Волкова Ирина Максимовна
старший воспитатель
МАДОУ «Детский сад №376» Московского района г.Казани
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян.
Концепция дошкольного воспитания, поставила перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственного, творческого, думающего.
Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество в разрушении личности.
Очень важно приобщение ребенка к культуре своего народа, к наследию предков. Это воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.
Понимая важность этого вопроса, одним из приоритетных направлений нашего ДОУ является работа по нравственно- патриотическому воспитанию.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к своей семье, родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания, и мы педагоги, должны довести до сознания детей то, что люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: образовательной, в играх, в труде, в быту, в совместной деятельности воспитателя с детьми.
В своей работе по нравственно-патриотическому воспитанию наши педагоги используют разные формы работы:
– проектная деятельность;
– день открытых дверей;
– круглый стол;
– мастер-класс;
– экологические акции;
– тематические выставки;
– изготовление Лэпбука;
– интервью к фильму;
– познавательно-исследовательская деятельность;
– просмотр Презентаций, мультфильмов;
– использование мнемотаблиц;
– чтение художественных произведений, просмотр презентаций, мультфильмов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение);
– разучивание с детьми, стихов, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;
– знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством;
– привлечение детей к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для детей окружении;
– поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестное выполнение поручений, за хорошее поведение в общественных местах;
– личный пример педагога. Мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания;
– досуги, КВН, развлечения, экскурсии, Обрядовые праздники, мероприятия, фестивали;
– спортивное мероприятие с папами;
– сочинение писем и пожеланий заболевшим сверстникам и взрослым;
– игровая деятельность;
– моделирование и решение проблемных ситуаций;
– придумывание сказок, историй и их театрализация;
– экскурсии и целевые прогулки (возложение цветов к памятнику);
– рассказы воспитателя;
– беседы о родном городе, стране, её истории;
– наблюдение за изменениями в облике родного города;
– за трудом людей в детском саду и в городе;
– прослушивание аудиозаписей (гимн страны, гимн города, патриотические песни о Родине);
– использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные,
сказки, песни, потешки, заклички);
– ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка);
– знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов);
– организация тематических выставок;
– участие в общественных и народных календарных праздниках;
– конкурс чтецов;
– участие в городских мероприятиях, конкурсах, проектах;
– участие детей в посильном общественно-полезном труде.
Но больше всего детям полюбились виртуальные экскурсии по историческим достопримечательностям России, городам и красивым местам нашей Родины. Так, мы приняли решение о необходимости педагогического проекта, направленного на создание цифрового образовательного пространства.
Виртуальная экскурсия – это инновационная организационная форма обучения. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность.
В методическом кабинете мы предложили к свободному доступу педагогам банк видео экскурсий по теме патриотического воспитания. В нем насчитывается более 30 занимательных и познавательных файлов по данному направлению. Темы выстроены в логическом порядке так, что педагог может от занятия к занятию пошагово открывать для детей более подробно информацию по теме патриотизма. Отдельным блоком идут видео экскурсии на тему ВОВ и жизни людей в это время.
Мы предлагаем педагогам использовать эти виртуальные экскурсии как часть познавательного занятия, как дополнение к своему подготовленному материалу.
Виртуальная экскурсия позволяет остановить путешествие в тот момент, когда возникает потребность обдумать увиденное. В виртуальной экскурсии легче объединить восприятие нового материала. Процесс обучения становится более живым и непосредственным.