Ахметзянова Румия Салиховна
Хайрутдинова Римма Ильинична
учителя музыки
МАОУ «Средняя общеобразовательная
школа №7»
МАОУ «Гимназия №5»
г. Альметьевск, Республика Татарстан
Аннотация. В данной статье приведены примеры сетевого взаимодействия, наставничества, форм и методов работы по арт-педагогике в общеобразовательной школе.
Ключевые слова: наставничество, сетевое взаимодействие, арт-педагогика, проект, образование, профессиональное развитие, педагог.
Введение.
Непрерывное профессиональное развитие педагога связано с обеспечением высокого качества образования. Ежегодно в системе образования происходят обновления, изменения и задача учителя – своевременно внедрять их в практическую деятельность. Большую роль в этом процессе играет наставничество.
Наставничество помогает усовершенствовать прикладные профессиональные компетенции, оно направлено на развитие педагога и является наиболее эффективной технологией обучения. Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе педагогической общественности с целью повышения своего мастерства и распространения опыта работы [2].
Направления наставничества:
учебно-профессиональное: наставничество в профессиональной образовательной организации в период подготовки к профессиональным конкурсам, олимпиадам, чемпионатам профессий в целях развития профессиональных компетенций обучающихся;
социокультурное наставничество: наставничество, осуществляемое, во внеурочной общественной деятельности, выявление и развитие талантов и способностей обучающихся к творчеству;
индивидуально-профилактическое наставничество: наставничество в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию, состоящие на различных видах учета;
психолого-педагогическое сопровождение деятельности молодого специалиста: наставничество, в процессе которого формируются профессиональные умения и навыки, надлежащее исполнение должностных обязанностей, ознакомление с особенностями работы образовательной организации.
Для развития наставничества в педагогике необходимо привлекать работников других образовательных учреждений, методических объединений, центров, организаций, связанных с работой в подростковой среде.
К формам наставничества можно отнести проведение семинаров-практикумов, обучение новым технологиям в преподавании через арт-педагогику, создавая условия для эффективного профессионального развития и повышения качества образования.
Изложение основного материала статьи.
Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет систему требований, одно из которых – воспитание: чувства гражданской идентичности, патриотизма, учебной мотивации, стремления к познанию, умению общаться, чувства ответственности за свои поступки, толерантность и другое. Основа Стандарта – развитие духовно-нравственной личности и воспитание гражданина России.
В процессе взросления и социализации подросток сталкивается с рядом трудностей, в основе которых лежат различные факторы:
– рост детской агрессивности и асоциальности;
– разрушение системы общественного воспитания личности;
– осложнение вхождения в жизнь из-за кризиса современной семьи (по разным причинам).
Одним из профессиональных путей решения проблем воспитания и социализации является Арт-педагогика. В городе Альметьевске куратором данного направления выступает Центр психологической службы «Нур», осуществляющий обучение по образовательной программе «Арт-педагогика». Наставниками пилотного проекта по внедрению данной программы являются общеобразовательные школы, ранее прошедшие обучение по реализации программы.
Арт-педагогика — отрасль педагогической науки, базирующаяся на слиянии педагогики и искусства, изучающая закономерности воспитания и развития человека посредством искусства. Арт-педагогика занимается разработкой теории и практики, обеспечивает разработку теории и практики процесса художественного развития людей, формирует основы культуры личности через искусство и художественно-творческую деятельность. Суть арт-педагогики состоит в воспитании, обучении и развитии личностей средствами искусства; формировании у них основ художественной культуры и овладении практическими навыками в разных видах художественной деятельности [3].
Функции арт-педагогики:
культурологическая: связь личности ребенка с культурой, как системой ценностей, развитием его, как творца;
образовательная: направлено на развитие личности и познание мира через различные виды искусства;
воспитательная: формирует морально-эстетические, коммуникативно-рефлективные основы личности ребёнка с помощью искусства;
коррекционная: способствует профилактическому, коррекционному, адаптационному воздействию на подростка, формирует морально-эстетические и коммуникативные основы личности средствами искусства и художественной деятельности [1].
В арт-педагогике творчество дает терапевтический эффект, а терапевтическая часть представляет собой творческий процесс. Особенность арт-педагогики заключается в том, что наряду с традиционными методами обучения, воспитания и развития личности, используются методы художественного познания действительности средствами живописи, литературы, театра, музыки, танца, кино, фотографии и многого другого.
