Зюлькаева Н.А., Ахметзянова Н.Н., Бикмухаметова И.А.
старший воспитатель, музыкальный руководитель, учитель-дефектолог
МБДОУ «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения №71» НМР РТ, г. Нижнекамск
Основой развития человека всегда было воспитание. К сожалению, в настоящее время воспитание отходит на задний план. Родителей, всё больше интересует интеллектуальное развитие детей. Несомненно, это важно, но есть и другая, не менее важная сторона развития человека – духовно-нравственная. Часто от родителей можно услышать, какой у них умный ребенок, сколько он всего знает, но, к большому сожалению, мы практически не слышим о воспитанности наших детей, о знании ими народной культуры и семейных традиций. Конечно, время диктует свои правила, что-то уходит безвозвратно, но так хочется подарить нынешним детям опыт предыдущих поколений, народную мудрость, душевность, духовные ценности. Мы решили воздействовать на духовную нравственность наших воспитанников через систему поддержки традиций народной культуры и ценности семейных традиций.
Определили цели, задачи и направления деятельности.
Приобщая ребенка к истокам народной культуры нужно определить ту деятельность, которая не оставит ребенка равнодушным. Кому-то из детей больше нравиться петь, кто-то предпочитает рисовать, кто-то играть в театре, а кому-то нравиться просто играть, развлекаться самому и развлекать других. Поэтому важная задача, которая стояла перед нами найти ту самую ниточку, которая заденет чувства ребенка, ведь мы работаем с особенными детьми и здесь важно знать не только способности детей, но и их возможности. К сожалению, у наших детей есть ограничения: кому-то нельзя прыгать, кому-то кружиться, кто-то с трудом ориентируется, многим детям нельзя работать с мелким материалом, поэтому наша задача найти компромисс между желаемым и возможным, позволив ребенку заниматься тем, чем он хочет. Ведь так важно понимать, что от нас зависит, как наши воспитанники социализируются в общество здоровых людей, будут ли они успешными в школе, смогут ли конкурировать со здоровыми детьми.
Как невозможно научить ребенка тому, чему не научился сам, так невозможно воспитать в ребенке качества, которые не воспитал в себе. В нашем учреждении работают неравнодушные, творческие педагоги.
Работа ведется по нескольким направлениям.
Руководителем вокально-хореографический ансамбля «Малина» уже много лет является музыкальны руководитель. Дети, занимающиеся в ансамбле знакомятся с фольклором, разучивают песни, заклички, хороводы, играют на музыкальных инструментах, с удовольствием участвуют в народных праздниках, утренниках, успешно выступают в конкурсах различного уровня. Творческий подход и знание возможности детей с нарушениями зрения помогают педагогу так организовать деятельность детей, что каждый ребенок чувствует себя успешным.
Наш музей функционирует более 10 лет. Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет музейная педагогика. Учителем-дефектологом разработана серия музейных уроков «Живой музей», где можно потрогать экспонаты, подержать в руках, узнать, как их использовали. В программу музейных уроков входят серии тематических занятия, посвящённые традициям, фольклорным праздникам, памятным дням Страны, Республики, города.
Это направление способствует развитию исследовательской деятельности, воспитанники изучают историю родного края, быт народов Поволжья, участвуют в проектах «Памятники родного города», «Святой источник – Красный ключ», «Истории старых вещей» и др. В музее наряду с предметами быта народов Поволжья, представлены продукты проектов – альбомы «Памятники Нижнекамска», «Спасибо деду за победу», «Любимый город – Нижнекамск», «Герб семьи».
В учреждении функционирует творческое объедение «Город мастеров». Где воспитанники знакомятся с изделиями народных художественных промыслов и приобретают практические умения по изготовлению изделий из различного материала. Программа данного раздела направлена на формирование у дошкольников любови к рукотворному творчеству. Педагоги учат детей принимать нестандартные решения, помогают детям взглянуть на привычные вещи шире, раскрепоститься через творческое самовыражение и тем самым расширять границы своих возможностей. Под руководством опытных педагогов воспитанники изготавливают подарки ветеранам, ко дню пожилого человека, успешно участвуют в конкурсах, изготавливают материал для спектаклей театральной студии.
Невозможно представить детство без сказки. Сказкотерапия – технология, которую мы успешно используем в работе с детьми с ОВЗ. Сказка развивает внутренние силы ребёнка, благодаря которым человек не может не делать добра, она учит сопереживать, формирует языковую культуру. Руководители кружка не только помогают детям понять характер героев, различать понятия добра и зла, но и выражать собственное отношение к добру и злу.
Наряду с воспитанниками театральную студию посещают и их родители, и педагоги учреждения. Спектакли и кукольные театры разыгрываются на утренниках и фольклорных праздниках.
«Родительский час. Основная идея этого направления – возрождение семейных ценностей, что обеспечивает понимание детьми важности семейных отношений и народных традиций. Где-то оборвалась та ниточка, которая связывала старших детей с младшими, нет совместных дворовых игр, которые передаются из поколения в поколение. Пора возвращать утраченные традиции. Мастер-классы, проводимые родителями, дедушками бабушками наших воспитанников «Я учусь ремеслу», «Национальная кухня», «Игрушки своими руками», «Забытые игры бабушек и дедушек» и другие вызывают у детей неподдельный интерес. Дети с удовольствием знакомятся с играми, в которые играли их бабушки и дедушки, узнают о хобби старших поколений.
И конечно же все эти направления реализуются в тесном взаимодействии между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.
Итогом взаимодействия педагогов, детей и родителей являются народные праздники, развлечения, тематические недели, где каждый ребенок может реализовать свои потребности и проявить способности. Дети играют спектакли, готовят к ним афиши и атрибуты, поют, танцуют, читают стихи и др.
Не секрет, что взрослые проблемы родом из детства. И нужно сделать так, чтобы каждый ребенок еще в дошкольном детстве поверил в себя, был нужен и реализован, был не только умным, но и самостоятельным и воспитанным.