Кондратьева Татьяна Николаевна
Шмелева Марина Геннадьевна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №28 г. Лениногорска»
Цель: Обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды.
Задачи:
Образовательные:
1. Умение детей проводить несложные опыты с водой
2. Закрепить знания детей о свойствах и состояниях воды.
3. Углублять знания детей о свойствах воды – растворитель, проводник.
4. Расширять знания детей о способах очистки воды.
Развивающие:
1. Развивать исследовательскую активность
2. Умение делать умозаключения и выводы.
3. Развивать познавательную активность, любознательность, наблюдательность.
Воспитательные:
- Воспитывать внимательность, аккуратность, осторожность при работе с опасными предметами.
Предварительная работа:
1. Беседы о воде, ее роли в жизни человека.
2. Проведение экспериментов с водой.
3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки».
5. Чтение художественной литературы по теме «Вода».
6. Наблюдение за водой на прогулке.
Словарная работа: жидкая, подвижная, текучая, прозрачная, очищенная, фильтрованная, пресная, растворитель, парообразная.
Оборудование и материалы: столы, накрытые клеенкой, одноразовые прозрачные стаканчики, баночки, воронка, ватные диски, молоко, кисточка, гуашь, перманганат калия, перекись водорода, ложечки, пипетки, колонка со спокойной музыкой, проектор.
Ход ОД:
Приветствие:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поприветствуем их.
Психологизация:
Улыбнитесь всем вокруг,
И скорей вставайте в круг.
Руку дайте другу слева,
А затем соседу справа,
Передай ему тепло,
чтоб всегда везде везло.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое?
Дети: Это глобус.
Воспитатель: Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего?
Дети: Синего, голубого.
Воспитатель: Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе?
Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А кому нужна вода?
Дети: Животным, растениям, человеку.
Воспитатель: Правильно, без воды нет жизни на земле. А что человек делает при помощи воды?
Дети: Готовит, стирает, поливает растения, пьёт, умывается.
Воспитатель: Молодцы.
Мотивация:
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю сегодня побыть учеными-исследователями и отправиться в лабораторию, чтобы провести опыты и узнать о свойствах воды. Вы готовы стать учеными-исследователями?
Дети: Да.
Воспитатель: А кто знает, кто такой ученый?
Дети: Ученый – это человек, получивший специальное образование и профессионально занимающийся научно-исследовательской деятельностью.
Воспитатель: Ребята, а где работают ученые?
Дети: В научной лаборатории.
Воспитатель: А вы знаете, что такое лаборатория?
Дети: Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.
Воспитатель: Какие же правила необходимо соблюдать, работая там?
1. внимательно слушать воспитателя.
2. не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.
3. не забывайте после каждого опыта сделать вывод.
Воспитатель: Да, все правильно! Я предлагаю вам одеть форму и отправиться нашу лабораторию (одевают фартуки).
Воспитатель: А давайте вспомним, в каком состоянии может быть вода.
(На экране слайд, где вода в трех состояниях)
1. Жидкое состояние.
Вода – жидкость.
Это-дождь, капелька, роса, ручеек.
Вывод: вода бывает в жидком состоянии.
2. Газообразное состояние.
Это пар, облака, туман. Туман оседает утром на траве и образуется роса. В воздухе, который мы вдыхаем, тоже есть вода. Вывод: вода бывает в газообразном состоянии.
3. Твердое состояние
Мы уже знаем, что вода это жидкость. А если мороз? Хотя бы маленький, всего минус один градус? Тогда вода будет твердой.
Вывод: Вода замерзает и превращается в твердое состояние – лед.
– Ребята, вы уже знаете много о воде, а сегодня познакомимся с её состояниями и некоторыми свойствами. Проходите в лабораторию.
– Для проведения опытов по исследованию воды давайте пройдем в нашу лабораторию Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются за столы.)
– Прежде чем приступить к работе, давайте потренируем наши пальчики, ведь им сейчас придётся немного поработать.
Пальчиковая гимнастика «Паучок»
– Приступим к нашему исследованию.
Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, запаха»
Воспитатель: Что стоит на ваших столах?
-Вода – это жидкость. Жидкостью называют вещество, обладающее подвижностью, текучестью. Как доказать, что вода жидкость? (ответы детей) Возьмите пустой стакан и стакан с водой. А теперь попробуйте перелить из одного стакана в другой стакан. Какая вода? (жидкая).
