Хасаньянова Венера Дамировна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №12 г. Лениногорск»
Республика Татарстан
Цель: ознакомление с современными цифровыми технологиями.
Задачи:
– образовательные: Развивать умение применять некоторые цифровые средства для познания окружающего мира, соблюдая правила их безопасного использования
– совершенствовать знания и умений безопасного поведения детей на дороге;
– развивать у детей чувство ответственности за собственную безопасность при соблюдении правил безопасного поведения на дорогах.
– воспитательные: учить детей культуре речевого общения, умению не перебивать других;
– воспитывать культуру речевого общения, развивать коммуникативные умения;
– поддерживать положительную самооценку ребенка, детскую инициативу и самостоятельность.
– развивающие: формировать умение обобщать полученную информацию, делать выводы.
Предварительная работа: знакомство с понятием «карта», ее разновидностями; заранее просмотреть маршрут и встречающиеся на нем знаки.
Материалы и оборудование: ноутбук, мышка, выход в сеть интернет; большие дорожные знаки:
– пешеходный переход – 5.19
– движение без остановки запрещено – 2.5
– уступите дорогу – 2.4
– место остановки автобуса и (или) троллейбуса – 5.16
– движение прямо – 4.1.1
– остановка запрещена – 3.27
– стоянка запрещена – 3.28
– искусственная неровность – 5.20
– главная дорога – 2.1
– въезд запрещен – 3.1
– ограничение максимальной скорости – 3.24
Ход занятия
- Вводная часть
Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие по нашему городу в самый его центр. Как думаете, куда мы с вами отправимся? (на центральную площадь им. Ленина). Но это путешествие будет не обычное, а с помощью компьютера.
Как думаете, сможем ли мы это сделать? А как?
В наше время есть множество разнообразных приложений и программ как на компьютеры, так и на планшеты и телефоны: Гугл мэпс, Яндекс карты, 2Гис…
Знакомьтесь, это «Яндекс-карты». Слышали о таком? Да, его еще называют и используют как «навигатор» в машинах.
Для путешествия нам понадобится какое-либо устройство, интернет, мышка и много любознательности.
- Основная часть
Итак, начинаем движение.
Откуда мы его начнем? От детского сада. Смотрите, ребята, сейчас мы находимся на улице Куйбышева. Карта показывает нам, что нужно идти в каком направлении? Направо, верно.
Посмотрите, куда мы пришли? Как называется этот участок дороги? Правильно, перекресток – это пересечение двух или более дорог. Его окружают дорожные знаки. Как думаете, для чего они придуманы? Правильно, они помогают получить информацию об особенности данной дороги и правилах поведения на ней пешеходов и водителей. Какой это знак? О чем он говорит? Что еще вы здесь видите, что помогает людям переходить проезжую часть дороги?
Светофор и пешеходный переход. Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Будь внимательным».
Подвижная игра «Будь внимательным».
Берем в руки рули, заводим мотор. На какой сигнал светофора мы можем двигаться? А что делаем на желтый сигнал светофора? (замедляемся, заканчиваем движение или заводим мотор после красного) А на красный сигнал?
Приготовиться к движению. Поехали!
Итак, вот наш первый перекресток на пути. Обратите внимание, в каких направлениях установлены дорожные знаки и светофоры.
Нам нужно дважды перейти проезжую часть дороги для продолжения пути.
Следующий знак достаточно необычный, он является и знаком стоп и в то же находится в треугольнике. Означает он, что в этом месте транспортные средства, выезжающие со двора, должны уступить дорогу тс по главной дороге.
А этот? Место остановки автобуса и (или) троллейбуса находится рядом с другим детским садиком, а чуть дальше расположена школа номер 2.
Следующий знак «Движение прямо», на этой развилке поворачивать к школе нельзя.
«Остановка запрещена» часто ставится рядом с магазинами. Под ней дополнительный знак, что он обозначает?
А как называется этот? И для чего он нужен? Искусственная неровность заставляет машины снизить скорость. Часто он расположен перед пешеходными переходами.
- Заключительная часть
И таким образом мы добрались куда? Да, на центральную площадь им. Ленина нашего любимого Лениногорска. Какие знаки помогут нам добраться дотуда в целости и безопасности? А как думаете, что дольше – добираться туда по Яндекс карте или по свободному маршруту?
А чем нам помогла эта карта? Да, верно. Просмотрев весь путь заранее, мы уже знаем, как долго и в каком направлении нам двигаться, чтобы добраться до нужного места. Это очень помогает в незнакомых городах и районах. Когда вы уже научитесь читать, вам не нужно будет включать режим фотографий-экскурсий (панорамы), и можно будет легко разбираться по схемам до назначенного места. Хотите, в следующий раз мы попробуем? Понравилось ли вам наше сегодняшнее путешествие? Что нового вы сегодня узнали? Предлагаю вам с родителями попробовать пройти от дома до садика.
Грамотное использование возможностей современных информационных технологий способствует активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости дошкольников, развитию навыков самообразования и самоконтроля, повышению уровня комфортности обучения, развитию информационного мышления детей, формирование информационно – коммуникационной компетенции. Тогда появляется правомерный вопрос: как реализовать на практике.
На сегодняшний день в сети Интернет существует множество онлайн сервисов, позволяющих формировать ресурсы для организации образовательной деятельности.
Из своего опыта работы хотелось бы представить электронные карты, которые активизирует познавательную деятельность, вызывает у детей интерес к работе с картами. Функциональные возможности интерактивных электронных карт существенно выше, чем печатных. При работе с электронной картой можно:
- приближать участки земной поверхности для более детального рассмотрения,
- создавать рисунки, наносить надписи,
- на карты добавлять привязанный к территории дополнительный иллюстративный и текстовой материал.
Имея возможность подключения к сети Интернет мы получаем доступ во время образовательного процесса к неограниченным ресурсам и электронным данным, позволяющим повысить наглядность и восприятие материала на занятиях.
В последнее время всё большую популярность приобретают 3D карты, которые, к сожалению, мало используются в работе с детьми. С помощью данных карт во время образовательного процесса педагог может показать воспитанникам не только сам объект на фотографии, но и продемонстрировать, как он выглядит путём отображения его 3D проекции через мультимедиа проектор. Так дети сразу представляют себе не какой-то объект находящийся где-то далеко, а конкретное место, которое они могут видеть перед собой на экране. К тому же возможности, открываемые функцией 3D карт, позволяют увидеть один и тот же объект под разными углами или с разных сторон.
Есть два подходящих сервиса: Яндекс карты и Googe Maps. Существенной разницы в них нет, но для нашего города наиболее актуальная на данный момент информация предоставлена на яндекс картах (обновления 2019/обновления 2022).
Для формирования у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения использование 3D карт является очень эффективным средством. Ассоциативная привязка информации к знакомым местам позволяет детям чаще обращать внимание на изученные вопросы в повседневной жизни, рассказывать о новой информации родителям.
В далее представленном отрывке занятия дети знакомятся с новым сервисом, его возможностями и особенностями. Основное внимание уделяется закреплению знаков дорожного движения.
Ямалетдинова А.М., Медведева А.С. Современные информационные и коммуникационные технологии в учебном