Тухватшина Лилиана Руслановна
педагог дополнительного образования
СП ЧОУ «Татнефть – школа» –
детский сад «Каракуз»
г. Альметьевск, Республика Татарстан
Вид проекта: ролево-игровой, групповой
Сроки проведения: средней продолжительности (2 месяца)
Количество участников: 24 человека и родители
Возраст детей: 6-7 лет
Форма проведения
- Сбор информации (чтение, рассматривание иллюстраций)
- Наблюдения
- Просмотр фильма об Альметьевске
- Выпуск плакатов
- Творческая игра «Строим город будущего»
- Выставка рисунков «Город моей мечты»
- Дидактические, подвижные игры
- Изготовление макета
- Выпуск альбома «Мой любимый город»
Цель проекта: воспитание патриотических чувств к родному городу, заботы о будущем города Альметьевск в процессе ознакомления с трудом строителей
Задачи проекта:
1.Активизировать познавательный интерес к объектам социального мира (видеть, находить необычное, удивительное в окружающей действительности нашего города).
2. Формировать познавательные и конструктивные умения: наблюдать, моделировать, сравнивать, анализировать и систематизировать; отражать результаты своих исследований в творческой деятельности.
3.Углублять и систематизировать знания о труде строителей через самостоятельную поисковую деятельность, через освоение социальных ролей в творческих играх.
4.Способствовать эмоциональному, насыщенному, содержательному общению детей друг с другом в игре и продуктивных видах деятельности.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Обоснование актуальности: Формирование общечеловеческих ценностей: любви к родному городу; заботе о будущем родного края; уважение к людям, построивших этот город.
Гипотеза исследования:
Недавно в нашем городе прошел праздник «День города», дети нашего детского сада тоже приняли в этом участие. Они на занятиях рассказали о том, как любят свой город и за что, пели песни, читали стихи об Альметьевске, оформили выставку рисунков о достопримечательностях своего города, встретились с интересными людьми. Через несколько дней в группу принесли емкость с интересным посланием, в котором говорилось, что в день города побывал сам волшебник – старик Хоттабыч. Старику Хоттабычу понравился наш город. Но, вместе с тем он обеспокоен тем, что видел равнодушных молодых людей, которые безразличны к чистоте, неблагоприятной экологической обстановке, ломают скамейки, пишут на стенах домов. Каким же будет этот город через 100 лет? Когда мы спросили детей о том, каким они представляют свой город через несколько лет, кто- то из детей сказал, что наш город может стать серым и мрачным, если люди не будут заботиться о нем. А строители просто не будут строить красивые дома. «Что нужно сделать людям для того, чтобы это не случилось?» – спросили мы. Ребята рассуждали о том, что необходимо много знать, как строить разные здания, дороги, озеленять улицы и т.д.
В соответствии с проблемой и гипотезой исследования дети вместе с воспитателем поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:
- Больше узнать о достопримечательностях своего города;
- Продолжать знакомиться с профессией строителя;
- Творчески перерабатывать полученную в ходе исследования информацию и самовыражаться в различных видах деятельности (игровой, продуктивной).
Что даст работа над проектом?
- Дети больше узнают о своем городе: истории города, о достопримечательностях, о традициях, о многонациональном населении, своеобразии народной культуры, о гербе города.
- У детей будет сформировано представление о том, как строился город и кто его строил.
- У детей возникнет желание принимать дальнейшее участие в благоустройстве города (в озеленении, поддержании порядка, участие в экологических акциях).
- В ходе проекта дети освоят разнообразные социальные роли в коллективной жизни сверстников.
- Дети научаться сотрудничать, отстаивать свои суждения и сравнивать себя с другими.
- У детей возникнет чувство ответственности за общее дело.
- Дети научаться планировать совместную деятельность, согласовывать свои действия и мнения с партнерами.
Этапы работы над проектом
- Подготовительный:
Цель: Формировать познавательный интерес к истории своего города, развивать творческое воображение, побуждать детей к решению проблем.
Формы работы:
- Чтение послания от Старика Хоттабыча;
- Беседа «Каким вы видите наш город через много лет»;
- Проблемная ситуация «Что может случиться с городом, если о нем не заботится?»;
- Домашнее задание – сбор информации о истории города, его архитектурных сооружениях.
Постановка проблемы, беседа, сбор информации.
II.Основной
-Цель:Формировать представления о том, как строился город и кто его строил. Продолжать знакомить детей с трудом строителей; формировать познавательный интерес к процессу строительства зданий, архитектурным сооружениям; воспитывать уважение к труду взрослых.
