Милащенко Юлия Михайловна
концертмейстер
МБУДО «Детская музыкальная школа
им. Дж.Файзи»
г. Казань, Республика Татарстан
Профессия концертмейстера — увлекательная и непростая. Современный концертмейстер является универсальным специалистом и поэтому он должен владеть как общими, так и специализированными знаниями в музыкальной среде. А так как он владеет большим диапазоном знаний и навыков, то он востребован в музыкальных учебных заведениях, в ДМШ, ДШИ – на вокальном, хоровом, струнно-щипковом, хореографическом отделениях.
Какими же навыками должен владеть концертмейстер?
Это – читка нот с листа, подбор по слуху, транспонирование, работа в ансамбле. Чтобы стать профессиональным концертмейстером, нужно много и упорно учиться. Я бы еще добавила практический опыт работы: выступления с солистами на концертах, экзаменах, конкурсах различного уровня. Концертмейстер несет ответственность за окончательный результат, поэтому наша профессия считается трудной, требует много сил и внимания. Это не просто музыкант, он организатор, педагог, психолог. Главное качество – общая музыкальная одаренность. Она предполагает наличие музыкального слуха, чувства ритма, артистизма, образного мышления, фантазии. А мобильность, скорость, активность – наиболее важные качества для профессиональной деятельности концертмейстера.
Концертмейстер в классе хореографии должен своей игрой направлять учащихся не только на правильное, точное исполнение упражнения, но и на побуждение его к эмоционально окрашенным, четким, синхронным, согласованным движениям. Музыка не должна являться просто фоном к исполнению движения.
Чтобы стать хорошим концертмейстером в классе хореографии, недостаточно быть хорошим пианистом, необходимо умение общаться, способность передать в каждом произведении свое отношение и настроение под каждый элемент движения в хореографии. Далеко не каждый превосходный концертмейстер может заниматься таким сложным и серьезным делом. Для этого необходимо иметь некоторые врожденные, естественные способности, которые практически невозможно приобрести, поскольку даже усердно занимаясь и прикладывая огромные усилия, не всегда удается развить в себе концертмейстерские способности.
Пианист должен иметь творческие способности и богатую фантазию, неограниченное восприятие, которое позволяет увидеть все задуманное вместе с хореографом, как единое целое: движение, позы, постоянно меняющуюся картину и это все вместе должно быть гармонично. Таким образом, чтобы быть настоящим концертмейстером в классе хореографии надо иметь и артистические способности, и творческое мышление, знать свое искусство в совершенстве, безупречно владеть техникой. Настоящий концертмейстер имеет за плечами богатый опыт, который очень многое почерпнул когда-то у своих учителей. Работая в классе хореографии, концертмейстер должен иметь высокий уровень общей культуры, он должен знать историю танца и музыки, должен иметь представление о нравах и обычаях различных народов в те или иные времена.
Когда хореограф слушает прекрасные мелодию, божественные звуки, его посещает вдохновение и это вдохновение он пытается выразить в танце. Концертмейстер же, как музыкант, помогает доступными ему выразительными средствами, передать настроение в музыке на тот или иной сюжет. Между звуком и движением не должно быть никакого несоответствия, у зрителя должно возникать ощущение, что музыка и танец является единым целым. Все детали должны гармонировать с движениями танца, с его сюжетом, с музыкальным сопровождением.
Задача пианиста на уроке классического танца – озвучивание упражнений, их музыкальное оформление. Это предполагает необходимость определенных методических знаний.
Учебный материал каждого класса насчитывает несколько десятков движений. У каждого движения есть своя интонационно-ритмическая основа, есть свой жанр, темп, характер. Это все должно найти отражение в музыкальном сопровождении, иначе нарушится взаимосвязь выразительных элементов музыки и танца, что приводит к несогласованности звучания и движения.
В настоящее время существует обилие разнообразного нотного материала для концертмейстеров и это проблема, потому что этот материал нужно правильно разместить в репертуарной папке, а потом еще и быстро найти нужные страницы во время занятия! А ведь как не хочется играть одну и ту же музыку из урока в урок. Тем более, что есть огромное желание познакомить учеников как можно с большим количеством классических произведений мирового балетного репертуара и не только!
