Фаизова Олеся Валерьевна
заместитель директора про УВР
МБУ ДО «Кукморская детская
школа искусств»
Кукморского муниципального района
Республики Татарстан, г. Кукмор
Профессиональное самоопределение – событие, которое часто в корне меняет все течение жизни, затрагивая все ее сферы. Практика показывает, что не все учащиеся в одинаковой степени могут четко представить, чего они хотят, кем они видят себя в будущем. Профессиональная ориентация представляет собой систему мер, направленных на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении. Профессия приносит радость и удовлетворение только в том случае, если она выбрана правильно, соответствует интересам и склонностям человека и находится в полной гармонии с призванием. Работа школы искусств по этому направлению должна быть нацелена на оказание помощи и поддержки учащимся в профессиональном самоопределении.
Возникает необходимость создания наиболее благоприятных условий для обучения способных детей, готовых к продолжению обучения в профессиональных учебных заведениях культуры и искусства после окончания детской школы искусств. Но в современном обществе намечается ряд серьезных проблем, препятствующих продолжению обучения после школы искусств: изменение приоритетов в семье, незаинтересованность родителей в приобретении детьми творческой профессии или профессии педагога в силу их непрестижности, недостаточное освещение в СМИ роли дополнительного образования, неосознанный выбор подростков своей будущей специальности (идут вслед за друзьями, по совету родителей, куда проще поступать) и др.
Профориентационная работа занимает важную роль в учебно- воспитательной деятельности Кукморской детской школы искусств. Основная цель, именно данного направления- это подготовка учащихся к осознанному выбору профессии в соответствии с их способностями, психофизиологическими данными и потребностями общества.
Для повышения эффективности профориентационной работы в Кукморской ДШИ систематично проводится по таким направлениям как:
1. информационная работа – заключается в размещении яркой, привлекательной информации о профессиональной деятельности в сфере искусства на стендах, сайтах, мониторах школы, что позволяет повысить информированность учащихся и членов их семьи о возможностях профессии. Следует отметить, что большинство учащихся и родителей не имеют верного представления о спектре профессий в сфере искусства, о плюсах творческой профессии- до сих пор многие находятся в плену социальных стереотипов (низкий уровень оплаты труда, слабая востребованность, ограниченность сферы применения знаний и технологий и др.);
2. работа с родителями – заключается в организации и проведении тематических родительских собраний, индивидуальных консультаций по вопросу профессионального самоопределения учащихся;
3. работа с учащимися заключается в организованных посещениях ССУЗов и Ввузов в дни открытых дверей, отчетных концертов и конкурсов, в систематических консультациях преподавателей и кураторов по направлениям искусств, творческие встречи с выпускниками – студентами Ввузов, в максимальной вовлеченности учащихся в концертную (гастрольную), лекционную деятельность, мастер- классов, а также в совместных творческих проектах учащихся ДШИ и студентов;
4. работа с преподавателями заключается в проведении педагогических советов, методических советов, семинаров и др. методических мероприятий по вопросам методики профориентационной работы.
Важно понимать, что профориентационная работа будет эффективна при условии вовлеченности в решение поставленной задачи не только педагогических коллективов детских школ искусств, но и преподавателей средних и высших учебных заведений.
Обучение одарённых детей- задача достаточно сложная, решить которую можно только в такой совместно распределённой деятельности представителей различных социальных групп, как социальное партнёрство.
К решению данной задачи в последние годы в рамках социального партнерства Кукморская детская школа искусств сотрудничает с такими предприятиями как Кукморский завод металлопосуды, Кукморская швейная фабрика. Одним из лидеров является Кукморский валяльно- войлочный комбинат. В рамках социального партнерства был разработан и реализован социально- значимый проект «Мастерская Арт- войлок». Целью проекта-, Обучение, помощь в профессиональном самоопределении учащихся ДШИ путем приобщения их к труду и культуре. Итогом данного социального партнерства стали: организация и проведение творческих выставок, создание учащимися художественного отделения из вторичного сырья КВВК сувенирных продукций. Изюминкой итоговой работы в рамках социального партнерства с КВВК является создание коллекции моделей из войлока, которые в свою очередь являются неоднократными призерами и победителями конкурсов и фестивалей различного уровня.
