Галия Саубяновна Ситдикова
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №12 «Алтынчэч», г.Бавлы
В настоящее время патриотическое воспитание подрастающего поколения стало одной из актуальных задач. Цель патриотического воспитания — формирование активной социальной позиции у детей, воспитание гуманной, самостоятельной, развитой личности.
ЗАДАЧИ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
- Воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
- Формировать бережное отношение к природе и всему живому.
- Воспитывать уважение к труду.
- Развивать интерес к русским традициям и промыслам.
- Формировать элементарные знания о правах человека.
- Расширять знания детей о России, развивать чувство гордости за свою Родину, народ.
- Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
- Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны.
- Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей представлена следующим образом:
- Детский сад;
- Семья;
- Родная улица, район;
- Родной город;
- Страна, ее столица, символика;
- Права и обязанности (Конституция);
- Права ребенка (конвенция).
С самого раннего возраста в детском саду у детей воспитывается чувство Родины. Сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, к детскому саду, затем к городу, ко всей стране, т.е. по принципу через малое к большому.
Патриотическое воспитание дошкольников в старших группах дошкольного учреждения дополняется знаниями детей о России как родной стране, о государственной символике. Патриотическое воспитание дошкольников начинается с запоминания названия своей страны – России. В возрасте 5-6 лет дети, подготавливаясь к торжеству, учат стихи, песни, изучают его историю. Это и есть патриотическое воспитание дошкольников, т.к. у детей появляются не только знания, но и ценностное отношение к своим традициям. Праздник Победы, День защитника Отечества, День космонавтики, День народного единства и другие – это праздники, формирующие у детей гордость за свою Родину, за своих людей. В этом возрасте они знакомятся со своим регионом, с его особенностями и достопримечательностями.
Воспитывая маленьких патриотов большой страны, следует настраиваться на длительный, сложный процесс. Успехом в данной работе можно заручиться лишь в том случае, если сам педагог будет хорошо знать историю своей страны, края, города. Нужно учиться преподносить материал, используя понятные термины для детей. Ведь от этого зависит, воспримет ли ребенок данные знания и захочет ли он узнать еще что — то новое. Работая над проблемой патриотического воспитания, педагоги нашего дошкольного образовательного учреждения стараются решать следующие задачи: ‒ воспитать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, городу; ‒ сформировать представление о своем родном крае, городе на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям; ‒ сформировать представление у детей о России, как о родной стране. ‒ воспитать гражданские и патриотические чувства у дошкольников через изучение государственной символики; ‒ развить чувство ответственности и гордости за достижения своей страны; ‒ сформировать толерантность, чувство уважения к людям другой национальности, их традициям. Чтобы работа по воспитанию патриотизма у детей велась систематически и целенаправленно, нами был разработан перспективный план для старших дошкольников на тему: «Мир вокруг нас». На каждый месяц педагогами были запланированы занятия по различным темам: «Символика России», «Неофициальные символы России», «Защитники нашей Родины», «Мой город» и другие. Перспективный план позволил нам как можно тщательнее подойти к решению задач. Чтобы добиться положительных результатов в своей работе нами используются следующие формы работы: ‒ Тематические занятия. ‒ Игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры, развивающие игры, дидактические игры, настольно-печатные, подвижные игры.) ‒ Проведение праздников (развлечений). ‒ Смотры-конкурсы, выставки детского творчества. ‒ Организация экскурсий. ‒ Трудовая деятельность. Наши воспитанники побывали на экскурсиях по родному городу, где имели возможность любоваться его красотами, где учились беречь и любить свою малую родину. Во время экскурсий дети знакомятся с улицами, различными достопримечательностями. Вместе с родителями накануне праздника Великой Победы мы посетили памятник погибшим воинам, Там воспитанники возложили цветы и почтили память погибших минутой молчания. Празднование Дня города тоже не обошлось без участия детей и родителей нашего детского сада. Закрепляя знания, полученные на экскурсиях, с дошкольниками проводятся тематические занятия, беседы с использованием фотографий, иллюстраций. Дети делают выводы, дают нравственные оценки увиденному и услышанному. Педагоги нашего дошкольного учреждения стараются сделать такую подачу информации как можно более яркими, впечатляющими. Чтобы в памяти детей остались знания о родных местах. Так как у детей дошкольного возраста игра является основным видом деятельности, в свободное время работа по ведущей теме месяца продолжается в играх: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных. Дети проявляют свои лучшие качества в играх: «МЧС», «Моряки», «Летчики», «Пожарные», «Космонавты» и другие. С удовольствием играют в народные подвижные игры: «Коршун и цыплята», «Городки», «Салки» и другие. Занимаясь дидактическими играми: «Узнай и расскажи», «Символы России», «Когда это было», «Экологический светофор», «Кто живет в нашем лесу», «Чем богат наш край?» дошкольники закрепляют знания о символике родной страны, ее природе, о столице нашей Родины, о родном городе др. Дети участвуют в различных праздниках, развлечениях, которые проводятся в нашем детском саду. Например, в спортивных соревнованиях, посвященных Дню Защитника Отечества, с участием пап. На таких мероприятиях дошкольники испытывают чувство гордости за своих отцов, учатся им подражать. Дети имеют возможность окунуться в атмосферу общей радости, веселья. А затем отразить свои впечатления в продуктивной деятельности. Темы их рисунков: «Мой папа на службе», «Здравствуй город!», «Улицы и дома нашего города», «Мой город в будущем», «Природа нашего края», «Дикие животные наших лесов» и другие. Так же дети могут выразить свои мысли в конструировании, в изготовлении подарков, которые вручают бывшим воинам и просто тем гостям, которые приходят в детский сад на мероприятия. Педагоги вместе с детьми оформляют выставки детского творчества к знаменательным датам нашей страны. А также участвуют в смотрах — конкурсах, проводимых по различным тематикам. Так собирая материал к оформлению выставки «Бессмертный полк» наши дети имели возможность познакомиться с теми людьми, кто защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны. Воспитатели показывали фотографии, принесенные родителями, и рассказывали о защитниках далекой войны.
