Блинова Елена Геннадьевна
методист
МБУДО «Центр детского творчества»
Ново-Савиновского района г. Казани
Республика Татарстан
На основе осмысления современного образования формируется новая педагогика – педагогика свободной личности. Личность формируется личностью. Сегодня нужен педагог, умеющий видеть ребенка, создавать условия для его развития, атмосферу, которая бы давала уверенность в себе, поощряла его интересы и способности, творческое начало. Поэтому уделяется значительное внимание деятельности методической службе, которая делает много для того, чтобы отвечать следующим задачам:
– формирование у каждого педагога дополнительного образования диагностики развития ребенка, подростка;
– уровень дифференциации в работе с кадрами;
-стимулирование педагогов к самопрогроммируемому групповому и индивидуальному самообразованию на основе глубокого анализа и диагностики;
– создание условий для исследовательской, инновационно-поисковой деятельности педагогов.
В настоящее время учреждение дополнительного образования комплексно решает проблемы социальной адаптации ребенка. Приоритетными направлениями становятся проблемы развития воспитания, образования и здоровья. Успешное решение этих проблем возможно лишь при осуществлении личностно-ориентированного подхода. Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию на сегодняшний день – одна из самых актуальных задач. Для решения данной задачи нужно создать максимально благоприятные условия для самореализации творческих способностей каждого ребенка, чтобы каждый выпускник ЦДТ был востребован на рынке рабочей силы, был способен адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. А для этого у него должны быть такие качества и способности:
1. Уметь ставить перед собой цели достижения разного уровня сложности и длительности.
2. Креативность. Творческое восприятие действительности, желание создавать новое, получение удовлетворения от самого творческого процесса.
3. Развитие личностных инновационных характеристик: приобретение новых знаний, нестандартных решений.
4. Рефлексия и аналитические способности. Уметь оценивать обстановку, осознавать и видеть свои достоинства и недостатки, а так же отношение окружающих к себе и к своей деятельности.
5. Коммуникативные умения. Самостоятельность и независимость, признание и уважение этих качеств личности.
6. Функциональная грамотность: работа в разных знаковых системах с любой информацией.
7. Эмоциональное развитие личности. Умение адекватно реагировать на внешние воздействия.
8. Приобщение к ценностям мировой культуры.
Одной из актуальных проблем формирования личности является формирование лидеров нового поколения.
Как же строить работу по приобщению учащихся к идее лидерства, сочетая при этом и формирование личности и подготовку учащихся к возможным версиям работы с лидерами?
Одним из средств достижения этой цели служат сложившиеся в ЦДТ, основанные в большинстве случаев на свободе выбора учащимися средств, приемов, ролей. В Центре есть звено, в котором изначально проявляется выбор деятельности, ролевых функций, лидерской логики поведения учащихся. Это – сфера их свободного времени, которая объединяет детей, помогает строить им взаимоотношения (выбор партнеров общения, стиль общения, масштаб своей личности, имидж, душевное спокойствие). Занимаясь в кружках музыкально-эстетического профиля, у детей формируется практика частого выступления на сцене, умения держаться на сцене, заслуженно получать свою «долю аплодисментов». Именно здесь закрепляется тот ресурс лидерства, который может быть еще скрыт в ребенке, подростке, а в ходе учебных занятий закрепляется в этой привлекательной и свободной досуговой деятельности.
В объединениях декоративно-прикладного и изобразительного творчества дети раскрывают свои творческие и лидерские качества через манеру передачи письма, цветовую гамму, образное решение, понимают и ценят произведения искусства, приобретают определенные специфические навыки, демонстрируют богатую фантазию, изобретательность, художественный вкус и бережное отношение к народным традициям. Все это развивает творческий потенциал личности, способность сосредотачиваться на результатах, проявляет индивидуальные склонности и интересы выражать себя.
Занятия в объединениях спортивной направленности развивают увлеченность и стремление к поставленной цели, достижение этих целей, оказывают влияние на быстроту реакции, находчивости, адекватной ориентации в изменяющейся ситуации, поиск неудачных движений и пути их решения.
Как показывает практика, дети занимающиеся дополнительным образованием свободнее и увереннее чувствуют себя в дальнейшей жизни, достигают больших результатов в работе. У них присутствует установка на образ жизни, помогающий им обретать свой устойчивый здоровый лидерский характер независимо от всей сложности жизненных обстоятельств.
Важнейшей задачей педагога дополнительного образования сейчас является обеспечение становления личности ребенка в коллективе, развитие его индивидуальности, предоставление ребенку больших возможностей, чтобы саморазвиваться, оказывать ему поддержку, помогая преодолевать трудности и опасности этого пути.
Личность формируется и развивается в процессе разнообразной деятельности. И чем разнообразнее эта деятельность, тем больше возможностей для развития личности, ее способностей и интересов. Чем шире круг видов деятельности, в которые включен человек с детства, тем богаче его личность.
Успех каждого человека индивидуален, и определить путь к нему может только сам человек. Невозможно стать успешной личностью, оставаясь пассивным и поэтому единственный путь к успеху лежит через формирование личности и его лидерских качеств.