Эффективная организация профориентационной работы с обучающимися, в рамках дополнительного образования, а так же с учетом требований сегодняшнего дня, требует особого ресурсного обеспечения. Для организации качественной профориентационной работы и формирования профориентационного пространства был заключен договор взаимовыгодного социального партнерства с Кукморской швейной фабрикой, в рамках которого планируется реализация такого проекта, как экспериментальная площадка по созданию новых моделей одежды для будущих дизайнеров, где будет оказываться учащимся художественного отделения консультативная и практическая помощь технологов – конструкторов фабрики, экскурсии в производственные цеха.
Еще одним не менее важным взаимовыгодным социальным партнером Кукморской детской школы искусств является Кукморский завод металлопосуды, который в свою очередь принимает участие в поддержке детей в виде материально- технического оснащения кабинетов, пошив сценических костюмов, спонсорская помощь при организации поездок одаренных детей в дальние города для участия в конкурсах.
В целях профориентации детей с особыми образовательными потребностями Кукморская детская школа искусства сотрудничает с преподавателями Казанского государственного института культуры и Кафедрой дизайна национальных искусств Казанского института филологии и межкультурной коммуникации, кафедрами хореографического и Музыкального искусства. Учащие и преподаватели школы искусств активно принимают участие в проводимых институтами олимпиадах, конференциях, исследовательских работ и занимают призовые места. В рамках данного сотрудничества прошло значимое мероприятие– персональная выставка работ научных руководителей ДШИ Салахова Расыха Фаруковича- зав.кафедрой изобразительного искусства и Салаховой Рады Инсафовны- доцента педагогических наук. Так же педагоги выше перечисленных ВУЗов оказывают консультативную помощь при поступлении выпускников Кукморской детской школы искусств в данные учреждения. В октябре 2023 года Государственным ансамблем песни и танца был организован обучающий мастер- класс и концертная программа для учащихся музыкального и хореографического отделений.
Преподаватели Кукморской детской школы искусств на протяжении многих лет используют многочисленные формы работы в направлении профориентации учащихся. Это позволяет показывать следующие результаты: за последние пять лет продолжили профессиональное образование 29 учащихся ДШИ.
Наши выпускники выбирают такие средние и высшие учебные заведения, как: Казанский колледж технологии и дизайна, Казанский национальный исследовательский технологический институт- факультет «Дизайн», Казанский архитектурно- строительный университет- факультет- градостроительство; Санкт-петербургский государственный политехнический университет- факультет ДПИ, Санкт-петербургский государственный институт культуры- факультет Эстрадно- джазовый; КазГИК- факультеты текстильный дизайн, музыкального искусства, театрального искусства; Арский педагогический колледж- Музыкальное образование; Казанский музыкальный колледж, Музыкальное училище имени Аухадиева, Казанское театральное училище и многие другие.
Наши выпускники играют в различных театрах: Кива Евгений, окончив ГИТИС, работает в Качаловском театре, Зиннуров Рустам, Зиннуров Рушан работают в Мензелинском театре. Юртаева Лейсан работает главным архитектором Кукморского района. Насибуллина Эльвина снималась в таких татарских художественных фильмах, как «Рэхэт яшибез» и «Жылы эзли жаннар». Является ведущей детского телеканала «Шаян ТВ». Так же ей неоднократно поступают предложения из г. Москвы. Многие выпускники работают в общеобразовательных школах учителями изобразительного искусства, технологии, музыки; в учреждениях дополнительного образования педагогами художественного, музыкального отделений. Работают методистами художественной направленности в РДК и ДШИ.
Отрадно, что за прошедшие 33года из стен Кукморской детской школ искусств вышло немало выпускников. Многие из них стали профессиональными музыкантами, дизайнерами, художниками, многие сохранили трепетное отношение к школе и приводят сюда своих детей, внуков. За это нужно благодарить школу и ее уникальных преподавателей.