– А теперь нужно будет определить, есть ли у воды вкус. Перед вами два стакана: один с водой, другой с соком. Попробуйте то и другое и скажите есть вкус у воды? Вода сладкая? Вода горькая? Вода кислая? Вода соленая?
Дети: У воды вкуса нет.
– Для определения запаха у воды, нам понадобиться также стакан с водой и стакан с соком. Понюхайте и определите, в каком стакане вода имеет запах?
Дети: чистая вода не имеет запаха, а сок имеет запах.
Воспитатель: Чистая вода запаха не имеет, а приобретает запах того вещества, которое положим в воду.
Вывод детей: Вода – жидкая, не имеет запаха и вкуса
Опыт №2 «Прозрачная ли вода»
На столе два стакана – один с водой, а другой с молоком.
– Возьмем ложку и положим ее в стакан с водой. Нам видно ложку? (ответы детей) А теперь положим ложку в стакан с молоком. Что мы обнаружили?
Вывод: через воду ложка видна, а через молоко – нет. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на ложку. Ложка не видна.
Опыт №3 «Окрашивание воды»
– Но не всегда в воде получается тот цвет, какой мы ожидаем увидеть. Некоторые вещества, соединяясь в воде, реагируют особым образом.
(воспитатель растворяет в воде кристаллики марганцовки, дети любуются, завороженные этим зрелищем).
Какого цвета получился раствор? (Дети: малиновый). А что будет, если туда добавить прозрачную жидкость? (Дети: ничего, цвет слегка побледнеет, добавляю пипеткой в раствор немного перекиси водорода и жидкость становится прозрачной).
Вывод: Некоторые вещества, соединяясь в воде, реагируют особым необычным образом.
– Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте ненадолго выйдем и встанем в круг.
Музыкальная физкультминутка: «Капельки прыг-прыг»
Опыт №4 «Растворитель».
Воспитатель: Ребята сейчас вы должны определить, все ли вещества растворяются в воде. Для этого мы возьмём сахар, масло и два стакана с водой. В одном стакане размешайте сахар, в другой капните из пипетки масло. Посмотрите внимательно и скажите, что произошло с сахаром?
Дети: Сахар в воде растворился.
Воспитатель: А что произошло с маслом?
Дети: Масло не растворилось. Оно плавает на поверхности воды жёлтыми капельками.
Вывод: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.
Опыт №5 «Опыт очищение воды»
Цель: подвести детей к пониманию, что воду очищают прежде чем пустить ее в водопровод.
Материал: 1 стакан воды с подсолнечным маслом, чистая банка, воронка, ватные диски.
Воспитатель: Возьмите стакан с водой и подсолнечным маслом. В воронку положите несколько слоев ватных дисков – получится фильтр, пропустить через него загрязненную воду.
Вывод: Воду очищают, прежде чем пустить в водопровод.
Вос – ль: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)
Потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается. А пресная вода – это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества.
– А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.
Опыт №6 «Парообразная вода – пар»
Воспитатель: А теперь я вам покажу самый удивительный фокус! (в колбу наливается вода, затем добавляется небольшое количество марганца и соды, и получается пар). Ребята что это? (пар) Где вы в жизни встречали пар? (ответы детей)
Вывод: вода может быть в парообразном состоянии.
Итог ОД
Воспитатель: мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ. Вода может быть в трех состояниях (каких?): жидком, твёрдом, парообразном. Она обладает многими свойствами: (какими?) прозрачная, нет запаха, без вкуса, без цвета. Вода находится в постоянном движении.
Для жизни человека вода имеет очень важное значение. Вода даёт нам жизнь. Вода добрый друг и помощник человека. Действительно, без воды, невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. Вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим, запрещать другим.
– Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? Что именно вам понравилось? Кому расскажете? О чём расскажете?
Рефлексия
Воспитатель: Молодцы ребята! Мы были сегодня с вами хорошими исследователями. Много узнали о воде и её свойствах. А тут к вам капельки прибежали и просят выразить своё настроение от пройденной работы. Моя капелька вот такая получилась (показывает радостную капельку). Она улыбается. Я предлагаю вам нарисовать свои эмоции.
Дети рисуют на капельках свои эмоции.