Носова Людмила Анатольевна
Котельникова Елена Александровна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад №151»
г. Казань, Республика Татарстан
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого ручной труд детей в детском саду и дома.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения.
Зачастую ребёнку бывает недостаточно привычных традиционных способов, средств изображения предметов и оформления работ. Поэтому предлагается множество инновационных технологий.
Мы работаем в группе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР – заикание). Так как у этих детей нарушена коардинация движений рук, мелкая моторика пальцев, поэтому мы из этого множества выбрали для себя нетрадиционную работу с нитками – “ниткотворчество”.
Основная задача по нетрадиционной работе с нитками – научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы.
Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает свою работу, то в последствии, в процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.
Пряжа – превосходный, распространенный и доступный материал для творчества. Ведь нитки есть почти в каждом доме, и обычно, в немалом количестве, особенно у тех, кто увлекается вязанием. Существует такой вид рукоделия – поделки из ниток, при этом получаются очень красивые и необычные изделия, а главное, выполненные с душой и теплом рук. Поделки из ниток позволяют нам не только избавиться от оставшихся маленьких клубочков, но и вдохнуть в них новую жизнь.
Для творчества можно использовать любые подходящие по цвету, структуре и толщине нитки, как новые, так и бывшие в употреблении. Поделками можно заниматься для души, в кругу семьи, применять подобные навыки в педагогической практике.
Чтобы научиться создавать поделки из ниток своими руками, потребуются определенные усилия, но тем не менее, освоить этот вид рукоделия может каждый. К тому же, создание различных вещиц из ниток – это еще увлекательное и захватывающее занятие.
Нитки можно сочетать с картоном, бумагой, клеем, бусинами, пуговицами и бисером, проволокой, тканью и т. д. Уникальная поделка станет изюминкой интерьера любого помещения, дополнительным аксессуаром гардероба модницы.
Работа с нитками очень нравится детям, работать можно как коллективно, в подгруппах, так и индивидуально. Такие занятия позволяют детям побольше общаться, вызывают желание создать что-то новое и красивое для своих близких. Работа с нитками развивает мелкую моторику рук, формирует эстетический вкус и позволяет ребенку видеть прекрасное в привычных вещах.
Прежде чем приступить к выполнению работ, нужно приготовить необходимый материал: пряжу разного цвета, ножницы, картон, клей и простой карандаш.
Все это в нашей группе оформлено в творческом уголке «Ниточки – клубочки» и находится в свободном доступе для детей. Занимаясь творчеством с детьми мы освоили азы ткачества (соткали салфетки под горячее), плетение на пальцах, плетение на коктейльных трубочках (сплели браслетики), вязание на картонных кругах и палочках (связали «фенечки», шнурки и повязки на голову – все это применяем в сюжетно – ролевых и театрализованных играх), научились делать помпоны и кисти (из помпонов и кистей сделали игрушки, которые очень хорошо применяем в игровой и театрализованной деятельности).
Каждый педагог – творец! Создание технологии невозможно без творчества. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать. Мы призываем вас творить, осваивать новые технологии и получать колоссальное удовольствие от совместной деятельности и общения с детьми!