Основная цель арт-педагогической деятельности – это гармонизация развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания. Ведущее средство обучения арт-урока – искусство. Развитие личности ребёнка в арт-педагогике – это способность свободно выражать своё мнение, вступать в диалог с другими, предвидеть последствия своих действий, выбирать, оценивать и планировать.
В 2022 году в общеобразовательных школах города Альметьевска Республики Татарстан стартовал проект «Арт-педагогика в школах», цель которого – активизация познавательной деятельности детей средствами творчества и искусства, развитие мышления, творческого воображения, памяти, гармонизация внутреннего мира ребёнка, повышение интеллекта, воспитание личности и позитивная социализация. Для реализации проекта учителя школ прошли обучение по данному направлению и с успехом внедряют эту практику в процесс образования и социализации подростков.
В 2023 году по итогу недели психологии «Арт и бесконечность» на базе МАОУ «СОШ №7» прошёл муниципальный семинар-практикум для руководителей и психологов общеобразовательных учреждений Альметьевского муниципального района, в котором педагоги выступили в роли наставников.
В рамках семинара на открытом уроке музыки по теме «Татарская народная песня и татарский орнамент – традиции нашего народа» обучающиеся 6 класса провели связь между татарской народной песней и символикой традиционного татарского орнамента, показали ритмический рисунок и музыкальную фразу с помощью шумовых и ударных инструментов, а затем связали его с понятием ритма и рапорта в живописи, изобразив на бумаге, создав свой орнамент – музыкальную схему.
22 марта 2024 года в Альметьевске на базе МАОУ “Полилингвальная гимназия “Адымнар-Альметьевск” прошёл Республиканский образовательный форум «Создание благоприятных условий для формирования безопасной образовательной среды в школе», на котором были представлены лучшие практики, среди них – Арт-педагогика.
Арт-педагогика представлена следующими методами:
- Библио- и сказкометод (незаконченное сочинительство, создание книги);
- Музыкометод (восприятие, слушание, пение, игра на музыкальных инструментах);
- Имаготерапия (драма и перформанс);
- Куклотерапия (изготовление кукол своими руками);
- Танцевально-двигательная терапия;
- Игрометод
- Мандалотерапия, нейрографика, кляксография, акватушь, рисование сухими листьями и сыпучими материалами, палочками на зеркале, рисование частями тела, рисование пластилином, эбру (рисунок на воде).
Изо техники: каракули, коллаж, создание творческих альбомов, создание арт-объектов, инсталляций.
Во внеурочное время можно использовать одну из методик арт-педагогики танцевально-двигательную терапию – Body percussion. Это вид творчества, где музыка и ритм создаются без каких-либо инструментов лишь с помощью голоса, хлопков, щелчков и ударов ногами.
К танцевально-двигательной терапии можно отнести проведение культурно-массовых мероприятий таких как «Масленица», «Сабантуй», «Арт-гостиная». В рамках сетевого взаимодействия данную работу проводит Альметьевский музыкальный колледж имени Ф.Яруллина.
Выводы.
Система организации наставничества педагогических кадров на основе сетевого взаимодействия направлена на обеспечение высокого качества образования, а также на увеличение числа наставников в образовательных организациях, привлечения к наставнической деятельности лучших работников образования и образовательных организаций. Созданные условия для эффективного профессионального развития способствуют привлечению молодых специалистов в образовательные организации.
В процессе реализации проекта «Арт-педагогика» было выявлено, что совместная деятельность педагогов, учеников и родителей формирует положительное отношение к школе, способствует достижению главной цели – воспитание, творческое развитие ребёнка и его успешная социализация. В результате были определены перспективы реализации проекта, которые спроектированы с учетом предложений наставников.
Литература
- Арт-терапия и арт-педагогика: новые возможности для развития и социализации личности: сборник материалов первой всероссийской научно практической конференции / под общ. ред. А. И. Копытина. СПб.: Скифияпринт, 2016. – 112 с. – ISBN 978-5-98620-198-6.
- Волкова, Н.А. Наставничество в школе как ресурсная среда для развития компетенций обучающихся [Электронный ресурс] / Н. А. Волкова, И. В. Сычева // Академический вестник. Вестник СПб АППО. – 2022. – №2. – С.18-21.
- Христидис Т. В. Арт-педагогика: современные тенденции развития //
Арт-педагогические технологии в культуре и образовании : материалы II Международной научно-практической конференции, 3 апреля 2018 года. Москва: Московский государственный институт культуры, 2018. С. 6–11.