Мы стараемся подвести детей к тому, что детский сад – это часть Родины. Для детей – тоже семья, где они тоже вместе радуются и сопереживают. Для этого мы организовали коллективную аппликацию «Наш детский сад». Вместе с детьми учили стихи:
Детский сад – тоже часть Родины
Здесь живем мы, играем, растем,
Здесь мы учимся, дружим, взрослеем
Много нового здесь узнаем.
Здесь зимой мы о птицах заботимся,
В летний день поливаем цветы,
А весной мы развесим скворечники,
Чтобы к нам возвратились скворцы.
Целый день мы в делах и заботах,
Ведь мы добрые любим дела,
Чтобы милая, малая Родина
Еще лучше и краше была!!!
Тот же принцип – через малое к большому – мы стараемся соблюдать и при воспитании у детей любви к своему городу. Дети должны понять, что их город – это тоже частица Родины. Знакомим детей с предприятиями, достопримечательностями, памятниками, музеем.
Для улучшения эмоционального воздействия применяем прием включения детей в воображаемую ситуацию: «К нам приехал гость. Он никогда не был в нашем городе. Что мы ему покажем?». Это помогает лучше узнать историю своего народа, города. Дети понимают, что они принадлежат к жителям этого города.
Когда ребенок ощутил себя членом своей семьи, детского коллектива, жителем своего города, подводим детей к тому, что они являются членами большой страны России. Здесь обязательно присутствуют темы: «Моя родина – Россия», «Природа нашей страны», «Российская Армия – защитница Родины».
В группе очень насыщенная развивающая предметно – пространственная среда по патриотическому воспитанию: альбомы, картотека дидактических игр , настольно –печатные игры, разрезные картинки, художественная литература.
В теме «Моя родина – Россия» обязательно планируются такие занятия, как «Москва – столица России», «Наш президент», «Государственные символы России (гимн, флаг, герб)», «Казань – столица Татарстана», «Государственные символы Татарстана(гимн, флаг, герб). Занятия начинаем со средней группы. Проводим беседы, что для растений, животных, людей, невозможна жизнь без солнца, какое значение имеют образы солнца и птиц в фольклоре. Знакомим с образом двуглавого орла, как символа солнечной колесницы или солнца. В средней группе происходит визуальное знакомство с флагом России. Дети знакомятся с цветом: белым, синим, красным в природе. Так подводим детей к тому, что эти цвета появились на флаге не случайно. Затем дети выполняют аппликацию «Флажок».
Знакомим детей с элементарными сведениями об истории происхождения Российского флага, формируем начальные представления о символическом значении цветов государственного флага России. Здесь же дети узнают о существовании различных гербов и эмблем. В подготовительной к школе группе расширяем знания детей об истории государственной символики России, знакомим с работой президента, правительства.
Тесная работа с родителями в вопросе воспитания патриотических чувств у дошкольников является важным условием для получения положительных результатов. В итоге, родители становятся не только помощниками, но и равноправными участниками формирования личности ребёнка, а заметные сдвиги в проявлении гражданских качеств радуют и воспитателей, и родителей.
Помогаем родителям правильно сделать отбор фильмов для просмотра и произведений для домашнего чтения с целью нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
В заключение хочется сказать, что, воспитывая маленьких патриотов нашей большой Родины необходимо проводить системную, целенаправленную работу. У детей дошкольного возраста велика потребность в познании окружающего мира, людей, природы. Не зря их называют «почемучками». Они готовы откликнуться на изучение нового и всего, что их окружает. Так же нужно учитывать возрастные особенности при отборе материала для реализации задач по патриотическому воспитанию. Эффективность работы по данному направлению невозможна без участия родителей и их понимания о необходимости патриотического воспитания.
Можно сделать вывод: 1. Пути воспитания патриотизма могут быть разнообразными, главное – зародить в ребенке его великое чувство – быть гражданином России. 2. Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении побольше узнать, но и желание потребности трудиться на благо России, бережно относиться к ее богатствам, знать свои права и обязанности, не нарушать законы. Будем воспитывать в детях чувство любви к своему Отечеству вместе!.