Для музыкального сопровождения урока танца обычно широко используется балетная, танцевальная, оперная и симфоническая музыка. Чем больше, разнообразнее исполнительский репертуар концертмейстера, тем плодотворнее его деятельность. Урок хореографии представляет собой своего рода калейдоскоп, мозаику хореографических комбинаций, разных по характеру, технике исполнения и видами. По традиции урок начинается с экзерсиса. Экзерсис—это ряд разнообразных движений, которые развивают мускулатуру ног, их выворотность, постановку корпуса, рук и головы, координацию движений. Эти упражнения располагаются в порядке возрастающей трудности и повторяются по одному разу с каждой ноги для развития техники учащихся.
В повседневной практике занятий утвердился следующий порядок упражнений у станка:
- Поклон;
- Demi-grand plie;
- Battement tendu;
- Battement tendu jete;
- Rond de jamb par terre;
- Battement fondu;
- Battement frappe;
- Rond de jamb en l’air;
- Grand battement;
- Adagio.
Вторая часть урока – Allegro – посвящена работе на середине зала, а также прыжкам и различным турам.
Музыкальный материал в младших и старших классах отличается. Музыкальные примеры в младших классах должны быть простыми, их содержание и характер логически завершенными, понятными, гармонически ясными и эмоционально окрашенными. Желательно подбирать такие произведения, в которых отсутствует большой затакт, так как учащимся очень важно услышать сильную долю, ведь с нее начинается каждое движение.
В старших классах музыкальный язык усложняется:
- ритмический рисунок становится более разнообразным и сложным;
- темпы ускоряются;
- ускоряется метрическая пульсация: счет идет не на каждую долю, объединяются 2-3 доли на «раз»;
- увеличивается объем исполняемого фрагмента;
- преобладают произведения с более насыщенной гармонией, с отклонениями и модуляционными переходами;
- усложняется музыкальная фактура;
- используется затакт.
Музыку для сопровождения танцевальных упражнений необходимо постоянно пополнять и разнообразить. Постоянное звучание на уроках одного и того же марша или вальса ведет к механическому выполнению упражнений танцующими. Но здесь есть и другая крайность: слишком частая смена сопровождения рассеивает внимание учащихся.
В плане музыкального воспитания концертмейстер имеет возможность научить детей выделять в музыке главное: передавать движением различный интонационный смысл (ритмическое, мелодическое и динамическое начало).
Все это можно делать на любых этапах занятий: и в упражнениях, и в танцевальных этюдах.
Умело подобранная музыка, красивая мелодия, сочная гармония, эмоциональное исполнение, взаимопонимание танцовщиков и концертмейстеров- все это помогает выполнять урок классического танца с максимальной отдачей. Естественно, что такая работа приносит соответствующие плоды.
Пианисты должны знать ряд правил, придерживаться которых на уроке классики очень важно:
- Недопустимо играть слишком громко, форсированным звуком. Урок продолжается полтора часа и такой «звук» не пойдет во благо никому;
- Пианист должен знать точный перевод каждого движения и характер его исполнения т.к. вся балетная лексика идет на французском языке;
- Урок классики строится на импровизационном материале т.к. урок классики это живое взаимодействие музыки и пластики.
- Музыкальное сопровождение должно прививать ученикам эстетические навыки, а также осознанное отношение к музыке. Оно приучает слышать фразу, разбираться в характере музыки, динамики и ритме;
- Все комбинации должны строиться с учетом музыкальной фразы (тактовой квадратности), начинаться и заканчиваться вместе с ней. Музыкальные фразы могут быть малые и большие: четыре такта, восемь, шестнадцать, тридцать два и т.д.
- Не следует засорять аккомпанемент обилием лишних звуков—трелей, форшлагов, арпеджио. Особенно это важно в младших классах, музыка является своеобразной подсказкой: одно движение – одна нота, два движения – две ноты;
- Важно обращать внимание на акценты т.к. одни движения выполняются на сильную долю, другие – из-за такта.
Это общие рекомендации, предваряющие непосредственную работу над музыкальным материалом для урока классического танца.
От мастерства концертмейстера зависит многое: его вдохновение и приподнятое настроение обязательно передается ученикам, и тяжелый балетный труд становится легче, приносит радость от общей слаженной работы.