Формы работы:
- Познавательное занятие «Кто построил этот дом?»;
- Рассматривание иллюстраций о профессиях строителей (каменщик, плотник, штукатур, маляр, электрик, крановщик, инженер, архитектор);
- Рассматривание открыток «Альметьевск»;
- Дид/игра «Все работы хороши»;
- Пальчиковая игра «Целый день: тук- да тук…».
Цель: Уточнять и систематизировать знания детей о строительных профессиях; закреплять навыки ведения групповой и индивидуальной беседы; в строительной игре учить творчески применять ранее приобретенные знания и умения в создании коллективной постройки. Активизировать словарь детей: фасад, фундамент, кровля, витрина, многоэтажное здание. Учить планировать совместную деятельность, согласовывать свои действия и мнения с партнерами.
Формы работы:
Чтение ДжанниРодари «Чем пахнут ремесла»;
Рассматривание картины «На стройке»;
Составление описательного рассказа по картине «На стройке»;
Строительная игра «Улицы нашего города».
-Цель: Знакомить детей с историей родного края, с историей развития строительства домов от древнего мира до сегодняшних дней; развивать умение находить отличительные особенности светлицы, «курной избы» и современных архитектурных сооружений. Учить детей изготавливать из бросового материала дома различной формы и величины, путем склеивания коробок. Развивать творческие умения, фантазию.
Формы работы:
- Познавательное занятие «Путешествие в прошлое родного края»;
- Пальчиковые игры «На полянке стоит дом», «У оленя дом большой»;
- Развивающая игра «Мой дом»;
Цель:Закреплять знания о труде строителя, активизировать в речи детей понятия: монтаж, конструкция, планировка, чертеж, постройка, проект здания, погрузка. Побуждать к навыкам сотрудничества со сверстниками, согласовывать свои действия с мнением партнера.
- Чтение С. Баруздина «Кто построил этот дом», В.Маяковского «Кем быть?»;
- Дидактические игры «Профессии», «Кому что нужно для работы»;
- Этюд «Строим дом»;
- Прослушивание аудиозаписи «Стройка» (шумы);
- Конструирование из лего «Улица моего города».
-Цель: Продолжать развивать интерес и уважение к профессии строителя. Воспитывать желание принимать участие в благоустройстве города.
Формы работы:
- Встреча с интересными людьми ( каменщиком, монтажником, инженером);
- Чтение пословиц о труде;
- Рассматривание иллюстраций дизайна улиц (озеленение, афиши, рекламы, фонтан, т. д);
- Аппликация «Дома на нашей улице».
-Цель: Формировать экологическую культуру, желание принимать участие в природоохранной деятельности. Учить выявлять общие тенденции и делать выводы. Продолжать развивать навыки сотрудничества в совместной деятельности.
Формы работы:
- Проблемная ситуация «А все-таки, каким будет город через 100 лет?»;
- Д/игра «Плохо – хорошо», «Цепочки»;
- Экологическая тревога «Нужно спасать город!» (экологическая тропа);
- Выпуск плакатов «Мы за чистый город!»;
Творческое задание «Спасаем город».
-Цель: Продолжать: формировать патриотические чувства за свой любимый город; чувство ответственности за общее дело. Продолжать учить согласовывать свои действия с мнениями партнера; отстаивать свои суждения.
Формы работы:
- Рассматривание собранных иллюстраций о городе, обсуждение о том, как оформить альбом про город, как его назвать.
- Составление творческих рассказов «Почему я люблю свой город».
- Оформление альбома «Мой любимый город».
-Цель: Воспитывать чувства патриотизма и гордость за свой любимый город; развивать эмоциональную сферу и творческие способности.
Формы работы
- Прослушивание песен о городе Альметьевск.
- Рассматривание альбома «Мой любимый город» – презентация: показать другим группам.
- Строительные игры «Мой двор».
- Подготовка к оформлению макета «Город моей мечты» (изготовление макетов деревьев, дорожных знаков, плакатов, афиш, атрибутов для отдыха и т. д)
III. Заключительный этап
Цель: Творческое применение полученных знаний на практике.
Формы работы:
- Презентация макета «Город моей мечты»;
- Творческая игра «Новый микрорайон»;
Результаты проекта:
- Макет«Город моей мечты»;
- Фотоальбом «Мой любимый город»;
- Творческая игра «Новый микрорайон».
Автор: Тухватшина Лилиана Руслановна
Педагог дополнительного образования
СП ЧОУ «Татнефть – школа» – детский сад «Каракуз»
г. Альметьевска, Р.Т.