Исайчева Оксана Сергеевна
учитель английского языка
МБОУ «Киятская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан», Буинский район
ТЕХНОЛОГИЯ «ДЕНЬ ЕДИНОГО ТЕКСТА»
КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Читать – значит «… извлечь из мёртвой буквы живой смысл…»
К.Д. Ушинский
Формирование и развитие у учащихся основ читательской компетенции – основное требование ФГОС ООО. Эта проблема касается практически всех предметов. Ни для кого не секрет, что работе с текстовой информацией на предметах естественно-научного и математического циклов педагоги уделяют внимание только по мере необходимости. Решение проблемы низкого уровня читательской грамотности у учащихся основной школы должно выполняться объединёнными усилиями практически всех учителей – предметников.
Этому способствует появление новых технологий, повлиявших на характер чтения и передачи информации, потребность читающих быстро адаптироваться в изменяющемся контексте, обучаться, используя различные источники информации одновременно.
Чтобы повысить мотивацию к чтению, осмыслению и использованию прочитанного, увидеть значимость читательской грамотности на базе нашей школы прошло такое мероприятие, как День единого текста.
Цель проекта «День единого текста» – создание условий для формирования и развития читательской компетенции школьников.
Технология «День единого текста» – это технология системной работы с текстом на разных уроках в течение одного дня. Ученики рассматривают текст с точки зрения разных учебных предметов. Благодаря этому у школьников
создается единый научный взгляд на тот или иной предмет, описанный в тексте.
Являясь координаторами данного образовательного мероприятия, мы хотим поделиться опытом и впечатлениями о том, как прошли уроки в нашей школе. Подготовка к проведению Дня единого текста – очень кропотливая работа в несколько этапов и предполагает работу в группах. Но забегая вперед, хочу сказать, что после таких комплексных работ с текстом у учеников повышается мотивация к работе с текстом, так как создаются условия для формирования и развития их читательской компетенции, и ученики понимают, что на уроке главный информационный центр – это текст. Они учатся внимательно читать текст, изучать каждое слово не только на уроках русского языка и литературы, но и на других предметах.
Шаг первый. Создание инициативной рабочей группы учителей во главе с заместителем директора, ответственным за формирование функциональной грамотности школьников.
Шаг второй. Проведение семинара-совещания с рабочей группой для ознакомления с технологией «День единого текста».
Шаг третий. Отбор текстов для работы на уроках разных учебных предметов во время Дня единого текста. Обсуждение текста на совете рабочей группы.
Шаг четвертый. Проектирование уроков.
Шаг пятый. Обсуждение формы итоговой работы.
Шаг шестой. Составление расписания Дня единого текста. Расписание было составлено таким образом, чтобы первым уроком был урок русского языка. Именно на уроке русского языка пройдет основная работа с текстом. А на последующих уроках (английского языка, математики, ОБЖ) учителя шире раскрывают текущую тему и дают ребятам определённые задания по этому же тексту. На последнем – комплексная диагностическая работа по изученному тексту. Корректировка уроков, корректировка заданий.
Шаг седьмой. Издание приказа директора о проведении Дня единого
текста: точной дате, времени работы, ответственных и об особом режиме работы школы в этот день.
Шаг восьмой. Проведение образовательного мероприятия «День единого текста». В качестве единого текста для 10-11 классов был взят текст «Подвиг кремлевских курсантов». По материалам единого текста на уроках русского языка, математики, английского языка и воспитательного события обучающиеся получили возможность решать различные компетентностные задания.
Урок русского языка. На основе сплошного текста обучающиеся определяли тему и главную мысль, общую цель и назначение текста, находили в нем конкретные сведения, факты, заданные в явном виде, истолковывали значения слов и смысл фраз, устанавливали простые связи, не показанные в тексте напрямую, соотносили факты с общей идеей, оценивали текст, используя дополнительные знания, опираясь на литературный опыт, осуществляли сравнение, оценивали содержание, языковые особенности и структуру текста. Высказывали свою точку зрения. Приводили аргументы в свою защиту.
Урок математики. Ребята сопоставляли, сравнивали, искали нужную информацию в тексте на основе сплошного и несплошного текста. Также проанализировали историческое событие подвига кремлевских курсантов 1941 года с точки зрения чисел, то есть решали задачи, содержащие проценты, и задачи на движение, а также готовились к выполнению прототипа № 20 из ЕГЭ по математике.
Воспитательное событие. Опираясь на текст, на историю своей семьи, на дополнительные источники информации, учащиеся продолжили говорить о подвиге кремлевских курсантов.
Уроки прошли увлекательно, интересно. Мероприятие имело свою воспитательную, познавательную и личностную ценность. Для данного
возраста детей воспитательная ценность проведенной работы очень велика: это воспитание исторической памяти и чувства патриотизма, национальной гордости у подрастающего поколения, формирование чувства сопричастности к истории своей страны. В конце учебного дня был проведен мониторинг
эффективности и результативности реализации образовательного события. Учащиеся выполнили диагностическую работу по выявлению уровня читательской грамотности в форме сочинения-рассуждения.
Шаг девятый. Проведение рефлексивного анкетирования учащихся и учителей.
Шаг десятый. Анализ уроков. Круглый стол по результатам реализации проекта «День единого текста».
Список источников:
- Гостева Ю. Н., Кузнецова М. И., Рябинина Л. А., Сидорова Г. А., Чабан Т. Ю. Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 34–57.
- Киселева Н. В. Смысловое чтение. День единого текста: подходы к разработке, организации и проведению: учебно-методическое пособие / Н. В. Киселева. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. – 65 с. – (Федеральные государственные образовательные стандарты).
- Киселева Н.В. Алгоритм подготовки Дня единого текста // Открытый урок: методики, сценарии, примеры, 2020. – № 1. – С. 10-17
- Киселева Н. День единого текста как способ организации взаимодействия учебных предметов при работе с текстом // Русская словесность, 2019, № 5. – с. 82–90.