проведение подвижных игр с детьми «Сердитый телёнок», «Расходись!», «Птицы» Чтение чувашских народных сказок . |
5. |
Приобщение детей к культуре башкирского народа. Закрепление с детьми знаний об играх, культуре и быте разных народов живущих в нашей стране. Развивать познавательный интерес к народному творчеству родного края, к окружающему миру. способствовать повышению уверенности в себе; – формировать у детей интерес к самобытности, фольклору народов Поволжья. |
Беседа и ознакомление с детьми о быте традициях и культуре башкирского народа. Изучение с детьми символики флага, герба и орнамента народа Башкирии. Знакомство детей с национальными праздниками и кухней Башкирии. Прослушивание сказки Башкирского народа. Рассматривание иллюстраций национального костюма. Проигрывание с детьми подвижных игр башкирского народа «Ловкий джигит», «Липкие пеньки», «Поймай воробья поясом». Выставка рисунков «Народные игры» |
Результаты работы над проектом:
Реализация этого проекта способствовала расширению элементарных знаний детей об играх народов родного Поволжья. Разбудили интерес не только к своей национальной культуре, но и к культуре народов ближайшего национального окружения.
По окончании работы над проектом повысилась профессиональная компетентность в проектной деятельности; углубились знания о традициях и культуре родного края, укрепилась связь с семьями детей.
Подводя итоги проекта, было принято решение всеми его участниками продолжать изучение народных игр, применять их в совместных играх, как в семьях, так и во время пребывания в детском саду.
Заключение:
В ходе реализации проекта дети узнали, что Россия – многонациональная страна, познакомились с названиями пяти республик: Россия, Татарстан, Башкирия, Мордовия, Чувашия, их самобытной культурой, обычаями и традициями, ознакомились с понятием национальность, национальный язык, заметно повысился интерес к получению новых знаний о культуре разных народов, о значении дружбы и добрососедства. Основные направления реализации проекта соответствуют формуле работы с детьми через формирование представлений, закрепление интереса в области родной культуры и стимулирования детей использовать полученную информацию в свободной деятельности и игре.
Используемая литература:
1. Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников». Издательство УЦ Перспектива,2008год.
2. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живём в России». «Издательство
Скрипторий2003»,2007. -112с.
3. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. — М.: Наука, 2012.
4. Калинченко А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. — М. Айрис-пресс,2004 год.- 112с.
5. Т.Ю. Владимирова, О.Г. Ольховик. Редактор И.М. Ходакова НАРОДНЫЕ ИГРЫ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ. Методический сборник в помощь работникам культурно-досуговых учреждений. – Ульяновск – 2018.
6. Дыбина О. В., Сидякина Е. А., Киреева Т. И. Люби и знай свой отчий край. /Под ред. О. В. Дыбиной. Тольятти.: Издательство ТФСамГПУ, 2001. – 157 с.
Интернет-ресурсы:
1. Интернет портал «Почемучка», http://pochemu4ka.ru/
2. Интернет портал «Национальная библиотека Республики Татарстан», электронная библиотека, Народы Поволжья: культура, обычаи, праздники, символика, http://kitaphane.tatarstan.ru/
3 Интернет портал «Поволжский центр культур финно – угорских народов», http://pckfun.ru/nacionalnye-tanci.php