Шарапова Алия Минниахатовна
педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад №7»
г. Лениногорск, Республика Татарстан
Цель тренинга: Психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу.
Задачи тренинга:
– формирование благоприятного психологического климата;
– нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
– развитие умения работать в команде;
– сплочение группы;
– осознание каждым участником своей роли, функции в группе;
– повысить коммуникативные навыки педагогов;
– повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.
Оборудование: мультимедийное оборудование, листочки с заданиями, значки солнце и луна на распределение команд, карандаши, фломастеры, 2 мольберта, листа А3 (2 шт), лист А4 (2шт) , звоночек.
Участники: педагоги (15-17 человек).
I. Вводная часть – 3 минуты.
II. Основная часть – 32 минут.
III. Заключительная часть – 5 минуты
Ход тренинга
- Вводная часть
Участники стоят в общем кругу.
Представьте, что наш коллектив — это целая Вселенная без начала и конца, огромная, бездонная. Но все во Вселенной имеет свое начало. Долго-долго, без сути и без назначения молекулы хаотично движутся в пространстве.
Упражнение «Здороваемся локтями» (Звучит «космическая» музыка)
Цель: Установление контакта между участниками, разрушение привычных стереотипов приветствия, развитие креативности.
Все участники рассчитываются на 1, 2, 3. Участники с №1 складывают руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; №2 – упираются руками в бедро, чтобы локти тоже были направлены в стороны; №3 – держат сложенные крест-накрест руки на груди, при этом локти развернуты в стороны.
После того как участники примут исходное положение, им предлагается по сигналу (звону колокольчика) поздороваться как можно большим количеством присутствующих, сказав при этом: «Привет, как дела» и коснувшись друг друга локтями.
Представьте, что вы эти молекулы… Можете закрыть глаза, чтобы легче было представить. (Пауза.) Молекулы сталкиваются друг с другом, смотрят друг на друга, рассматривают, здороваются, улыбаются, приветствуют. Представьте себя в свободном полете…
Здорово вот мы с вами и поприветствовали друг друга.
- Основная часть
Признаки психологического климата коллектива
Ничто не бывает вечно, все меняется, и в итоге молекулы, похожие друг на друга, встречаются и образуют планеты. Как эти планеты будут сотрудничать друг с другом, зависит от психологического климата, который они создадут.
Психологический климат — это межличностные отношения, типичные для коллектива, они определяют его основное настроение. В одном климате планета может расцвести, в другом — зачахнуть.
В одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется.
В других — коллектив функционирует оптимально, его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.
Сейчас я предлагаю обратить внимание на экран, на котором написан признак психологического климата в коллективе. Ваша задача — проанализировать написанное и определить, положительный или отрицательный это признак.
Признаки благоприятного психологического климата:
- позитивное настроение в коллективе;
- деловой настрой на работу;
- командный дух и единые цели у всего коллектива;
- готовность всегда помочь коллегам, подменить, если нужно;
- возникающие конфликтные ситуации объективно и оперативно разрешаются;
- поощряется инициатива.
Признаки неблагоприятного психологического климата:
- низкая производительность труда;
- нарушается трудовая дисциплина;
- работа не выполняется в установленные сроки;
- рабочее время тратится на занятия личными делами;
- высокая текучесть кадров;
- ошибки в работе, не четко выполняются профессиональные обязанности, распоряжения администрации.
Климат определяют как благоприятный, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищен, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.
Упражнение «Название планеты» (Работа в группах)
Возьмите пожалуйста карточки на обратной стороне карточек изображены месяц или солнце. Разделитесь на две команды по этому признаку…
В результате эволюции и соединения молекул у нас образовалось две планеты. Но планеты остаются неопознанными и им нужно дать название. Прошу вас совместно написать маленький рассказ про вашу планету, в котором необходимо отобразить:
1) название планеты;
2) кто на ней живет и кто главный житель;
3) бывают ли на вашей планете конфликты, ссоры;
4) с помощью каких методов, слов налаживается психологический климат на вашей планете.
По завершении участники представляют свои планеты.
Рисунок нашей планеты
Участникам предлагается передать свое представление о планете через рисунок. На двух мольбертах прикреплены шаблоны планет. Участники по одному выходят и, пока играет музыка, рисуют. Когда музыка останавливается, выходят следующие участники.
Упражнение «Самолетик»
У нас с вами есть две планеты, которые разделяют целая Галактика. Ну а как же мы с вами будем общаться и ходить друг-другу в гости? Для этого я предлагая вам построить самолёты
1-ая пары участников берут друг друга за руку и свободными руками делают бумажный самолетик,
2-ая пара разукрашивают его,
Остальные презентуют свой летающий аппарат.
По окончании игры задаются вопросы: «Легко ли было справиться с заданием? Пытались ли вы договориться друг с другом, распределить, кто, что будет делать и выполнить задание сообща?
Вы создали целую Галактику, в которой живете, работаете, и выразили эмоциональное отношение к своему социальному окружению.
Теперь в Галактике нашего коллектива царит только положительный психологический климат, который поднимает настроение и «боевой дух», делает нас дружными и приветливыми, придает уверенности в работе, стимулирует к труду, помогает раскрыть профессиональный и творческий потенциал, повышает готовность брать на себя ответственность и решать сложные задачи, способствует созданию команды профессионалов.
- Заключительная часть
Рефлексия «Галактика»
Ваши планеты оставили свое тепло, которое олицетворяет вот это небольшая Галактика (Марблс). Давайте передадим ее по кругу как символ тепла, света, взаимопонимания. Передавая ее своему коллеге, поделитесь впечатлениями от игры. Что понравилось, что нет? Что чувствовали во время игры? Какие эмоции испытывали? Какие мысли, а может, идеи приходили?
Коллектив – это лучшее,
Что есть у нас,
Это лучший из лучших
Общественный пласт.
Пожелаем же нам
Достижений и благ,
Пусть успехи, победы
Преследуют нас!
Благодарю вас за участие!
Список литературы:
- Петрушин, С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе. Методика развития компетентности в общении в группе от 40 до 100 человек [Текст] / С.В.Петрушин – М.: Академический проект, 2004. – С.172-239.
- Семенова, Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие [Текст] / Е.М.Семенова. – 3-е изд. – М.: Психотерапия, 2006. – 256с.
- Хрящева, Н.Ю. Психогимнастика в тренинге [Текст] / Н.Ю. Хрящева