Мустафина Рамзия Сулеймановна
воспитатель по обучению
татарскому и русскому языкам
МБДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида №47
г. Нижнекамск, Республика Татарстан
Патриотическое воспитание детей одна из важнейших задач дошкольного образования. Его суть состоит в том, чтобы посеять и вырастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, семье, детскому саду, городу, Отечеству. Безусловно, патриотизм – это преданность стране, в которой живёт человек, уважение культур народов.
В общении со всем этим рождается и укрепляется любовь к Родине. Отношение ребёнка к дому, как безусловной ценности и, в связи с этим, осмысление своего места и роли в мире, осознание своей ответственности за этот дом – именно это должно найти отклик в душе каждого ребёнка.
Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания собственных корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Отечественные и зарубежные психологи отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности. Нравственность «задаёт» поведение человека изнутри, помогает устоять перед напором негативных воздействий.
Дошкольное детство – важный и самобытный период жизни человека, время формирования основ базовой культуры личности, освоения системы нравственных эталонов и особой восприимчивости к воспитательным воздействиям. Эмоциональная отзывчивость: отклик на эмоции близких людей и друзей, сопереживание персонажам сказок, историй, рассказов, эмоциональная реакция на произведения изобразительного искусства. Музыкальные и художественные произведения, мир природы. Способность решать личностные проблемы, адекватные возрасту, способность управлять своим поведением.
В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются следующие задачи:
Задачи эстетического и нравственного воспитания:
Самое существенное в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках. Действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, труде, творческой и изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни.
Задачи физического воспитания:
Развитие смелости, ловкости (особенно в спортивных играх с военно – патриотическим содержанием).
Задачи трудового воспитания:
Труд дошкольника невелик и несложен, однако он необходим для формирования его личности. Взрослые должны приучать детей добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели, воспитывать бережное отношение к общественному добру, к природе родного края
Формирование бережного отношения к природе:
Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному городу, с желанием работать вместе с взрослыми по его благоустройству.
В процессе работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в детском саду используются разные формы работы с детьми:
– целевые прогулки и экскурсии,
– наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь людей и т.д.),
– рассказ, в сочетании с показом и наблюдениями детей,
– беседы о родном городе, крае,
– использование иллюстраций, видеофильмов, детских произведений,
– разучивание песен и стихов о Родине, пословиц, поговорок,
– чтение сказок,
– прослушивание музыкальных произведений,
– ознакомление с произведениями народного творчества,
– тематические праздники, утренники с приглашением ветеранов войн, героев труда (воспитание уважения к ветеранам войны и труда),
– привлечение детей к посильному общественно – полезному труду.
– поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, хорошо вести себя в общественных местах.
Чувство Родины у ребёнка начинается с любви к самим близким людям. Сколько открытий делает ежедневно ребёнок! И хотя многие впечатления им ещё не осознаются, важно, что маленький человек испытывает восхищение тем, что он видит перед собой. С восхищения и начинается познание.
Формирование любви к Родине в младшем дошкольном возрасте идёт через любовь к природе, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира в; среднем дошкольном возрасте проходит через познание мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития ребёнка; в старшем дошкольном возрасте через познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры, через закладывание основ уважительного отношения к другим культурам, через эмоциональную отзывчивость.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание является, основной базой формирования личности у дошкольников. Мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твёрдо скажем о нём, что он патриот и гражданин своей Родины.
Список литературы:
1. Аксенико Л., Юсупова А., Компаниец Л., Леина О. С чего начинается родина? // Дошкольное воспитание. -2013. – № 5. – С. 24-26.
2. Большакова Л.И. Воспитание у детей любви к родному краю // Детство. – 2014. – № 5-6. – С. 1- 6.
3. Маркова В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 12. – С. 104-110.
4. Поштарёва Т. Патриотическое воспитание // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 7. – С. 28-31.
5. Потаповская О.М. О методологических подходах к духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста // Педагогика – 2013. – № 6. – С. 72-82.