Горбунова Ирина Петровна
старший воспитатель
МБДОУ Д/с №10 «Светлячок»
г. Альметьевск, Республика Татарстан
Когда мы слышим знакомую фразу «С чего начинается Родина?», у многих не осознанно всплывают образы из известной песни Марка Бернеса: картинки в букваре, школьные товарищи, двор, мама… Образы разные, но объединяет их одно что-то важное, связанное с детскими воспоминаниями. И от того какими будут эти воспоминания, во многом зависит жизнь человека, процветание его страны. Сегодня воспитание становится приоритетной задачей, стоящей перед системой образования. Владимир Владимирович Путин отметил, что никакой другой национальной идеи, кроме патриотизма, в России не может быть. Патриотизм не заложен в генах, он не наследуется, а формируется нами, взрослыми. Как сделать так, чтобы два слова «Патриотизм и ребенок» стали друг другу ближе и понятнее?
Работу по ознакомлению дошкольников с родным городом проводили в сотрудничестве с родителями воспитанников. Родители вместе с детьми посетили военные памятники города. Кроме того, мы познакомили дошкольников с храмами города, памятными местами, связанными с именами людей, прославивших своим талантом наш город. Хочется верить, что, познакомившись с историей города, культурными ценностями, видя, как заботятся жители города о его благополучии, чувствуя заботу города о себе, дети вырастут достойными гражданами своего города, станут оберегать его, как многие века поступали их предки, гордиться им и любить его.
Для укрепления связи семьи с системой патриотического воспитания детей важно развивать именно средства эмоционального воздействия на формирование одухотворенного восприятия с детства к месту своего рождения, то есть к малой Родине своей.
Именно через семью происходит формирование личности ребенка, а затем и взрослого человека. Родители прививают дошкольнику любовь к свои близким, психологическую устойчивость, первичные знания о жизни и, конечно же, любовь к своей Родине, то есть патриотизм.
В первую очередь, патриотизм в семье прививается дошкольнику на основе эмоций, так как дети не всегда просто так воспринимают какую-то информацию, при разговоре с ребенком по поводу патриотизма, межнациональных отношениях в форме игры нужно переживать лишь позитивные эмоции. В настоящее время существуют еще и межнациональные семьи, и их количество все возрастает, а это значит, что дошкольники из таких семей вырастают более воспитанными со стороны отношений между нациями и народностями, с интересом и восхищением относящимися к обычаям, традициям, языку и другим элементам других народов. Можно сказать, что семья в любое время, хоть в древнее, хоть в советское, хоть в настоящее выступает в качестве главного регулятора в воспитании своих патриотов еще в дошкольном возрасте.
В ДОУ прошла декада патриотического воспитания, в рамках которой были проведены разнообразные мероприятия: тематические беседы, выставки: «Моя семья», «Наши замечательные папы», «Загляните в мамины глаза», «Край любимый и родной», праздник «Планета Земля – наш дом!». Неотъемлемой частью патриотического воспитания дошкольников являются народные игры. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. Радость движения в них сочетается с духовным обогащением детей. В детском саду функционирует кружок, цель которого знакомство дошколят с играми разных народов.
В работе по данному направлению используем следующие методы:
1. Квест-игра. Нами была проведена квест-игра «Дорогами отцов», посвящённая героическим страницам из истории нашей страны, нашего города. Дети через «тоннель времени» попали во времена Гражданской, Великой Отечественной войны, узнали, какие памятные места города рассказывают нам об этих событиях.
2. Видеоэкскурсии. Направлены на развитие творческого потенциала детей. Они позволяют ребятам участвовать в создании проекта будущего видеофильма, подборке необходимого материала, костюмов, предметов, экспонатов из музейного фонда, музыкального сопровождения. И, конечно, они могут проявить себя, как талантливые экскурсоводы. На странице сайта нашего детского сада представлены такие видео экскурсии, как «Дерево рассказывает сказки», «Предметы старинного быта» и другие.
3. Метод проектов интересен тем, что объединяет усилия педагогов, воспитанников и их родителей. Он повышает самостоятельность детей, учит их способам нахождения и сбора необходимой информации, умению её преподнести. Были реализованы такие проекты, как «Моё генеалогическое древо», «Эхо прошедшей войны», «Здравствуйте – это мы!», «Мой город». Знакомя детей с обрядовыми праздниками, которые были частью труда и быта народа, мы даем возможность детям познакомится с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
4. Участие детей в народных праздниках. Мы знакомим детей с такими народными праздниками, как Святки, Масленица, Закликание весны. Ребята учатся петь колядки, узнают о традиции колядования, разучивают некоторые народные игры, хороводы, лепят из теста жаворонков, знакомятся с народными и обрядовыми куклами, учатся их делать. Чтобы было интересно, мы используем именно деятельностный подход.
В своей работе я стараюсь использовать разнообразные презентации, где дошкольники могут любоваться красотой различных пейзажей, изделий народного творчества во время просмотра слайдов. Яркие впечатления об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, часто остаются в памяти человека на протяжении всей его жизни и формируют черты характера, позволяющие ему в детстве стать патриотом и защитником Родины. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои возможности формирования высших нравственных чувств, к которым относятся чувство патриотизма, в том числе ответственность перед обществом, глубокой духовной привязанности к семье, дому, родине, родному характер, а также толерантное отношение к окружающим.
Построенная таким образом работа в нашем учреждении способствует формированию ребенка как гражданина своего поселка, своей страны, настоящего патриота. Патриотизм очень важен для становления и развития личности. К.Д. Ушинский говорил о патриотическом воспитании: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [3]
Список литературы
1. Аблитарова А.Р., Ястребцова А.О. Воспитание нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста посредством основ патриотических чувств // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – № 2.
2. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.:ЦГЛ, 2005. 3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. Виноградовой А.М., – М., 1980. 4. Детям о Великой Победе / Казаков А.П., Шорыгина Т.А., 2007 г.
3. Ушинский К.Д. Моя система воспитания. О нравственности